Программа возвращения соотечественников: состояние и перспективы
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом принята указом Президента РФ 22 июня 2006 года. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию.
14 сентября 2012 года президентом Путиным был подписан указ, содержащий новую редакцию программы и сделавший её бессрочной.
Соотечественниками считаются:
- граждане России, проживающие за рубежом;
- лица, имевшие гражданство СССР, проживающие в странах бывшего СССР и получившие гражданство этих стран или ставшие лицами без гражданства;
- выходцы из России и СССР и их потомки.
Переселенцам положен ряд льгот:
- разрешено беспошлинно ввозить своё имущество
- компенсируются затраты на проезд и провоз багажа (одного пятитонного контейнера для трех членов семьи, более трех членов семьи - два пятитонных контейнера)
- один легковой автомобиль можно также ввезти без уплаты таможенной пошлины
Регионы России, участвующие в программе, были разделены на три категории («А» — преимущественно стратегически важные для России приграничные территории; «Б» — территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев, «В» — территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток).
С 2013 года изменилась категорийность территорий вселения. Вместо существовавших трех типов («А», «Б» и «В») выделены «территории приоритетного заселения» и все остальные «территории вселения». Утвержден перечень регионов России, которые будут приоритетными при переселении соотечественников на постоянное место жительства в 2014 году. Соотечественники-переселенцы будут пользоваться максимальным уровнем государственной поддержки в следующих регионах России: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область.
Правительство России ранее утвердило новые правила переселения соотечественников и постановило выделить территории приоритетного заселения. "Подъемные" при переезде на такие территории увеличены со 120 тыс. до 240 тыс. рублей на заявителя и до 120 тыс. рублей — на каждого члена семьи переселенцев.
При переселении участник программы и члены его семьи получают государственную гарантию и социальную поддержку, в частности, оплачивается стоимость переезда на постоянное место жительства, компенсируются расходы на уплату государственной пошлины, выплачивается единовременное пособие на обустройство («подъёмные»), в течение первых шести месяцев при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50 % от прожиточного минимума в регионе.
15. Механизм регулирования миграционных процессов в субъектах РФ (на конкретном примере региона)
Начиная с 1989 года край принял порядка 1 млн. человек (беженцев, вынужденных переселенцев и т.п.). Учитывая общую численность населения Кубани, можно сделать вывод, что каждый пятый житель здесь - мигрант.
Особую озабоченность вызывает то, что миграция с 1988 года стала единственным источником роста населения края. Миграционный прирост в регионе в последние годы остается одним из наивысших в стране. Он в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели, и это при том, что плотность населения в крае составляет 67 человек на кв. км.
В целях осуществления контроля за миграционными процессами и снижения темпов миграции в край Законодательным Собранием края в 1995 г. был принят Закон "О порядке регистрации, пребывания и жительства на территории Краснодарского края". Закон был разработан в соответствии с Конституцией РФ (ст. 11 и ч.З, ст. 17) и с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края. Реализация данного закона привела к ощутимым результатам - по данным миграционной службы края миграционный поток ослабевает из года в год.
Принимая во внимание приграничное расположение Краснодарского края, близость к очагам межнациональной напряженности, скудность выделяемых финансовых средств для развития социальной инфраструктуры, необходимо ввести определенные ограничения на поселение на территории Краснодарского края, в первую очередь в отношении лиц без гражданства и граждан зарубежных государств, а также принять необходимые меры по перераспределению миграционных потоков в другие регионы РФ
Ввиду сложной миграционной и этнополитической ситуации, близости к зонам вооруженных конфликтов и наличия внешних сухопутных границ с Грузией и морских с Украиной и Турцией особую остроту обрел вопрос о предоставлении Краснодарскому краю статуса приграничного региона
16. Академическая и образовательная миграция в РФ: состояние и перспективы
В основном в центральный регион:Университет дружбы народов, МГУ и Государственный институт русского языка им. Пушкина.
Специфичность действительности России в том, что в стране существует большой недостаток специалистов высшей категории и, в то же время, дефицит работников с низкой квалификацией – в отрасли, расценивающиеся местными жителями как непрестижные: с тяжелыми условиями деятельности, низкими заработками, сезонностью.
Прогнозы статистического ведомства в данном направлении вовсе не оптимистичны: за период с 2007 до 2025 года население России сократится на 8,5 млн человек, трудоспособного населения станет всего 16,4 млн человек. Против таких потерь автоматизация и механизация труда просто бессильны, и, даже если будут эффективно и быстро приняты соответствующие изменения к демографической политике, ощутимый результат от них будет заметен минимум через 15 – 20 лет.
Эффективная образовательная миграция – один из основных механизмов решения подобной проблемы, так как ее политические, социальные и экономические выгоды совершенно очевидны.
На сегодняшний день безусловным лидером на мировом образовательном рынке является США, под контролем которой находится третья часть мирового финансового оборота образовательной категории. По данным ЮНЕСКО, Швейцария «приютила» наибольшее количество иностранных студентов, которых всего в университетах страны 16%, тогда как в России данный показатель равняется всего 1,5%.
Образовательную миграцию необходимо выделить в отдельное направление политики страны в сфере миграции, и совершенствовать и дополнять существующую правовую основу, отталкиваясь от особенностей отрасли. И, хотя на сегодня законодательная база в этой отрасли сильно ограничена ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Законом «О правовом положении иностранных граждан», миграционная политика все же приобрела более либеральные черты:
упрощены правила регистрации иммигрантов; разрешительную регистрацию мигрантов заменено на уведомительный порядок учета по месту пребывания; можно удлинить срок временного проживания до 180 дней, а затем и до года.
Выгода экспортера образования, пожалуй, совершенно очевидна: государство, не затрачивая средств на детский период будущих абитуриентов, получает плату, предоставляя образовательные услуги, и затем – молодого специалиста, полностью интегрированного в принимающее общество, и члена социума.
Проведением более активной политики в сфере учебных миграционных процессов Россия сможет существенно повысить степень управляемости иммигрантами, получить дополнительную область сотрудничества с республиками, ранее входившими в СССР, и, самое главное, молодых граждан нужных специальностей, знающих язык и интегрированных в общество. И даже если, окончив обучение в российском вузе, студент-иностранец вернется к себе на родину, Россия также получит положительный результат: иностранец увезет и непроизвольно будет распространять в своем окружении сведения о качестве образования в вузах РФ, элементах российской культуры, технологиях, а значит поспособствует возникновению перспективы использования отечественного оборудования, стандартов и пр.