Сила и слабость тоталитарных систем
Установление тоталитарных режимов приносило весьма неоднозначные результаты, причем не только отрицательные. В Италии, например, государство широко финансировало машиностроительные и металлургические предприятия, что спасало их от банкротства в годы Великой депрессии; власти давали средства на проведение геологических изысканий, на развитие тяжелой, добывающей и синтетической промышленности, энергетики. Еще в 20-е гг. удалось решить зерновую проблему, а до этого Италия была вынуждена ввозить из-за границы до 20% потребляемого хлеба. Но за счет повышения таможенных пошлин, централизованных закупок зерна, освоения целинных земель страна стала обходиться собственными ресурсами. Затем, уже в 30-е гг., в Италии была создана система социального страхования, введена семейная надбавка к заработной плате, которая также постепенно повышалась.
Безусловные экономические успехи были достигнуты и в Германии. Уже к 1936 г. в стране была полностью ликвидирована безработица, а уровень развития тяжелой индустрии в сравнении с 1928 г. вырос на 18,5%. При этом шла усиленная милитаризация экономики, но на соответствующих предприятиях уровень заработной платы был особенно высок, что, разумеется, могло вызвать у населения только поддержку.
Беспрецедентный прорыв в индустриальную цивилизацию совершил Советский Союз. К началу Великой Отечественной войны (начиная, по сути дела, с 1928 г.) был создан ряд новых отраслей промышленности (станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.). построено до 9 тыс. крупных предприятий. Рост промышленного производства в этот период стабильно держался на уровне 15—18% в год. В результате СССР удалось достичь экономической независимости от Запада в области стратегических поставок, страна приблизилась по производству нефти, угля, электроэнергии, стали, цемента и т. д. к ведущим европейским державам, а но некоторым показателям даже опередила их. Был достигнут значительный прогресс в социальной сфере, активно велись научные разработки в авиастроении, машиностроении, химии и т. д. Весьма успешно развивалась и военная промышленность, где были созданы современные (в том числе и оригинальные) виды вооружений, началась разработка ракетной
техники.
Тем не менее ценность достижений тоталитарных режимов была весьма относительной. Во-первых, экономическое развитие шло неравномерно: предпочтение отдавалось, как правило, тяжелой индустрии и военной промышленности. Мощные прорывы в этих сферах производства осуществлялись в ущерб развитию легкой промышленности и сельского хозяйства. Яркий тому пример — серьезные диспропорции в экономике СССР, дающие себя знать и сегодня.
Во-вторых, впечатляющие «скачки» вперед реализовались не только за счет государственного планирования и энтузиазма масс (хотя и эти факторы имели большое значение). Весьма активно использовались и механизмы насилия. В Германии, например, после установления тоталитарного режима рабочие довольно быстро были лишены права на забастовки, им запрещалось самовольно менять работу и место жительства, выезжать за границу. А в Италии еще в 1928г. крестьянам было запрещено покидать землю без разрешения властей. Примерно тогда же и в СССР крестьяне были фактически закреплены :п\ колхозами, вплоть до 50-х гг. им не выдавали паспортов. В тоталитарных государствах, как правило, лишались самостоятельности профсоюзы, запрещались все партии, кроме правящей. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кто лишь подозревался в инакомыслии.
Жесткий контроль государства над обществом особенно активно применялся в фашистской Германии и и СССР. Этот контроль, порождавший в обществе атмосферу страха и неуверенности, не уравновешивался даже значительными достижениями в сфере социального обеспечения, плоды которых были доступны далеко не всем. В СССР, например, колхозное крестьянство пользовалось заметно меньшими социальными и прочими благами, чем горожане.
В-третьих, сосредоточение огромной власти в руках одного лидера (или небольшой кучки правящей элиты) нередко приводило к военным, политическим или экономическим авантюрам. За тяготы второй мировой иойны, развязанной фашистским руководством Германии во главе с Гитлером, пришлось заплатить дорогую цену всему миру (в том числе и самим немцам). Хороню известно, какой урон был нанесен нашему обществу || годы тоталитарного правления. И дело не только в подавлении любого инакомыслия с помощью расстрелов или водворения в ГУЛАГ и весьма условном характере
и мократических прав, провозглашенных на бумаге, i 'иловые методы в области экономики привели, напри-ml'p, к хроническому кризису в сельском хозяйстве -, же в годы массовой коллективизации. А объявление
i-иетики и кибернетики «лженауками» крайне пагубно отразилось на развитии некоторых отраслей советкой науки, в целом переживавшей явный подъем. Эти " другие бессмысленные акции наносили вред и самой юталитарной власти, но, как ни парадоксально, были - побочным» следствием ее природы.
Как показало время, тоталитаризм не в состоянии довести до конца и решение своей главной задачи — модернизацию. Модернизировалась не экономика в целом, а лишь ее отдельные (хотя и весьма важные) отрасли. На развитии тоталитарных государств отрицательно сказывалось и то, что их власти постоянно прибегали к методам принуждения в сфере политики и социальных отношений, а это не соответствовало требованиям современной эпохи цивилизационного развития и самой сути модернизации (см. с. 312— 815). За внешней мощью тоталитарного государства скрывается органически присущая ему внутренняя слабость, что рано или поздно приводит его к гибели.
Вторая мировая война привела к крушению тоталитарные режимы в Германии и Италии. Фашистский вариант тоталитаризма оказался наиболее нежизнеспособным. Правда, в Испании и Португалии режимы фашистского типа существовали еще три десятилетия, во, как считают многие историки, тоталитаризм в этих странах с самого начала был «умеренным», а после 1945 г. постепенно изменялся в сторону демократизации.
Иначе обстояло дело с тоталитаризмом в СССР. Его позиции и внутри страны, и на международной арене укрепились после победы во второй мировой войне. Вдоль границ СССР в Европе и Азии возник социалистический лагерь, который охватила своего рода «вторая волна» тоталитаризма. Во многом это происходило под влиянием и в результате прямого вмешательства СССР, но также и в силу тех внутренних причин, о которых уже шла речь. Следует также учитывать, что политический режим новых социалистических стран не был буквальной копией советского: его «родовые» черты имели свои вариации и не всегда отличались
жесткостью.
Длительное существование советского тоталитаризма объясняется тем, что, несмотря на все его теневые стороны, в его основе сохранялось гуманистическое ядро, связанное с идеалом социализма. Вопреки довольно распространенному, особенно на Западе, ню о внутреннем сходстве фашизма и советского
ггнризма, это, конечно, явления разного порядкя ('• < 'ССР при всех искажениях идеи самого справедм и миги общества одновременно шла и адаптация к ней.
1" того, после смерти И. В. Сталина (1953) совет-«I- пи тоталитаризм приобрел более мягкие формы, что и продлило его существование. Крушение тоталитаризма в СССР и других социалистических странах на
г- 80—90-х гг. стало важнейшим событием конца X X в. Сегодня тоталитарные режимы в различном виде еще сохраняются в Северной Корее, Ираке, на Кубе, п некоторых других странах. И хотя несостоятель-ингтъ их, казалось бы, убедительно доказана истории-u, ьряд ли кто-либо рискнет сказать, что тоталитаризм как явление изжил себя окончательно.
Тоталитаризм — один из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху, когда люди поверили во всемогущество социальной инженерии, то есть «плановой», полностью регулируемой перестройки структуры общества: когда чело-пек, сам того не замечая, постепенно превращался в • колесико и винтик» производственной и государственной машины. Отсутствие у индивида способности и самостоятельно принимать решения стало осно-|п|й для появления тоталитаризма.
Не случайно известный психолог и философ '. Фромм даже в самых демократических государствах видел ростки тоталитаризма:
«Мы не замечаем, что стали жертвами власти но-iiio рода. Мы превратились в роботов, но живем под нлиннием иллюзии, будто мы самостоятельные индн-пиды... Индивид живет в мире, с которым потерял «"•е подлинные связи, в котором все и вся инструмент 'iлизированы; и сам он стал частью машины, сома и ной его собственными руками. Он знает, каких ii-n'лей, каких чувств, каких желаний ждут от него in ружающие, и мыслит, чувствует и желает в соот-щ-к-тиии с этими ожиданиями, утрачивая при этом i ипе «я»...*
Вопросы и задания
1.Дайте определение то тали гарного режима.
2.В странах какого типа возникал тоталитаризм? Какие для этого требовались условия?
3. Почему массы на определенном этапе перестают поддерживать тоталитарный режим? Почему именно фашизм явился самым недолговечным и нежизнеспособным видом тоталитаризма?
Капитализм в xx веке
На протяжении XX в. капиталистическая система претерпела значительные изменения и в экономике, и в сфере социальных отношений, и в политической структуре. Это происходило в процессе напряженной борьбы с несовершенством самой системы, наглядно проявившейся в XX столетии.
Кризисы капитализма
Серьезные недостатки капиталистической системы обнаружились уже в ходе первой мировой войны, от которой более всего пострадала Европа. В целом последствия войны в экономике удалось преодолеть примерно к середине 20-х гг., но не везде. Так, в Англии довоенный уровень был достигнут лишь к
1929 г.
На исходе первой мировой войны и сразу же после нее произошли революции в России, Германии и в различных национальных областях развалившейся Австро-Венгрии. В ряде стран восставшие выдвигали требования провести социалистические преобразования и установить диктатуру пролетариата. На практике такая программа была реализована только в России, но уже само по себе растущее влияние идей социализма '!" >|>ило о глубоком недовольстве масс господствовавгогда строем. В последующие годы социал-демоеские и коммунистические движения актиi миались, причем не только в Европе. В то же времи наметилась явная активизация и полярного
.ия — фашизма.
Но случайно в 1918 г. О. Шпенглер в своей нашути книге «Закат Европы» утверждал, что Запад -мин Европа, по сути дела, завершает свой жизненный цикл и вскоре должна погибнуть. Тревожные предчув-• i им» великого философа имели веские основания. Зарождавшийся в 20-е годы фашизм действительно угро-подорвать основы западноевропейской и мировой нмнилизации в целом. А возникновение первого в ми-|ч- социалистического государства наглядно показало, что капиталистическая система недостаточно прочна и совершенно иной, полностью противоположный ей (•трои может появиться не только в теории, но и на практике.
Относительная стабилизация, наступившая примерно в 1924—1925гг., была недолгой. В 1929г. начался затяжной экономический кризис — уникальный по масштабам, продолжительности и глубине по.(действия на жизнь общества. Кризисы перепроиз-нодства довольно часто происходили и прежде, но они никогда не имели такого глобального характера, а i лцвное — спад производства быстро сменялся подъемом. Экономический кризис 1929—1933гг., названный Великой депрессией, в той или иной степени охва-i нл едва ли не все государства Европы, Азии и Амери-i ц, включая колонии и зависимые страны: ведь рынок '•олее не нуждался в поставках сырья. Только СССР, полые экономические структуры которого были прак-i пчески независимы от Запада, остался не затронутым кризисом.
В годы Великой депрессии промышленное произ-модство капиталистических стран было отброшено к уровню начала века. Несколько десятков миллионов человек стали безработными, а отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты делало их положение совершенно невыносимым. Власти не были готовы к такому трагическому повороту событий, ибо в XIX в., в эпоху свободной конкуренции, преобладало мнение, что правительство не должно вмешиваться в экономику.
В этой тяжелейшей ситуации власти некоторых стран сумели найти выход, прибегнув к новой социальной политике, в определенной мере опиравшейся на теории видного английского экономиста Джорджа Кейнса. В книге «Теория занятости, процента и денег» Кейнс дал свое объяснение причины возникновения кризисов и изложил методику борьбы с ними. Кризис перепроизводства, по Кейнсу, вызван диспропорцией между новейшими технологиями, позволяющими осуществить массовое производство продукции, и покупательной способностью масс, доходы которых весьма невелики. Преодолеть или смягчить это противоречие способно только государство: оно должно снижать уровень безработицы, давать пособия терпящим банкротство предприятиям, регулировать цены. Кейнс не отказывался от идеи рыночной экономики, но он полагал, что нельзя делать ставку только на стихийную работу ее механизмов — их необходимо дополнять и корректировать методами государственного регулирования. Теория Кейнса сыграла и продолжает играть огромную роль в современном капиталистическом мире. Именно с ее помощью капитализм, потрясенный Великой депрессией, получил новый импульс к развитию.
Но тогда, в 30-е гг., далеко не все страны, охваченные кризисом, воспользовались советами Кейнса. Попытки изменить капиталистическую систему «сверху», с помощью либеральных реформ, были сделаны лишь в нескольких странах, прежде всего в США, государствах Скандинавии, Франции и Испании. При этом далеко не везде удалось достигнуть достаточт. ощутимых результатов. В лидирующем положении оказались США и Скандинавия (особенно Швеции).
«Новый курс» Ф. Рузвельта
Франклин Рузвельт, бывший президентом США в I'l.'l.'l — 1945гг., стал инициатором целого комплекса |пч|и>рм, призванных не только устранить последствия * ризиса, но и оздоровить американское общество в ценим. В рамках «нового курса» Рузвельта была органи-мтина помощь нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общест-исииых работах, субсидировавшихся государством. Предпринимателям разрешалось объединяться по отраслям и договариваться об условиях конкуренции, «•ели при этом соблюдались стандарты занятости, а рабочим предоставлялось право на коллективную шщиту своих интересов. Был установлен контроль in выпуском ценных бумаг, принят закон о социальном обеспечении, предусматривавший страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам и инвалидам. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов, кроме того, закон устанавливал систему государственного регулирования трудовых отношений. Правительство получало право устанавливать минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальную продолжительность рабочей недели. С целью более справедливого распределения национального дохода Лили повышены налоги на наследства, сверхприбыль " Т. Д.
В целом благодаря «новому курсу» индивиду-нлизм, присущий американскому капитализму, был г корректирован, а население страны получило право на социальную поддержку государства.
Шведская модель
Курс реформ был успешно осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Особенность так называемой шведской модели состоит в том, что в ее реализации важнейшую роль сыграла социал-демократическая партия, почти бессменно правившая страной в 1932—1982 гг. Кроме того, в отличие от США в Швеции к 30-м гг. уже была создана определенная база для либеральных реформ. Социал-демократы, имевшие внушительное представительство в риксдаге (парламенте Швеции), добились к этому времени всеобщего избирательного права, страхования от несчастных случаев на производстве, выплаты пенсий, признания профсоюзов и т. д.
Этот же курс продолжали и реформы, принятые после прихода к власти социал-демократов. Буквально за несколько лет было введено государственное страхование по безработице, пенсионное обеспечение, двенадцатидневный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности, право на получение пособий на детей и т. д. Важной мерой гармонизации социальных отношений стало соглашение между центральным объединением профсоюзов Швеции и объединением предпринимателей, согласно которому условия коллективных договоров (в первую очередь тех, что касались заработной платы) должны были составляться только при участии обеих сторон.
В результате в Швеции контроль государства над экономикой заметно усилился (хотя и не в такой степени, как в США). Это особенно касалось сельского хозяйства: правительство давало крестьянам субсидии, ограничивало ввоз зерна из-за рубежа.
Реформы рузвельтовского «нового курса» и реформы социал-демократов в Швеции в конечном счете сыграли значительную роль не только в преодолении экономического кризиса. Они имели гораздо более важное и долговременное значение, ибо благодаря им начали разрабатываться механизмы создании государства всеобщего благосостояния, то есть демократического государства, выражающего интере-о,| не какого-либо одного класса, а общества в целом » смягчающего чрезмерное социальное неравенство.
Менее удачными оказались попытки оздоровления пыцества во Франции и в Испании, где в середине .'«1-х гг. к власти пришли так называемые Народные Фронты — коалиционные правительства, в которых |>ыли представлены самые различные партии, включая социалистов и коммунистов. Целью Народных Фронтов являлась не только борьба с последствиями кризиса, но и решительное противостояние угрозе фашизма. Народные фронты осуществляли реформы по социальной защите населения, близкие «новому кур-гу» Рузвельта и шведской модели. Но все эти преобразования проводились непоследовательно, а затем были прерваны. Во Франции Народный фронт, не сумев i правиться с инфляцией и внутренними противоречиями, прекратил существование уже в 1938г. А в Испании вспыхнула гражданская война, которая в 1939 г. завершилась победой профашистских сил и установлением диктатуры генерала Ф. Франко.