Профилактика экстремизма сотрудниками исправительных учреждений

Оперативные аппараты уголовно-исполнительной системы России наряду с иными подразделениями вносят свой вклад в систему профилактики проявлений экстремизма.

По состоянию на 01.04.2014 в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится 277 осужденных за преступления экстремистского характера; при этом вероятность роста числа осужденных за данные преступления, как показывает практика, напрямую зависит от динамики роста регистрируемых преступлений. Выступая на расширенной коллегии МВД России 21 марта 2014 г., Президент РФ В.В. Путин особо отметил, что, несмотря на снижение общего числа преступлений, количество преступлений экстремистского характера, представляющих угрозу всему обществу, неуклонно растет[14]. Так, количество зарегистрированных преступлений экстремистского характера, по данным МВД России, с 2003 по 2013 г. возросло в 4,4 раза (с 157 до 696)[15]. Особую озабоченность вызывает тот факт, что приблизительно половина этих преступлений были совершены в составе группы, причем численность таких групп, по нашим исследованиям, колеблется от 3 до 50 человек активных членов, большинство которых составляют лица в возрасте до 30 лет. Такие группы, прикрываясь вполне мирными целями (борьба за справедливость, борьба с коррупцией или с бездействием органов государственной власти), готовы в кратчайшие сроки мобилизоваться и выйти на улицы крупных городов страны для осуществления активных действий экстремистского характера.

Повышенная общественная опасность экстремизма определена присущим ему нелегитимным, насильственным и латентным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, что в свою очередь затрагивает закрепленные Конституцией Российской Федерации гарантии безопасности человека и гражданина, его прав и свобод и представляет реальную угрозу безопасности личности, общества и государства[16].

В свою очередь проблема распространения экстремистской идеологии в местах лишения свободы имеет особую актуальность в связи с рядом криминогенных факторов, к которым следует отнести:

- увеличение числа лиц, совершивших злостные и иные нарушения установленного порядка отбывания наказания;

- наличие в учреждениях группировок отрицательной направленности, стремящихся оказать противодействие сотрудникам учреждений УИС;

- распространенность таких «социальных болезней», как алкоголизм и наркомания, а также внушительное количество лиц, страдающих расстройством психики;

- наличие так называемой иерархии в среде осужденных, а в ряде случаев - конфликтующих между собой групп осужденных.

Наряду с вышеперечисленными внутренними факторами определенную роль в формировании экстремистских взглядов осужденных играет ряд внешних факторов, к которым относятся:

- недобросовестная деятельность благотворительных, общественно-наблюдательных и общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, способствующая распространению экстремистской идеологии;

- наличие идеологической и материальной поддержки, получаемой от лидеров преступной среды, находящихся на свободе;

- возросшая активность по пропаганде экстремистских идей через средства массовой информации и Интернет.

Все эти факторы могут стать и, к сожалению, становятся причиной формирования группировок экстремистского характера, ориентированных на активное противодействие сотрудникам учреждений. Под активным противодействием в данном случае понимается планирование, организация и совершение действий, направленных на осуществление массовых беспорядков, хулиганские действия и акты вандализма[17].

Более того, действия экстремистски настроенных осужденных могут быть направлены на поиск, вербовку и использование в противоправных целях сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы[18]. Как правило, персонал УИС, завербованный такими осужденными, является связующим звеном, осуществляет доставку запрещенных к использованию предметов, допускает иные попустительства по службе, а нередко и преступления (пронос наркотиков, оружия, содействие в организации побегов, распространение материалов экстремистского содержания) в пользу данной категории осужденных.

Указанные факторы не только существенно дестабилизируют деятельность ИУ, но и подрывают нормальное функционирование всей уголовно-исполнительной системы.

В связи с этим приоритетным направлением деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы должна стать профилактика экстремизма. В утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, закрепляется определение профилактики, под которой понимается деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений, связанная с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла).

Данная Инструкция внесла существенные изменения в перечень категорий лиц, подлежащих постановке на профилактический учет (п. 24)[19]. Так, в этот перечень были добавлены лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, которые в прежней редакции Инструкции отсутствовали. В п. 16 указанной Инструкции определен объем профилактических мероприятий, осуществляемых оперативными отделами учреждений уголовно-исполнительной системы:

- осуществление и сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучение негативных процессов среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечение оперативного контроля за данными лицами. Доведение до руководства учреждения информации об оперативной обстановке на объектах оперативного обслуживания, а в необходимых случаях - до оперативного дежурного и сотрудников иных заинтересованных подразделений учреждения;

- проведение предварительной проверки обоснованности и достоверности изложенной в рапортах сотрудников учреждения информации о необходимости постановки на профилактический учет тех или иных осужденных;

- выявление организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, а также иных лиц, принятие мер к их разобщению;

- принятие мер к выявлению, пресечению конфликтных ситуаций среди подозреваемых, обвиняемых осужденных, а также принятие мер по их разрешению и урегулированию;

- выявление и пресечение каналов поступления к подозреваемым, обвиняемым, осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- проведение работы по склонению к отказу подозреваемых, обвиняемых, осужденных от противоправных действий;

- ежедневное уточнение и обновление списка поставленных на профилактический учет лиц.

Однако на практике оперативные подразделения при работе с данной категорией осужденных сталкиваются с рядом проблем, которые, безусловно, сказываются на эффективности проводимой оперативной работы.

К таким проблемам следует, например, отнести:

- слабую мотивацию к разработке данных лиц, обусловленную существованием в качестве основной задачи оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы обеспечения безопасности (получение предупреждающей информации о побегах, захвате заложников, самоубийствах, проникновении посторонних предметов на территорию учреждения);

- отсутствие или недостаточные навыки сотрудников оперативных подразделений для работы с экстремистски настроенными осужденными;

- отсутствие или недостаточное количество подготовленного негласного аппарата, способного эффективно решать задачи оперативного прикрытия осужденных за преступления экстремистского характера;

- отсутствие достаточной информации о совершенных данной категорией осужденных преступлениях вследствие неэффективного информационного взаимодействия оперативных подразделений разных ведомств.

Практические проблемы реализации профилактических мероприятий оперативными подразделениями усугубляются широким общественным резонансом и пристальным вниманием к этой категории осужденных со стороны благотворительных, общественно-наблюдательных и общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также средств массовой информации[20].

Для повышения эффективности профилактики экстремизма в местах лишения свободы необходимо решение обозначенных проблем. При этом наиболее перспективным направлением деятельности оперативных подразделений по противодействию экстремизму должны стать:

- широкое использование научного потенциала ведомственных образовательных и научных учреждений в плане изучения основ экстремистской идеологии и динамики развития экстремизма[21];

- использование возможностей психологической службы для всестороннего изучения лиц, осужденных за преступления экстремистского характера;

- использование актуальных знаний при работе по подготовке и обучению негласного аппарата;

- целенаправленность действий оперативных подразделений на выявление лиц, «сочувствующих» данной категории осужденных, наличие причинно-следственных связей между совершаемыми такими лицами противоправными действиями и их приверженностью к экстремистской идеологии;

- координация деятельности служб исправительного учреждения, направленной на недопущение проникновения литературы экстремистского толка;

- координация деятельности воспитательных и иных служб по недопущению проникновения на территорию ИУ адептов экстремизма под видом благотворительных, общественно-наблюдательных и общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также средств массовой информации;

- взаимодействие со специализированными подразделениями МВД и ФСБ России, а также с прокуратурой и судом, направленное на получение актуальной информации о лицах, осужденных за преступления экстремистского характера, их сообщниках, а также иной оперативно значимой информации;

- взаимодействие с подразделениями собственной безопасности по выявлению лиц из числа персонала учреждения, поддерживающих экстремистские взгляды.

Использование оперативно-розыскной информации позволяет не только выявлять, предупреждать, пресекать преступления и нарушения режима, но и дает возможность более обоснованно выбирать методы и средства профилактического воздействия, их тактику, более результативно проводить режимные мероприятия и в целом более эффективно управлять ситуацией в исправительных учреждениях.

Данные меры, безусловно, не являются исчерпывающими, но при добросовестном их применении могут стать достаточными для профилактики распространения проявлений экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Проблемы экстремизма в целом заслуживают всестороннего научно-практического изучения, а также выработки эффективных мер и способов профилактики данных проявлений для обеспечения нормального функционирования исправительных учреждений и эффективной реализации исправительного процесса в отношении осужденных, отбывающих наказание.

Заключение

Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, иных общественных местах, при проведении митингов, шествий и других публичных мероприятий.

Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел. Этот факт в настоящее время признан и законодателем, что отразилось в объединении в одной главе КоАП РФ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и на общественную безопасность.

Безопасность -- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. В связи с этим различают безопасность личности, общественную и государственную безопасность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее соответствующие функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: обеспечение эффективного поступательного развития общества; целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.

Задачи непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями возложены, в основном, на правоохранительные органы. Однако только их усилий здесь недостаточно. Необходимо проведение комплекса политических, экономических, социально-культурных мероприятий. Ведь без законности и правопорядка построение правового государства в России будет невозможно.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

1. Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // СПС «КонсультантПлюс»

2. Сводные отчеты по России о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью за 2003 - 2013 гг. М., 2014.

3. Указ Президента РФ о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // СПС «КонсультантПлюс»

4. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»

Научная литература

5. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 408

6. Антипов А.Н. Нужны сотрудники «нового типа» // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1. С. 9.

7. Выступление Президента РФ на расширенной коллегии МВД России 21.03.2014. URL: www.president.ru.

8. Горяинов К.К., Хромов И.Л. Этноосужденные в местах лишения свободы и предупреждение правонарушений с их стороны. М., 2006. С. 45.

9. Егорова Е.В., Исиченко А.П., Фумм А.М. Особенности профилактики преступлений и иных правонарушений в воспитательных колониях: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2009.

10. Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. С. 35

11. Каретников И.В. Предупреждение преступлений в ИТК: Монография. М., 1987. С. 116

12. Ковачев Д.А. Функция, задача, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. № 4. С. 43; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 150; Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 173.

13. Концепция национальной безопасности РФ. Раздел 4. // СПС «КонсультантПлюс»

14. Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность: теория, методология, опыт криминолог. анализа / С.Я. Лебедев. М.: Межрегион. центр коммерч. безопасности, 1995.

15. Лещенко В.Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.Г. Лещенко. Екатеринбург, 2012.

16. Майдыков А.Ф. К вопросу о концепции общественной безопасности России и месте органов внутренних дел в ее обеспечении... С. 13 - 14.

17. Макаров В.В. Криминальная субкультура как внутренний источник воспроизводства преступности / В.В. Макаров // Российский следователь. 2014. № 4.

18. Реймер А.А. Концепция развития до 2020 г. С. 5

19. Смирнов А.М. Самосуд в России. М., 2013.

20. Старков О.В. Криминопенология: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2004. С. 34

21. Уваров И.А. Преступления, совершаемые с особой жестокостью в исправительных учреждениях (правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1997. С. 19

22. Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания. М., 2011.

23. Яворский М.А. Роль религиозных объединений в механизме исправления осужденных / М.А. Яворский // Уголовно-исполнительная система. 2014. № 2.

[1] Криминология: Учебник. М., 2009. С. 432

[2] Старков О.В. Криминопенология: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2004. С. 34

[3] Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. С. 35

[4] Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 408

[5] Каретников И.В. Предупреждение преступлений в ИТК: Монография. М., 1987. С. 116

[6] Указ Президента РФ о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // СПС «КонсультантПлюс»

[7] Уваров И.А. Преступления, совершаемые с особой жестокостью в исправительных учреждениях (правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1997. С. 19

[8] Реймер А.А. Концепция развития до 2020 г. С. 5

[9] Концепция национальной безопасности РФ. Раздел 4.

[10] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»

[11] Майдыков А.Ф. К вопросу о концепции общественной безопасности России и месте органов внутренних дел в ее обеспечении... С. 13 - 14.

[12] Ковачев Д.А. Функция, задача, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. № 4. С. 43; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 150; Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 173.

[13] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. С. 2759.

[14] Выступление Президента РФ на расширенной коллегии МВД России 21.03.2014. URL: www.preside№t.ru.

[15] Сводные отчеты по России о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью за 2003 - 2013 гг. М., 2014.

[16] Смирнов А.М. Самосуд в России. М., 2013.

[17] Хромов И.Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания. М., 2011. С. 150.

[18] Егорова Е.В., Исиченко А.П., Фумм А.М. Особенности профилактики преступлений и иных правонарушений в воспитательных колониях: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2009.

[19] Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // СПС «КонсультантПлюс»

[20] Горяинов К.К., Хромов И.Л. Этноосужденные в местах лишения свободы и предупреждение правонарушений с их стороны. М., 2006. С. 45.

[21] Антипов А.Н. Нужны сотрудники «нового типа» // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1. С. 9.

Наши рекомендации