Санкт-Петербургские ведомости», 1903, № 235 (29 августа)
Наша печать
Вчера петербургские газеты поместили ряд статей, посвященных Л.Н. Толстому. Конечно, в общей оценке жизни и деятельности главы всемирной литературы и гордости русской земли разногласий быть не может. Критик «Нового времени» г. Буренин пишет: «28 августа 1828 года должно считаться днем историческим: в этот день родился Лев Николаевич Толстой». Перечисляя затем главнейшие произведения Л.Н. Толстого, критик заканчивает свою статью восторженными строками.
«Новости» в фельетоне г. Самойлова под заглавием «Герой века» дают такую оценку творчества и мыслительной деятельности Л.Н. Толстого: «Если бы в наши дни появился гениальный художник и пожелал в ярком образе воплотить лучшие стремления нашей эпохи, пред ним во весь рост встал бы великий писатель земли русской».
Великий человек познается по отношению к окружающему миру, по задачам, которые он себе ставит, и по той роли, какую он отводит массе как исполнительнице его предначертаний. Посмотрите на героев прежних времен: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Петра Великого, Наполеона. «Мясо для пушек» – вот выражение их взглядов на толпу и человечество… В их политической, государственной и общественной системе массы заняли раз навсегда определенное место. Они должны были совершать завоевания, производить перевороты, писать своей кровью новые страницы истории, жертвовать своей жизнью для торжества идеалов великого человека.
Но вот в середине 19 века постепенно обнаруживаются иные течения. Бурный поток новых идей сносит в основании устои прежних верований и в человечество проникает могучая волна гуманизма. Это был торжественный праздник духа, когда каждый день обещал наступление – царства правды, любви и всеобщего братства. Тогда-то массы выступили на первый план, и верхи общества с каким-то умилением стали присматриваться к «меньшому брату». Былое «все через массы» сменилось подвижническим «все для масс». Они стали предметом изучения, подражания, культа. Но вскоре обнаружилась бездна лжи, кривляния и сознательного обмана, скрывавшихся за красивой поэзией слов и жестов. В лучшие души запало сомнение. Даль затуманилась, осмеивались идеалы, рушилась вера, терпели поражение наука, религия; все отвергалось. А тоскующее сердце, между тем, жаждало правды, терзалось от пустоты. Тогда среди едких сомнений, безверия и душевной подавленности началось беспокойное искание смысла жизни. На смену забракованной системе возникало новое учение, одна мораль сменяла другую, а дух отрицания и сомнения в корне подтачивали возникшую этику, отыскивали этические начала, стремились найти кратчайшие пути к идеалу. Венцом же дум был народ. Смысл жизни был в служении массе, она была началом и концом трагедии проснувшейся совести. И вот эту-то бессонную совесть и воплощает гр. Л.Н. Толстой. Вся его жизнь – беспрерывное, неустанное искание правды для себя, а с собой и для всего человечества. Внешнее строительство жизни по его воззрениям закончено: обратим же наш взор внутрь, в глубины нашей души.
Если Вы взглянете на пройденный Л. Толстым путь с этой точки зрения, все противоречия, в какие он впадал, покажутся чисто внешними, случайными. Яркий свет благородной цели, к которой он шел, скроет с вашего поля зрения мелкие извилины его пути. Он неустанно: то в унынии, то в величавом подъеме нравственных сил – направлялся туда, где ждал ответа на запросы совести. Сделав беглый обзор всех обширных произведений Л.Н. Толстого, Самойлов заключает: «Толстой отказался от своих произведений, от самого себя. Подверг тщательному и всестороннему пересмотру все свои верования и убеждения, с корнем вырвал из своего сердца предрассудки среды и человечества и открыл свою гениальную душу всему, что страдает и стонет. Он у тихой пристани, он знает закон жизни, который он искал для счастья человечества. Теперь он проповедник. Мир с напряжением слушает этого убеленного сединами мудреца, поучающего нас вечной морали. Он говорит для всех, всем понятным языком и все внимают герою нашего века. Оглядываясь на эту долгую поучительную жизнь, мы видим, как она вечно была в движении, не зная покоя и устали. Спотыкаясь и страдая, великий человек шел вперед: его властно вела за собой любовь к людям, вдалеке ему светила заманчивым светом истина. Да продлится же эта чистая жизнь на долгие-долгие годы».