О 74-летии гр. Л. Толстого
Сегодня гр. Л.Н. Толстому исполняется 74 года. Как сообщает нам один из его посетителей в Ясной Поляне, здоровье его в очень утешительном состоянии. <…> После болезни (3 в этом году!) окончил недавно довольно большую статью по наиболее жгучим экономическим вопросам нашего времени, в которой, между прочим, излагает учение Г. Джорджа о национализации земли… И работает над повестью из времен Кавказа. Отвечает на письма, пишет дневник, поправки к статье «Что такое религия и в чем ее сущность?» и продолжает другие работы.
Теперь работает с таким же воодушевлением, как работал в самые цветущие в физическом отношении времена, годы, создавая свою первую повесть «Детство», 50-летие появления которой в печати исполняется на днях. Нельзя не порадоваться могучей силе его духа, на которую старость накладывает только печать еще большей глубины и ясности.
9. «Русские ведомости», 1902, № 240 (31 августа)
50-летие литературной деятельности Л.Н. Толстого*
50 лет тому назад редакция «Современника» получила для напечатания «Историю моего детства» <…>.
Много лет прошло с тех пор. Слава мировая, но «искал правды в обществе, т. е. справедливости человеческим отношениям», мучительно искал истины и тянуло всегда к слабым, несчастным, неспособным сопротивляться. Поэтому и детский мир привлекал его. Отсюда и инициатива в создании народной литературы, и пересмотр нравственного учения, до сих пор руководящее людьми, создать из оригинального освещения, приданного другим, собственное учение…
Художник, проповедник, моралист. Нужна огромная работа, чтобы
· 31 августа – цензурная дата. К этому числу обыкновенно относят начало литературной деятельности великого писателя. Книжка «Современника» появилась 6 сентября…
оценить в полном объеме то, что сделано Толстым за 50 лет. Великий художник, замечательный педагог, редкий по искренности убеждения и смелый проповедник-моралист и философ – привлек внимание к наиболее жгучим вопросам жизни.
Михайловский писал в последней статье: «Припоминая весь 50-летний путь литературной деятельности «великого писателя русской земли» мы видим, что и в своих великих произведениях, и в своих ошибках, часто очень крупных, всегда, от первого до последней написанной им строчки, он был и есть сам, считающийся только с собственной своею совестью, неподкупный ни для предрассудков своей среды, ни для предрассудков, так сказать, мировых, не раз менявший свои взгляды, но никогда не отступавший от них под каким бы то ни было внешним давлением.
В этом смысле он для нас больше, чем великий писатель. Он — как бы живой, облеченный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова».
Пусть читатель взвесит эти слова. Значение Толстого не исчерпывается для нас одним художественным по самому характеру своей работы. Толстой является великим моралистом, неизвестным до сих пор в России по самостоятельности и смелости учительской жизни – независимо от того, согласен ли с ним читатель.
Читатель лихорадочно прислушивается ко всяким слухам о новых литературных работах Толстого, касаются ли эти работы художественной области или высказывают философские и общественные воззрения, к которым, может быть, не в состоянии вполне присоединиться читатель. Его гений достаточен для того, чтобы преодолеть годы невосполнимого ущерба, чтобы наряду с художественной работой, о значении и достоинстве которой нет разногласий, расширялась и другая деятельность Толстого, которая своим характером учит нас искренности и независимости.
И.
10. «Русские ведомости», 1902, № 240 (31 августа)
Беседа с Толстым
Интерес иностранцев не только к тому, что пишет и готовит к печатанию Толстой, но и к его личности, времяпрепровождению, состоянию здоровья увеличивается с каждым днем. Редкий день проходит без того, чтобы газеты не принесли вестей о нашем великом писателе или не поместили отчета о свидании с ним какого-нибудь корреспондента, специально посланного для того, чтобы спросить мнение Л.Н. Толстого о тех или других вопросах. За последний месяц особенно большие отчеты о свидании с Толстым появились в «Revue des deux Mondes» и в «Nueue Freie Presse». С первым из них мы уже познакомили читателей; второй описывает поездку учителя гимназии и поэта Адольфа Тейхерта в Москву в апреле прошлого года. Автор медлил печатанием своего фельетона, потому что не хотел помещать его без согласия со стороны Л.Н. На свой вопрос о том, будет ли Л.Н. иметь что-нибудь против опубликования разговора с ним, корреспондент венской газеты получил ответ, в котором гр. Толстой, заявляя о своей привычке свободно говорить свое мнение всем желающим его слушать, выражал принципиальный протест против опубликования частных разговоров с ним, но, зная добросовестность данного лица, позволил ему воспользоваться беседой как угодно.
Адольф Тейхерт после обычных рекомендаций справился о том, какое впечатление произвела последняя его книга на гр. Толстого. Книга носила название «Auf den Spuren Genius», она заключала в себе поэтические произведения автора, навеянные путешествиями в Италию и на Восток, и была переслана Тейхертом по адресу Л. Н. незадолго до визита. Хотя гр. Толстой еще не успел тогда ознакомиться с книгой, но ввиду той формы, в которой она была написана, разговор сам собой перешел на оценку пригодности стихотворной формы для нашего времени.
– Я не люблю стихов, – сказал Л. Н., – их время прошло. Поэтому становится все труднее выразить свои мысли в стихах. Известные формы искусства умирают с течением времени; теперь настало время смерти для стихотворной формы искусства, для скульптуры и архитектуры. <…>
Л. Н. думает, что слова Гюго, сказанные еще в «Notre Dame de Paris», вполне справедливы: «Книгопечатание убило архитектуру; живопись же скажет нам еще многое». На замечание собеседника, что стихи нельзя считать чем-то неестественным, так как, по мнению Руссо, песня существовала в самом начале речи и так как первые греческие авторы (напр., Гомер) были стихотворцы, а не прозаики, гр. Толстой сказал: «Гомер – дитя того времени, когда стихи имели право на существование; поэтому я всегда читаю с удовольствием его стихи на том языке, на котором они созданы». Когда разговор перешел к искусству вообще, гр. Толстой выразил те мысли, которые уже были высказаны им в статьях об искусстве.
Для него произведение достойно занять место в ряду произведений искусства только в том случае, если оно возвышает душу к Богу или если оно вообще пробуждает благородные чувства, связывающие людей ближе во взаимной любви. Как в стихотворениях, так и в скульптуре и в архитектуре теперь очень трудно найти подобного рода произведения. Живопись в этом отношении дает гораздо больше.
Так как Шекспир, Гете, Байрон, Шелли писали стихами, то разговор перешел к ним. «Я не могу выносить Шекспира», – сказал Толстой, но потом, стремясь точнее выразить свою мысль, прибавил: «Нет, это неверное выражение; мы в наше время не можем более читать его. В свое же время он играл роль. Что касается до Гете, то его произведениями наполнено 34 тома; но сколько из них не имеет никакой ценности! Из всего едва ли набралось бы более двух томов действительно прекрасного». Шиллера Л. Н. ставит выше Гете; «Фауст» последнего ему не нравится. В Байроне он находит много слабого. «Надо, – прибавил он, – обращать теперь внимание на произведения тех поэтов, о которых не часто упоминают другие, – например, на Кольриджа». Шелли Л. Н. очень высоко ставит; лучшее в его творениях написано, по мнению Толстого, прозой. По поводу роли критиков Л. Н. привел то выражение Арнольда, о котором он говорит в предисловии к «Крестьянину» фон Поленца и о котором упоминал в приведенном нами несколько времени назад разговоре с г-жой Бензон. Тейхерт захотел разъяснить далее кое-какие недоразумения относительно «Крейцеровой сонаты». Он обратил внимание собеседника на невозможность абсолютного целомудрия и как доказательство привел анатомическое строение человека и вытекающие отсюда потребности. Толстой признал справедливость этого, но вместе с тем указал на существование духовных стремлений к целомудрию; направление нашей жизни определяется совместным действием этих стремлений с физиологическими потребностями. Он привел для сравнения параллелограмм сил, согласившись, однако, что человек, свободный от тех физиологических потребностей, о которых в данном случае идет дело, не стоит по одному этому на высшей ступени моральной лестницы, чем другие.
«Из этого, – прибавляет корреспондент «Nueue Freie Presse», – не следует, однако, что гр. Толстой отказался от идеи «Крейцеровой сонаты». Он просто не признает ступеней в нравственном развитии; так как идеал, которого надо достигнуть, находится в бесконечности, то мы всегда отдалены от него одинаково далеко. По его философии, все сводится к постоянному движению дальше, к стремлению к цели; самодовольное стояние на месте – фарисейство. Он думает по-прежнему, что мы должны смотреть на совершенное целомудрие как на нашу цель и к этой цели должны стремиться».
<…> Беседа касалась, кроме того, вегетарианства и кое-каких других вопросов, которые представляют уже меньший интерес.
11. «Московские ведомости», 1902, № 239 (31 августа)
Гр. Л.Н. Толстой – теперь и прежде (1852 – 31 августа – 1902)