Глава VIII (вторая половина XVII - XVIII век)

 
  Глава VIII (вторая половина XVII - XVIII век) - student2.ru

Новое время

Новое время — это эпоха, создавшая тот мир совре­менной цивилизации, в котором мы сейчас живем. Грань, отделяющая ее от средневековья и даже ранне­го нового времени, еще сохранившего близость к сред­невековью, достаточно хорошо ощутима.

Но как эта грань появилась? Что именно отличает новое время от всех предшествующих эпох?

Капитализм и модернизация

Историки обычно связывают новое время с утверж­дением буржуазных отношений в Западной Европе, начиная с английской революции середины XVII в. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую из европей­ских стран. После этого и другие стали подключаться к процессу ломки феодальных отношений.

Победа буржуазии, означала тогда победу нового общественного строя, победу буржуазной собствен­ности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем... господства собст­венника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием, семьи над родовым имени­ем, предприимчивости над героической ленью, буржу­азного права над средневековыми привилегиями.

К. Маркс

Конечно, сдвиг от феодализма к капитализму проложил достаточно четкую границу между новым временем и ранним новым временем, когда капита­лизм только зарождался и существовал в виде одного из укладов. Но одновременно с этим происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом.

В новое время начала формироваться индустри­альная цивилизация, которая строится на принципи­ально иных основах, чем предшествовавшая ей тради­ционная. Разрушение устоев традиционной цивилиза­ции получило название модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступле­нию в индустриальную эру.

Модернизация — это сложный, довольно длитель­ный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

урбанизацию — небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобла­дание, оттесняя на второй план деревню;

индустриализацию — постоянно нарастающее ис­пользование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во вто­рой половине XVIII в.;

демократизацию политических структур, закла­дывающую предпосылки для становления граждан­ского общества и правового государства;

невероятно быстрый по сравнению с прошлыми эпохами рост знаний о природе и обществе;

секуляризацию — обмирщение сознания и разви­тие атеизма.

Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценнос­тей и прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружавшей его природы и общества, в котором он жил. И то, и другое воспринима­лось как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Совре­менный человек смотрит на общество и природу ина­че, считая, что их возможно и даже желательно конт­ролировать и видоизменять.

Принципиально другим становится отношение к государственной власти: она лишается в глазах людей Божественной санкции, ее воспринимают рациональ­но, о ней судят по результатам более или менее удач­ных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не случайно эпоха модернизации — это эпоха революций, сознательных попыток насильст­венным путем переустроить мир.

Модернизированный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к из­менениям, происходящим в окружающей жизни. В отличие от человека средневекового он не ограни­чен социальными рамками своего сословия, корпора­ции или географическими рамками своего города, род­ной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности — класса или нации.

Иным становится и массовое сознание. Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, су­жается.

Конечно, не все процессы, связанные с модерниза­цией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVU и особенно в XVIII в. росли города, но сельское хозяйст­во не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аг­рарном секторе долго сохранялась техническая отста­лость и мелкое производство.

Во второй половине XVIII в. начали использовать­ся первые машины, но экономика в целом не была индустриализована. Увеличивалась роль изобрете­ний, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип.

И все-таки происходившие в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в XIX в. его крушение в передовых странах Западной Европы ста­ло совершенно очевидным.

Каким же образом утверждение капитализма со­относится с модернизацией? История до сих пор подтверждала, что оба эти процесса неразрывно связаны, как бы подпитывают друг друга. Капита­лизм еще ии разу ие был построен в традиционном обществе. Ни одна страна не смогла стать в истин­ном смысле модернизированной, минуя капитализм. И это естественно: капитализм ориентирован на по­стоянные новации, на свободную конкуренцию, ко­торая стимулирует частную инициативу. И в этом смысле он противоречит самому духу традициона­лизма.

Анатомия революций

Революция — это радикальное, относительно быст­рое (в рамках исторического времени), насильственное изменение политической и социальной структур, а также основных систем ценностей, которые сложи­лись в обществе. Революциям близки бунты и восста­ния, дворцовые перевороты, но только революции приводят к глобальной ломке старых устоев.

Революции не слишком часто происходят в исто­рии (здесь не идет речь о 4революционных сдвигах», как, например, переход от античности к средневе­ковью). На протяжении многих тысячелетий, вплоть до нового времени, их не переживала ни одна цивили­зация. И есть страны, которые до сегодняшнего дня не испытали революционных потрясений.

Почему революции появились именно в новое вре­мя? Историки считают, что революция — это один из путей модернизации традиционного общества. Как правило, они не происходят в полностью традицион­ных обществах и вряд ли могут произойти в общест­вах, достигших высокого уровня модернизации. Рево­люциям подвержены общества на переходном этапе от традиционности к модернизации.

Сначала ареал распространения революций был сравнительно небольшим: в конце XVI—XVIII вв. он охватил лишь несколько стран Западной Европы (Гол­ландия — 1566—1609гг., Англия — 1640—1660гг., Франция — 1789—1794 гг.) и североамериканские ко­лонии (1775—1783). В XIX в. географические рамки процесса модернизации стали расширяться, и одно­временно участились революции. В XX в. они охвати­ли не только Запад, но и Восток.

Хорошо известно, что революции возникают в ситуации, когда социально-экономическое разви­тие вступает в противоречие с более косной поли­тической структурой, сдерживающей его. Но само по себе это противоречие еще не порождает револю­ций. Для них нужна обстановка тяжелого кризиса, который создает революционную ситуацию. Обычно такие кризисы стимулируются поражениями в вой­нах, неудачной политикой правительства, которая провоцирует недовольство самых широких слоев об­щества.

Так, Англия накануне революции испытала жестокий финансовый кризис. В стране шли массо­вые гонения на пуритан — английских кальвинис­тов, которые хотели полностью очистить церковь от влияния католичества. Большую роль в обострении кризиса сыграли и действия английских королей — Якова I и Карла I, которые привели к разрыву с пар­ламентом.

В Америке ситуацию предельно накалили те меры, которыми британское правительство хотело пресечь в колониях тенденцию к автономности. В те времена поток переселенцев стремился на Запад, за­хватывая неосвоенные земли. Но путь к ним пре­граждали королевские указы. Колонии еще не располатали значительными материальными средствами, а метрополия вводила новые налоги и повышала таможенные сборы. Английские власти старались притормозить развитие местного производства, про­давали привозные товары по завышенным ценам. На­конец, ограничивалась самостоятельность законода­тельных собраний, которые отстаивали интересы ко­лонистов.

Бедственное положение сложилось перед 1789 г. во Франции. В торговле и промышленности наступил застой, казна пустовала из-за чрезмерных трат двора. К тому же 1789 год оказался неурожайным, и в стране начался голод.

Но, помимо кризисов, для возникновения ре­волюций необходимо еще одно условие. Сознание людей должно быть в достаточной степени мо­дернизированным, чтобы они поверили в возмож­ность и желательность изменения государственно­го строя. А это происходит, только если разрушаются традиционные представления о незыблемости поли­тического порядка и о Божественном происхождении власти.

В Англии роль идейных вдохновителей революции сыграли пуритане — английские кальвинисты. Из их среды выходили яркие публицисты, которые отста­ивали право народа восстать против тирана. Вожди английской революции говорили о том, что их ждут великие дела и они будут «создавать новые небеса и новую землю». Образ рая, взятый из Откровения Иоанна Богослова, стал символом революционного пе­реустройства общества.

И в каждой последующей революции обязательно возникали идеи пересоздания несовершенного общест­ва. Религиозная терминология со временем сходила на нет, но идеал справедливости оставался неизменно. Американская Декларация независимости (1776) — первая в мире декларация прав человека — была вдох­новлена философией просветителей.

Мы считаем следующие истины самоочевидными, «то все люди созданы равными, что они наделены Со-jjame.tr л известными неотъемлемыми правами, сре­ди которых — право на жизнь, на свободу и на стрем­ление к счастью; что с целью обеспечения этих прав люди создают правительства.,, что, когда любая форма правления становится разрушительной по отношению к зпшм целям, народ вправе изменит» или упразднить ее...

Из Декларации независимости Т. Джефферсона

С этими словами перекликается текст французской Декларации прав человека и гражданина (1789), про­низанной идеями «свободы, равенства и братства»: •Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», цель общества состоит в том, чтобы обеспе­чить «общее благосостояние».

Идеи справедливого социального устройства иг­рают огромную роль в революциях. Один из совре­менных историков заметил по атому поводу, что ре­волюции на первых порах дают очень мало свободы (ведь практически каждая на них порождает диктату­ру), но формируют духовное единство людей, борю­щихся за то, чтобы социальная гармония стала реаль­ностью.

Революции начинаются со стихийных массовых выступлений, в результате которых создается вакуум власти. Обязательно наступал момент, когда королев­ская власть теряла в глазах общества свою законность и авторитет, в тогда управление переходило к предста­вительным органам: Генеральным штатам в Голлан­дии, Долгому парламенту в Англии, Национальному собранию во Франции, Континентальному конгрессу в Америке.

Вопрос о том, когда заканчивается та или иная ре­волюция, является в ряде случаев спорным. Разруше­ние старых государственных структур может произой­ти достаточно быстро, но такие яркие эпизоды, как, скажем, взятие Бастилии, — это лишь первый этап ре­волюций. После него идет долгий (иногда охватывающий несколько десятилетий) процесс корректировки основ нового общества — и политических, и социаль­но-экономических.

На этом этапе единство участников революции рас­падается и начинается ожесточенная борьба различ­ных группировок за власть. Ведь цель буржуазных ре­волюций была не только в том, чтобы сломать устои феодального общества, но и утвердить власть на более демократических основах. Для стран, переживающих революцию, это тяжелый период гражданских войн, смены разных форм правления. Радикальные течения борются с умеренными и консервативными, и от исхо­да этой борьбы зависит характер преобразований, ко­торые осуществляются революцией.

В английской революции наиболее радикальными были движения левеллеров, которые требовали полно­го равенства в политических правах, и диггеров, кото­рые выступали за решение аграрного вопроса в пользу крестьян, имущественное равенство и даже отмену ча­стной собственности. Эти движения не добились влас­ти, хота некоторые требования левеллеров были при­няты новым правительством. Гораздо сильнее оказал­ся другой лагерь, объединявший крупную и среднюю буржуазию и дворян-джентри.

Во Франции радикалы-якобинцы сумели захва­тить власть у весьма умеренного Учредительного со­брания. Главной своей целью якобинцы провозгласи­ли построение «царства добродетели и справедливос­ти». Была принята самая демократичная конституция среди всех, появившихся во время революции. Однако на деле якобинская республика представляла собой режим диктатуры, в большинство демократических свобод не проводилось в жизнь. Ведя борьбу с контрре­волюцией, радикалы одновременно в принудительной порядке создавали общество равенстве. Для этого применялись террор и репрессии, конфискация имущест­ва «врагов революции» и принудительные займы у бо­гатых, смертная казнь за спекуляцию продовольстви­ем, вводились твердые цены на товары и максимум заработной платы.

Такой режим оказался недолговечным: насильст­венная уравнительность противоречила основам бур­жуазного общества, которому революция расчистила путь. Однако французские радикалы наиболее после­довательно и решительно устранили все препятствия на этом пути, нанеся самый решительный удар по фе­одализму. Пришедший на смену якобинцам Конвент отменил многие постановления прежней власти, вер­нув свободу предпринимательства, а вместе с ней и имущественное неравенство. При этом снова использо­вались методы террора и репрессий.

Европейские революции шли от республиканско­го правления к военной диктатуре (протекторат Кромвеля 1653—1658 гг., консульство Наполеона 1799—1804гг., которое завершилось тем, что На­полеон провозгласил себя императором), а от воен­ной диктатуры — к реставрации монархии. В Анг­лии реставрация произошла в 1660 г., во Франции — в 1814—1815 гг. Вслед за периодом глобальной лом­ки всех устоев общества происходило постепенное возвращение к эволюционному пути развития, в том числе восстановление прежних форм государствен­ности, хотя и в ином качестве. Королевская власть в Англии утратила свое былое могущество, а попытки преемников казненного Карла I — Карла II и Яко­ва II — вернуть его закончились Славной революцией 1688 г. — мирным переворотом, в результате которо­го на трон был посажен «послушный» принц Виль­гельм Оранский, вызванный парламентом из Гол­ландии.

Во Франции королевская власть сохранила боль­шую руководящую роль в государстве, но восстановле­ние абсолютизма все равно было невозможно.

Наиболее радикальной оказалась американская ре­волюция, участники которой сумели сохранить рес­публиканской строй и предоставить народу широкие права участия в политической жизни.

XVII и XVIII столетия открыли эпоху буржуаз­ных революций, которые в XIX в. охватили другие европейские страны, все больше закрепляя в общест­венном сознании мысль о том, что революция — мо­рально оправданное действие н ее можно готовить, организовывать.

Вопросы и задания

1.Что такое модернизация? Назовите основные процессы, которыми сопровождается модернизация. Какие изменения в связи с модернизацией происходят в сознании людей?

2.Почему капитализм и модернизация связаны друг с другом?

3.Какую роль в процессе модернизации и развития капитализма играют революции? Что такое революция? Дайте определение. Какие требуются условия для ее возникновения?

4.Назовите основные этапы развертывания революций. Приведите примеры из истории английской, французской и американской революций.

5.Подумайте, является ли диктатура неизбежным этапом революции. Докажите свою точку зрения.

6.Каковы были результаты буржуазных революций для развития капитализма и модернизации?

Наши рекомендации