Внешняя политика Италии в 90е и начале XXI века.
Первый международный кризис, которым пришлось заниматься итальянской дипломатии после парламентских выборов 1992 г. и сформирования правительства Амато, разразился не в Европе или на Ближнем Востоке, а в Сомали, бывшей итальянской колонии, с которой у итальянцев сохранялись разветвленные связи и где после свержения С.Барре в 1991 г. началась гражданская война. В 1992 г. Италия решила направить в Сомали под эгидой ООН контингент из 2,5 тыс. солдат. После ряда неудач они вместе с другими силами были выведены из Сомали в 1994 г.
После признания 15 января 1992 г. Европейским Сообществом независимости Словении и Хорватии началось бурное развитие событий в бывшей Югославии, ввергнутой в кровавые военные столкновения. Италии пришлось вести активную внешнюю политику в отношении стран бывшей СФРЮ, а затем и Албании, из которой после потрясших страну событий в Италию начали прибывать потоки беженцев. В период бомбардировок Югославии авиацией стран НАТО в итальянской политике проявились глубокие разногласия по поводу отношения к этим действиям. Тогдашний премьер-министр Д'Алема с удовлетворением неофита подчеркивал, что Италия входит в привилегированный клуб держав вместе с США, Германией, Великобританией, Францией. "Я не знаю слов, которые столь ясно отразили бы последовательную череду амбиций, разочарований и нервного тика итальянской внешней политики в период от объединения до наших дней", - замечает Романо
Ситуация изменилась в начале 2003 г. На пост министра иностранных дел был назначен Франко Фраттини, бывший куратор разведслужб в правительстве страны. Учитывая исторически очень тесные связи, существующие между разведывательными сообществами Италии и США, неудивительно, что именно Фраттини стал идеальным кандидатом для того, чтобы проводить в жизнь открыто проамериканский курс правительства Берлускони в преддверии войны в Ираке. В результате заявления итальянских представителей по Ираку приобрели крайне жесткий характер. 21 января Ф. Фраттини провел первую встречу с госсекретарем США К. Пауэллом, после чего заявил, что Италия была и остается верным союзником США в борьбе с терроризмом. Он ушел от прямого ответа на вопрос журналистов, поддержит ли Италия операцию в Ираке без санкции СБ ООН, но подчеркнул при этом, что в случае войны Италргя будет на стороне США.
19 марта 2003 г., буквально накануне войны, в итальянском парламенте состоялись масштабные дебаты по ситуации в Ираке. Правительство страны в конечном итоге приняло решение не посылать свои войска в зону конфликта и ограничиться политической поддержкой США. Юридическим основанием для этого стала ст. 11 конституции Италии, которая разрешает правительству начинать военные действия только, если сама Италия или ее союзники подверглись атаке. Некоторые правые депутаты, впрочем, говорили о том, что предыдущее левоцентристское правительство уже нарушило эту норму в ходе войны в Косово в 1999 г.
Основной проблемой, столкнувшей правительство и оппозицию, стал вопрос о предоставлении итальянских баз в распоряжение американских войск для военных действий в Ираке. Правительство запросило согласия у парламента на разрешение США пользоваться базами и воздушным пространством страны, ссылаясь на существующие двусторонние договоры. Левые фракции парламента выступили с резкой критикой этого проекта. Тем не менее, проправительственное большинство одержало верх и дало согласие правительству на предоставление военных баз и воздушного пространства страны для американцев.
Италия активно готовилась с 1 июля 2003 г. занять пост страны-председателя в ЕС, поэтому С. Берлускони и Ф. Фраттини выступили с идеей о возрождении так называемого «духа основателей» ЕС. Речь идет о том, чтобы шесть стран, стоявших у истоков европейской интеграции, выработали бы общие предложения по новой реформе ЕС в преддверии его расширения
Ряд важных инициатив был выдвинут итальянским правительством в первые месяцы 2003 г. и применительно к отношениям России и ЕС. Так, Ф. Фраттини заявил о настроенности итальянского правительства максимально учесть и претворить в жизнь в период своего президентства в ЕС российские предложения и пожелания по взаимодействию с Евросоюзом. В частности, одной из задач он назвал качественное продвижение проекта по созданию единого экономического пространства между Россией и ЕС.
Таковы основные особенности, которые определяют внешнюю политику Италии на современном этапе. Как представляется, они должны быть приняты во внимание Россией в целях более успешной реализации ее национальных интересов в Европе и других регионах мира.