Политика правительств национального единства в Италии. Конституция 1947 года.
Политика правительств национального единства в Италии. Конституция 1947 года.
На протяжении трёх лет (до мая 1947 г) в Италии сменилось 7 прав-в «национального единства», куда входили представители партий антифашистской коалиции. Это был период острой политической борьбы по всем коренным проблемам, вставшей перед страной после освобождения от фашизма. Когда эта общая главная цель была достигнута. Между ними стали нарастать расхождения, отражавшие различное понимание новых задач и перспектив. Ситуация осложнялась тем, что до конца 1947 г на территории Италии оставались анло-американские войска, что работало в пользу умеренных сил и против левых.
24 июля 1943, после воздушной бомбардировки Рима, Большой совет фашистской партии принял решение об отставке Муссолини, и король принял на себя верховное командование вооруженными силами. На следующий день диктатор был смещен и арестован.
Премьер-министром был назначен маршал Пьетро Бадольо, который немедленно издал декрет о роспуске фашистской партии. 4 июня 1944 союзные войска освободили Рим. В начале мая 1945 германская армия в Италии капитулировала. Через пять дней после освобождения Рима кабинет Бадольо был вынужден передать власть новому правительству под руководством Иваноэ Бономи – умеренного социалиста, ставшего консерватором. В то же время король Виктор Эммануил уступил свои полномочия сыну Умберто.
Правительство Бономи, находившееся под опекой Союзнической контрольной комиссии и военной администрации, функционировало до июня 1945, когда ему на смену пришло правительство Ферруччо Парри, лидера Партии действия, возникшей на базе подпольного антифашистского движения Сопротивления, которое активизировалось на севере страны в последний год войны. В декабре был сформирован новый кабинет во главе с христианским демократом Альчиде де Гаспери.
В кабинет Де Гаспери вошли представители шести партий, игравших главную роль в комиссиях по национальному освобождению.
На выборах в Учредительное собрание 2 июня 1946 христианские демократы, коммунисты и социалисты во главе с Пьетро Ненни набрали 75% голосов.
Одной из важнейших проблем послевоенной политической жизни Италии стал вопрос о форме госуд устройства. Левые партии на своих съездах высказывались за республику, к ним присоединились Христианско-демократическая партия. А либеральное крыло антифашистов высказывалось за монархию.
2 июня был проведен плебисцит по вопросу о том, быть стране монархией или республикой. Победили сторонники республиканского строя, получившие 54,3% голосов.
13 июня 1946 г была официально провозглашена республика. Временным президентом был избран Энрико Де Никола, а Де Гаспери был назначен на должность премьер-министра. Выборы в Учредительное собрание выявили концетрацию голосов вокруг ХДП, Итальянской социалистической партии пролетарского единства и компартии.
После этого на протяжении более полутора лет Учредительное собрание работало над проектом новой республиканской конституции, которая 27 декабря 1947 была формально одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948. Палата депутатов и сенат на совместном заседании 10 мая избрали президентом республики Луиджи Эйнауди.
Конституция 1947:
· Глава-президент, избираемый на 7 лет на совместном заседании парламента;
· Запрет на восстановление фашистской партии в любой форме;
· Отказ от войны как орудия посягательства на свободу других народов и способа разрешения межд споров;
· Законодательное ограничение рабочего дня и равной оплаты за равный труд, право трудящихся на еженедельный отдых;
· Свобода профсоюзов, право стачек;
Частная земельная собств-ть в законодат порядке ограничена пределом, устанавливаемым с учётом различия областей и с/х зон.
Внутренняя политика
К началу 80-х годов произошёл переход к неоконсервативному политич курсу. Неоконсерватизм был политикой, в мах степени «состыкованной» с процессами в гос-ве(новые технологии, сдвиги в соц структуре и т.д см. выше). Неоконсерваторы требовали :
· вернуть предпринимателям полноту власти на произ-ве,
· обуздать профсоюзы,
· ослабить госуд вмешат-во в экономику
· сократить расходы гос-ва на социальные нужды.
Но в Италии не было партии, кот выражали бы эту программу, поэтому эту задачу взяла на себя созданная в 1981 г коалиция с участием 5 партий ( ХДП, либералы, республиканцы, ИСП, ИСДП). Эта коалиция пришла к власти в усл-ях эконом кризиса 1980-83 гг и начала проводить антикризисные меры в духе требований неоконсервативных предпринимательских кругов. Почувствовав поддержку прав-ва, предпр-ли усилили натиск на соц завоевания трудящихся(массовые увольнения, разрыв коллективных соглашений), но после 1983 г всеобщей забастовки, отступили.
1983 г выборы: потеряли голоса ХДП и ИКП, но в совокупности коалиция сохранила столько же голосов.
Премьер министр с 1983 г-лидер ИСП Б.Кракси, кот. провёл ограничение действия подвижной шкалы заработной платы. При его прав-ве была начате распродажа предпр-ий госуд сектора, урезывались бюджетные расходы на соц нужды, готовилась приватизация школы.
Пятипартийная коалиция не опиралась на какую-либо общую программу и за время своего сущ-ия не раз оказывалась под угрозой разрыва из-за разногласий между ХДП и ИСП, основой которых было то, что ИСП выступала за более «чистый вариант» неоконсерватизма, а ХДП постоянно брала во внимание нежизнеспособные фракции средних слоёв. Т.О. неоконсервативный курс пятипартийной коалиции складывался как равнодействующая этих 2 тенденций.
Вывод: В целом 80-е годы были отмечены в Италии нарастанием политич нестабильности. Произошло около 10 правительственных кризисов. С разных сторон всё более выдвигалось требование реформы политич институтов, внесения тех или иных поправок в Конституцию. Правые силы требовали сильной авторитарной власти, ИСП хотели приблизить Италию к президентской республике.
Применительно к сложившейся в Италии партийной системе с 2 полюсами ( ХДП и ИКП) вошёл в оборот термин «несовершенная двухпартийность»-несовершенная в том смысле, что здесь не действовал нормальный для двухпартийной системы механизм чередования партий у власти. В усл-ях «холодной войны» правила неизменно ХДП, когда для ИКП доступ оказался невозможен из-за противодействия США.
Внутренняя политика
1992 г- парламентские выборы, кот были последними, проводившимися по пропорциональной системе. Победу одержала ХДП (29%), но успех был призрачным, т.к. партия переживала глубокий кризис. Сформированные кабинеты министров продолжили полит линию пятипартийной коалиции ( см вопрос 121) : осущ-ие конституц реформ.
1991 г и 1993 г – референдумы по вопросу об изменении систем ывыборов в высшие госуд органы. Больш-во поддержало идею перемен.=>авг 1993 г.приняты законы, превратившие пропорциональную систему в мажоритарную.
1994 г – первые парламентские выборы, проводившиеся по новой избират системе. Победил блок «Полюс свободы», кот состоял из:
«Форца Италия!»создана Берлускони, кот обещал создать новые рабочие места, не повышать налоги и остановит продвижение коммунистов к власти
«Национальный альянс», кот сформировался реформир-ем неофашистской партии. Лозунг установления «сильной власти»
«Лига севера» выдвигала лозунг раздела страны на 3 части: север, юг и центр. Требовали перераспределения расходов в пользу Севера.
Пост премьер-министра занял Берлускони
7.Социально-экономическое и политическое развитие Италии во второй половине 90-х начале 21 века.
С 1996 г. у власти находилась левоцентристская коалиция - блок "Оливковое дерево" и Партия коммунистического преобразования. В блоке, однако, происходили разногласия по вопросам бюджета, связанные с попыткой изменить систему социального обеспечения. Арест главарей ряда мафиозных группировок вызвал поддержку общества.
Усилилось движение сепаратистов У. Босси за создание на Севере "Республики Падания". Правительство Р. Проди не смогло преодолеть внутренние разногласия и, потеряв парламентское большинство, ушло в отставку (1998 г.). Премьер-министром стал М. Д'Алема (ДПЛС). В Италии начался эксперимент большой коалиции, где участвуют социал-демократы и консервативные христианские демократы, которые должны уравновешивать друг друга и действовать на основе совместной программы. Д'Алема предложил сократить безработицу, державшуюся на уровне 12%. Чтобы обеспечить поддержку со стороны ПКП, премьер-министр обещал ввести 35-часовую рабочую неделю, а бывшим христианским демократам - финансирование частных католических школ.
16 апреля 2000 г. на частичных административных выборах в 8 областях, в том числе во всех северных, победили правые силы. Сказались рост преступности в крупных городах, боязнь наплыва иммигрантов: большинство обещаний левых оказалось на бумаге: на общественное мнение перестал действовать эффект операции "Чистые руки": католическая церковь открыто поддержала правых. М. Д'Алема вручил президенту Адзамо Чампи прошение об отставке после 18 месяцев правления. Переходное правительство было поручено возглавить министру казначейства, бюджета и экономического планирования Джулиано Амато (бывшему социалисту).
В мае 2001г. на парламентских выборах одержала победу правоцентристская коалиция во главе с Берлускони.
Сильвио Берлускони вошел в итальянскую политику в 1994 году, после того как масштабная операция по борьбе с коррупцией «Чистые руки» дискредитировала фактически весь политический класс Италии. Уже через два месяца после начала политической карьеры он победил на выборах. Правда, тогда его правительство продержалось всего лишь семь месяцев. Возвращение к власти в 2001 году помогло Берлускони укрепить свои позиции, как в политике, так и в бизнесе. Его союзники в парламенте принимали законы, которые фактически «отбеливали» Берлускони перед «Фемидой», а также легализировали его бизнес-дела.
Рим, 12 апреля - Левоцентристская коалиция во главе с бывшим премьер-министром страны Романо Проди с незначительным преимуществом победила Правоцентристскую коалицию, возглавляемую действующим премьер-министром Сильвио Берлускони. Таким образом, спустя 5 лет власть снова вернулась к Р. Проди.
Предвыборная программа, выдвинутая Левоцентристской коалицией, имеет ясное и конкретное содержание, она касается вопросов, которые наиболее волнуют итальянцев, -- это содействие экономическому развитию, проблема социальных гарантий рабочих и служащих, снижение налогов и т.д. Это и стало ключевым фактором, который привел к победе Левоцентристской коалиции на выборах.
Задачи, стоящие перед Левоцентристской коалицией :
Самой важной задачей для Левоцентристской коалиции, одержавшей победу с незначительным преимуществом, является сохранение стабильности и сплоченности внутри коалиции, а также поддержание "единогласия" перед внешним миром.
Во-вторых, во время принятия решений по важным вопросам в парламенте Левоцентристской коалиции предстоит координировать свою позицию с Правоцентристской коалицией. Пользуясь этим, правоцентристы несомненно устроят "политические торги", оказав давление на левоцентристов.
Политика правительств национального единства в Италии. Конституция 1947 года.
На протяжении трёх лет (до мая 1947 г) в Италии сменилось 7 прав-в «национального единства», куда входили представители партий антифашистской коалиции. Это был период острой политической борьбы по всем коренным проблемам, вставшей перед страной после освобождения от фашизма. Когда эта общая главная цель была достигнута. Между ними стали нарастать расхождения, отражавшие различное понимание новых задач и перспектив. Ситуация осложнялась тем, что до конца 1947 г на территории Италии оставались анло-американские войска, что работало в пользу умеренных сил и против левых.
24 июля 1943, после воздушной бомбардировки Рима, Большой совет фашистской партии принял решение об отставке Муссолини, и король принял на себя верховное командование вооруженными силами. На следующий день диктатор был смещен и арестован.
Премьер-министром был назначен маршал Пьетро Бадольо, который немедленно издал декрет о роспуске фашистской партии. 4 июня 1944 союзные войска освободили Рим. В начале мая 1945 германская армия в Италии капитулировала. Через пять дней после освобождения Рима кабинет Бадольо был вынужден передать власть новому правительству под руководством Иваноэ Бономи – умеренного социалиста, ставшего консерватором. В то же время король Виктор Эммануил уступил свои полномочия сыну Умберто.
Правительство Бономи, находившееся под опекой Союзнической контрольной комиссии и военной администрации, функционировало до июня 1945, когда ему на смену пришло правительство Ферруччо Парри, лидера Партии действия, возникшей на базе подпольного антифашистского движения Сопротивления, которое активизировалось на севере страны в последний год войны. В декабре был сформирован новый кабинет во главе с христианским демократом Альчиде де Гаспери.
В кабинет Де Гаспери вошли представители шести партий, игравших главную роль в комиссиях по национальному освобождению.
На выборах в Учредительное собрание 2 июня 1946 христианские демократы, коммунисты и социалисты во главе с Пьетро Ненни набрали 75% голосов.
Одной из важнейших проблем послевоенной политической жизни Италии стал вопрос о форме госуд устройства. Левые партии на своих съездах высказывались за республику, к ним присоединились Христианско-демократическая партия. А либеральное крыло антифашистов высказывалось за монархию.
2 июня был проведен плебисцит по вопросу о том, быть стране монархией или республикой. Победили сторонники республиканского строя, получившие 54,3% голосов.
13 июня 1946 г была официально провозглашена республика. Временным президентом был избран Энрико Де Никола, а Де Гаспери был назначен на должность премьер-министра. Выборы в Учредительное собрание выявили концетрацию голосов вокруг ХДП, Итальянской социалистической партии пролетарского единства и компартии.
После этого на протяжении более полутора лет Учредительное собрание работало над проектом новой республиканской конституции, которая 27 декабря 1947 была формально одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948. Палата депутатов и сенат на совместном заседании 10 мая избрали президентом республики Луиджи Эйнауди.
Конституция 1947:
· Глава-президент, избираемый на 7 лет на совместном заседании парламента;
· Запрет на восстановление фашистской партии в любой форме;
· Отказ от войны как орудия посягательства на свободу других народов и способа разрешения межд споров;
· Законодательное ограничение рабочего дня и равной оплаты за равный труд, право трудящихся на еженедельный отдых;
· Свобода профсоюзов, право стачек;
Частная земельная собств-ть в законодат порядке ограничена пределом, устанавливаемым с учётом различия областей и с/х зон.