Характерные черты демократии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «дЕМОКРАТИя в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Давидов Арон Германович
студента 1 курса, 1 группы
Заочной формы обучения
Юридического заочного института
Научный руководитель:
Профессор, кандидат юридических наук, доцент
Завьялов Ю.С.
Инспектор: Кижаева О.И. (кабинет 301)
Москва
Оглавление
Введение..................................................................................................................................... 3
Основная Часть......................................................................................................................... 6
Глава 1......................................................................................................................................... 6
Что такое демократия?........................................................................................................... 6
Понятие демократии.................................................................................................................................................. 6
Характерные черты демократии...................................................................................................................... 7
Виды демократии......................................................................................................................................................... 8
Прямая и представительная демократии............................................................................................... 11
Глава 2....................................................................................................................................... 14
Демократический политический режим в Российской Федерации................... 14
Введение
До совсем недавнего, с исторической точки зрения, времени понятие государственного или политического режима не рассматривалось и ничего не означало, потому что, превыше всего рассматривалась форма государства, в которую входили форма правления и государственного устройства, что и формировало мнение об общей характеристике какого-либо государственного образования.
«Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.»[1]
Естественно, для многих ученых вопрос соединения понятий политического и государственного режимов в одно общее понятие вызывает много споров и диспутов. Так доц. В. Н. Хропанюк считал, что политический режим намного более широкое понятие, так как оно характеризует способы деятельности негосударственных политических организаций, помимо обычно рассматриваемых методов государственного властвования.[2]
Всего различают три главных государственно-политических режима:
тоталитарный, авторитарный и демократический.
Российская Федерация в своем современном виде начала существовать сравнительно недавно - в конце 20 века. При распаде СССР было принято решение перейти на новый политический режим для нового государства. Конечно же, это сулило немало проблем так называемого «переходного периода», с которыми нам суждено было встретиться в недалеком будущем после 1991 года, но все же этот переход, если и достаточно болезненно, но произошел. И произошел он, во многом, благодаря смелости людей написавших конституцию и проголосовавших за нее в 1993 году на всеобщем референдуме.
Одним из главных отличий от прошлых конституций, написанных еще во времена Советского Союза, была первая статья, которая гласила, что: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.”[3]
После тоталитарного режима, проводимого И. В. Сталиным и авторитарного, который был после 1953 года и который просуществовал целых 40 лет, и буквально разрушился в 1993 году, Россия мало того, что перешла с однопартийной на плюралистическую систему, так еще и поменяла политический режим, на существовавшую и прекрасно функционирующую в самых развитых странах в мире демократию (США, Великобритания, Германия и другие).
В своей курсовой работе хотелось бы показать разновидности демократических режимов, присущие им характерные черты, сравнить их с тоталитарным и авторитарным режимами, окунуться в историю для выяснения перспектив демократического устройства на территории Российской Федерации и попытаться сравнить основные показатели демократического, если так можно выразиться, устройства России с аналогичными в крупнейших и наиболее развитых стран Запада.
В конце своей работы, хотелось бы дать замечания, выработанные мной в процессе исследования и написания, связанные с неполным совпадением или полным отстутствием характерных демократических черт в Российской Федерации.
Актуальность: тема на данный момент крайне актуальна, так как европейские страны и США (все, кто входят в НАТО) сильно усомнились в демократичности политических процессов в Российской Федерации (выборы, референдумы, в том числе референдум в Крыму, свобода и права человека и так далее). Многие утверждают, что Россия переходит на авторитарный режим и по рейтингу демократичности Россия находится между Иорданией и Эфиопией.
Обоснование новизны – РФ находится на пути демократического развития буквально два десятилетия и это можно считать новизной, особенно если сравнивать к демократическим режимом в США, который существует с момента принятия Конституции в 1787 году (хотя формально демократия в ней и не зафиксирована).
Цель: сформировать общее представление о демократии в РФ, выявить несовпадения и понять перспективы.
Задачи:
· Исследовать понятие демократии;
· Показать основы демократии в РФ;
· Выявить несовпадения с наиболее яркими примерами демократических режимов.
Работа будет состоять из основной части (2 главы),заключения и списка источников.
Основная Часть
Глава 1
Что такое демократия?
Понятие демократии
“Демократия - это наихудшая форма правления, если не считать всех других форм, когда-либо испробованных человечеством.”
Уинстон Черчилль[4]
В переводе с греческого демократия означает демос – народ, кратос –власть. С тех пор прошло уже очень много лет, но в значении слова демократия ничего не поменялось, до сих политологи всего мира при использовании данного понятия имеют в виду прежде всего «народовластие», хотя с тех пор появилось огромное количество инструментов и механизмов, различающих разные государственно-политические режимы. Это можно было пронаблюдать при появлении огромного количества тоталитарных и авторитарных режимов в 20 веке, активно сетовавших о том, что они делают все для народа и вся власть для народа.
При всей многосторонности и скрытом содержании данного понятия следует отметить самые главные общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы - признание народа единственным и самым важным источником власти.
Суверенитет народа выражается в том:
· что он своим непосредственным участием в выборных процессах через какие-либо промежутки времени формирует государственную власть и участвует в принятии некоторых, иногда стратегически важных властных решений в государстве (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, приоритетно, через выбираемые народом представительные органы);
· подотчетность центральных и местных властных органов избирателям, то есть - народу;
· провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Характерные черты демократии
У каждого из режимов есть свои характерные черты, здесь представлены самые часто наблюдаемые характерные черты демократии:
1. “Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти;
2. Свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;
3. Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
4. Выборность и сменяемость органов государственной власти;
5. Децентрализация государственной власти
6. Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
7. Учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
8. Политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии;
9. Многопартийность, свобода мнений, убеждений;
10. Наличие легальной оппозиции.”[5]
Все это единовременно, в одном месте и одной политической партией быть выполнено, практически точно, не может, и в мире, если и есть такие “правильные” демократические режимы, то их максимум два-три.
Данные черты могут быть выявлены в разных формах правления (как в республики, так и в монархии и других), в разное время и в любом месте на земном шаре. Зачастую, чтобы привести все данные характерные черты “в порядок”, властным структурам в странах требуется, как минимум, несколько поколений, очень много жертв и огромное количество финансовых ресурсов. В США настоящая демократия проявилась после гражданской войны между Севером и Югом. В России же начало перехода было вызвано революционными событиями в 90-х годах, которые также как и в США, принесли с собой жертву, но, к счастью, не в таком масштабе как в штатах.
Виды демократии
Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.
1. Либерально-демократический режим прежде всего отождествляется с плюрализмом(многообразием) во всех сферах общественной жизни:
· В экономике это выражается в огромном количестве форм собственности и возможности граждан выбрать любую из них. В обществе с либерально-демократическим режимом существует все виды собственности. Собственность неприкосновенна (только судебное решение может лишить человека право на собственность, и то в случаях тяжких, либо серьезных финансовых преступлений);
· В политической – располагает широчайшим спектром общественных организаций и объединений. Общественные движения, правозащитные и некоммерческие организации – все это часть либеральной демократии (самая характерное для РФ – Общественная палата и Обьединенный народный фронт);
· Многопартийность (во многих демократических обществах данный критерий может показаться достаточно непрозрачным, так как на виду существуют либо одна, либо две партии, которые сражаются за власть и многие обыватели могут просто не знать о существовании других партийных движений. Но все же в тех странах существует огромное количество политических партий и образований, которые раскручены не так крупно, как флагманы политической власти. Например в США – битва чаще всего разворачивается между демократической и республиканской партией, в Великобритании между либералами и консерваторами, а в России, например, у многих аналитиков есть мнение, что при документальной плюралистичности, по факту система однопартийна, с огромнейшим преимуществом во всех сферах парламентской партии “Единая Россия”.
· В духовной жизни общества существует широкое пристуствие разнообразных мнений, не однообразность суждений, свобода мировоззрений и убеждений, толерантность и терпимость к людям других взглядов, мнений и воззрений (общества и страны, где всем навязывается общая религия или мировоззрение, априори не могут считаться демократическими).
Также можно выделить менее существенные черты либеральной демократии:
· Экономика строется на главенствовании рыночной экономики (в некоторых случаях смешанной разных типов), основой которая показывается равенство форм собственности, свобода предпринимательства и свобода инициативы (самым главным отличием Советского Союза от демократических республик того времени являлась командная экономика – альтернатива рыночной, и переход от командной к рыночной и стал самым болезненным переходом, в народе это прозвали “шоковой терапией”);
· Государственная власть строится на наиболее важном принципе демократического политического режима – принципе разделения властей (исполнительная, законодательная и судебная власть полностью разграничены и не имеют отношения друг к другу);
· При выборе интересов, между интересами людей и интересами государства, приоритет отдается интересам людей (человек в демократическом обществе способен даже выиграть в суде у государства);
· Высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения (также появление гражданского общества).
2. Демократический режим, сам по себе происходит благодаря признанию равенства и свободы всех людей, живущих в государстве и имеющих гражданство данного государства.
Государство, реально вставшее на данный вектор развития и понимающее, что в ближайшей перспективе должны быть “включены” все демократические механизмы, обязано не только закрепить права и свободы граждан в главном и вторичных правовых документах страны, но и, по факту, на деле гарантировать народу широкие права и свободы, даже в тех случаях, когда граждане могут использовать их против интересов государства. Это называется правовое государство и свободное гражданское общество, к которым должно стремиться каждое государство в 21 веке (по моему мнению).
К другим особенностям этого вида демократического режима относятся:
· Перманентное использование в политической жизни государства демократических политических институтов: митингов, петиций, шествий и так далее.
· Принятие либо отвержение государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных, религиозных, идеологических и иных меньшинств;
· Строжайшее разъединение полномочий между центральными и местными органами, предрасположение к местной инициативе (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения, также обширно развито самоуправление в маленьких городах, поселках городского типа и селах);
· Приоритетное утверждение верховенства только закон, введенный режим законности, высочайшая правовая культура общества и находящихся внутри граждан, особенно должностных лиц, государственных работников, а также всех остальных лиц, имеющих отношение к работе государства.
Мы рассмотрели два, можно сказать, «скрытых» подвида демократических государственно-политических режимов, которые на первый взгляд абсолютно непонятны обывателям, но все же они имеют крайне важное значение при построение целей и задач государства в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Различия в данных режимах могут нести за собой огромные различия во внешней и внутренней, кредитной и денежной, молодежной и пенсионной сферах политики.
Теперь же пора разобрать два самых известных, самых явных вида демократических режимов, один из которых в нынешнее время практически негоден к осуществлению.