Тема: «Основные черты современной демократии»1

Цели:

• обучение демократии как системе, которая создается самими гражданами и имеет широкие возможности для реализации их интересов. Такая позиция позволит по ходу занятий подробно остановиться на конкретных структурах и механизмах современной демократии;

• формирование понимания того, что демократия – это наилучший общественный порядок;

• обучение навыкам совместной работы в группе, поиску компромисса и достижению консенсуса в группе.

Метод:

анкета «5 из 25». Суть метода состоит в выборе пяти основных черт определенного явления из 25 его черт, содержащихся в анкете. Это метод глубинного обсуждения широкого материала, который приводит к общему выбору группы. Анкета учит участников аргументировать свои мысли, убеждать, достигать консенсуса. Она помогает выбрать приоритетное решение после глубокого продумывания всех иных возможностей. Применительно к данной теме метод «5 из 25» позволяет участникам выбрать по возможности полный комплекс основных черт демократии. Группа ( от 15 до 30 чел.) делится на две – четыре подгруппы, каждая из которых получает задание выбрать из предложенной анкеты пять основных черт демократии, проранжировать их, свести в систему и обосновать сделанный выбор. После чего каждая подгруппа представляет и аргументирует свой ответ для всей группы. Подгруппы могут быть сформированы и методом «снежного кома»: в начале участники работают индивидуально, затем они объединяются в «двойки» (или в «тройки») и т. д. Пусть в избранной пятерке будет то самое существенное, что в большей степени характеризует демократию как систему, которую мы бы хотели видеть в нашем обществе.

В каких случаях можно пользоваться этим методом?

• как в малых, так и в больших семинарских группах (в любом случае группа разделяется на подгруппы по 5-7 человек);

• если группе необходимо сделать продискутированный выбор из большого количества возможных вариантов или когда нужно просто основательно продумать различные возможности;

• когда мы заинтересованы в том, чтобы ни один участник группы не остался без возможности полного участия и высказывания своих мыслей;

• когда мы хотим интегрировать в одно целое большую группу, состоящую из нескольких небольших группировок.

Преимущества

• позволяет каждому участнику группы принимать активное участие в работе группы;

• позволяет каждому глубоко продумать проблему и сопоставить свое мнение с мнениями других членов группы;

• заставляет искать консенсус;

• помогает интегрировать группу, сперва очень разнородную и недоверчивую.

Недостатки

• тяжело подтолкнуть участников к глубокой дискуссии там, где они сразу приходят к одному (или похожему) мнению – такая точка зрения принимается и мало продумывается;

• тяжело противостоять чисто математическому подходу к вопросу и бессознательному подчинению отдельных членов группы воле и мнению большинства.

Материалы:

анкета «5 из 25», ватманы, маркеры, скотч

Время проведения:

1 час 20 мин.

Приложение 1. Основные черты современной демократии (анкета «5 из 25»)

1. Суверенитет личности и человеческих сообществ (семья, местное сообщество, народ).

2. Каждый гражданин имеет возможность реально влиять на правительство своей страны.

3. Контроль за чиновниками, принимающими важные решения, особый гражданский контроль над силовыми структурами (армия, полиция).

4. Власть базируется на поддержке граждан (свободные, всеобщие и равные выборы).

5. Гласность публичных дел, особенно финансовой политики государства.

6. Общественная солидарность с малоимущими.

7. Власть большинства, которая уважает права меньшинства.

8. Свобода средств массовой информации, доступность СМИ для всех общественных слоев.

9. Наличие лояльной оппозиции.

10. Высокий уровень знаний граждан о политических, экономических и социальных проблемах, желание и умение принимать участие в общественной жизни.

11. Гарантия прав человека и семьи.

12. Деятельность политических партий для реализации воли граждан.

13. Равенство перед законом, справедливое независимое судопроизводство.

14. Существование моральных авторитетов на уровне государства, народа, региона и семьи и вместе с тем свобода широкой дискуссии на любую тему.

15. Уважение права человека на жизнь, здоровье, достоинство, что проявляется в законодательстве и решениях властей всех уровней.

16. Конституционное ограничение государственной власти, разделение власти.

17. Доступ граждан к представителям власти каждого уровня.

18. Свободное функционирование неправительственных организаций.

19. Организация общества и отношения людей на основе ценностей терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса.

20. Возможность в рамках закона противостоять власти.

21. Ограничение государственных структур до необходимого минимума.

22. Социальный, экономический и политический плюрализм.

23. Обязанность населения заботиться об окружающей среде.

24. Неприятие любых форм расизма и дискриминации.

25. Государство гарантирует гражданам свободу действий и чувство безопасности в сфере индивидуальной свободы и право на собственность.

Приложение 2. Подведение итогов занятия

Выбранная пятерка является очень важной – демократия в самом деле идет снизу и подчеркивает важность индивидуального решения и самостоятельного выбора. Но демократия не является аксиомой. Поэтому попробуем вместе остановиться на сделанном выборе.

В конце преподаватель (тренер) представляет и объясняет свой выбор. Очень важно подчеркнуть: ведущий – не абсолют, и его выбор является не решающим, а только одним из многочисленных вариантов. Необходимо также обратить внимание на то, что каждый выбор не будет полным – нельзя полностью охарактеризовать демократию в пяти пунктах. И, конечно, предложенный вариант тоже не обязателен. Выбор тренера:

1. Суверенитет личности и человеческих сообществ (семья, местное сообщество, народ) (1)

2. Власть базируется на поддержке граждан (свободные, всеобщие и равные выборы) (4)

3. Власть большинства, которое уважает права меньшинства (7)

4. Конституционное ограничение подконтрольной власти, разделение властей (16)

5. Организация общества и отношения людей на основе ценностей терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса (19)

Этот комплекс неполный, но он и не может быть таким, потому что выбрать нужно только пять позиций! Например, в этом наборе не хватает пункта (11), который говорит про гарантию прав человека и семьи. Но в комментарии следует остановиться на тех пунктах, без которых описание современной демократии было бы особенно неполным.

1. Суверенитет личности и человеческих сообществ (семья, местное сообщество, народ)

Суверенитет – это основа демократии. Демократия потому и является рациональной системой для человека и малых сообществ, что в ней личность, сообщество, народ имеют власть, которую передают для исполнения своим представительным органам. Они же могут и заменить эту власть, если последняя не реализует свой мандат. Суверенитет также определяет и то, что на высший уровень передается только столько власти, сколько необходимо для общего блага. Семья все решает сама, местное сообщество тоже решает само – высшая власть должна только помогать этим сообществам и упорядочивать сотрудничество между ними.

2. Власть базируется на поддержке граждан (свободные, всеобщие и равные выборы)

Свой суверенитет люди и сообщества выражают путем выборов. Сообщества выбирают своих представителей, а также принципиальные направления развития государства. Без таких выборов, а значит, без ясно выраженной поддержки общества, у демократической власти нет легитимности, нет права управлять. Демократия основывается на всеобщем согласии – без поддержки граждан власть бесправна.

3. Власть большинства, которая уважает права меньшинства.

Сущностью демократии является признание прав меньшинства; большинство не всегда право – так начинается кризис в демократии. Уважение прав меньшинства, признание его права жить по-своему, когда это драматично не сталкивается с интересами других, постоянное согласование того, что можно сделать для общего блага и без вреда для других – это принципы функционирования современной демократии.

4. Конституционное ограничение государственной власти, разделение властей.

Государственная власть должна быть сильной, чтобы реализовывать все свои задачи перед обществом (см., например, пункт 25). Но эта власть не может быть всемогущей. Поэтому очень удачным является принцип разделения власти, предложенный Монтескье: кто-то должен принимать законы (парламент), кто-то – реализовывать принятые законы и принимать ежедневные решения (исполнительная власть, правительство), кто-то – решать споры (независимый суд).

5. Организация общества и отношения людей на основе ценностей терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса.

Демократия как система требует терпимости и сотрудничества. Общество, которое хочет быть демократическим, но допускает, чтобы какая-либо политическая партия сконцентрировала всю власть в своих руках, не имеет шансов. Нужно хотеть и уметь идти на компромиссы, и это не так просто. Но без сотрудничества демократия становится трагическим недоразумением.

6. 2. Тема: «Идентификация и сравнительный анализ моделей демократии»

Цели:

• закрепление знаний о либеральной, коллективистской и плюралистической моделях демократии;

• обучение навыкам сравнительного анализа;

• формирование понимания того, что современная демократия является либерально-плюралистической системой;

• закрепление навыков совместной работы в группе, обучение поиску компромисса и достижению консенсуса в группе.

Метод:

Работа участников с цитатами из произведений политических ученых и выступлений политиков, в которых отображены черты определенных моделей демократии. Группа делится на три подгруппы: «либералы», «коллективисты», «плюралисты». Подгруппы получают одинаковый набор цитат. Задание подгруппам: вырезать, наклеить на поститы и расположить на ватмане только те цитаты, которые относятся к их модели демократии, обосновать свой выбор. Затем подгруппы представляют свои работы в большой группе. В презентациях участвуют все члены каждой команды. После презентаций тренер организует дискуссию, комментирует результаты работы подгрупп и подводит общие итоги занятия.

Материалы:

наборы цитат, ватманы, маркеры, ножницы, поститы трех цветов, клей, скотч

Время проведения:

1 час 20 мин.

Приложение. Цитаты:

Демократия – это «правление народа, такая форма власти, при которой сувереном является весь народ, реализующий свое право или непосредственно, ...или через официальных лиц им избранных...Демократия означает также социальное устройство государства, в котором все имеют равные права, без унаследованных или приобретенных по произволу различий рангов и привилегий».

(Оксфордский Энциклопедический Словарь)

«Демократия – это одна из форм власти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан».

(Философский словарь)

«Демократический метод – это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей».

(Дж. Шумпетер)

«Свобода в первую очередь существует не для меня, а для мыслящих иначе, чем я. Вот главный критерий демократичности любого правительства».

(А. Михник)

«Отдайте всю власть большинству – и оно станет подавлять и угнетать меньшинство; дайте всю власть меньшинству – и оно будет делать то же самое: подавлять и угнетать большинство. Поэтому эффективной демократия будет только в том случае, если ни большинство, ни меньшинство не получат всей полноты власти».

(А. Гамильтон)

«Дайте нам право жизни и смерти на вашу личность и ваше добро, и мы сделаем вас свободными».

(Прудон)

«У нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа…В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличается не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству».

(Перикл)

«Республика (res publica) означает общее дело, или дело народа (populi res), когда народ – это не всякая группа людей, связанная между собой произвольным образом, но объединение определенного количества людей на основе общего соглашения о законах и правах (consensus juris) и стремления к взаимной выгоде (utilities communio)».

(Цицерон)

Беларусь была и будет щитом России на западном направлении. Это желание не только президента, но и воля всего белорусского народа.

(А. Лукашенко)

Президент избран всем народом, а оппозиция выступает против президента, значит, она выступает против народа.

(А. Лукашенко)

Загоним железной рукою человечество к счастью.

(Лозунг, украшавший Соловецкий концлагерь в 20-е гг.)

Чтобы общественный договор не был просто пустой формальностью, он должен включать в себя требование, что всякий отказывающийся повиноваться Всеобщей воле должен принуждаться к повиновению всем сообществом… Это означает, что его должны заставить быть свободным.

(Ж.-Ж. Руссо)

Представительная система правления представляет собой такое устройство, при котором граждане осуществляют свою власть по средствам периодически избираемых и находящихся под их контролем депутатов.

(Дж. Ст. Милль)

Демократия – это система правления, основанная на конкуренции потенциальных руководителей за доверие избирателей, выражаемое на выборах.

(Дж. Шумпетер)

Демократия – это правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах.

(Дж. Шумпетер)

Вопреки буквальному значению, демократия – не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо, – то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом.

(Дж. Шумпетер)

Демократия – это правление народа, избранного народом и для народа.

(А. Линкольн)

Демократия есть господство большинства, господство одной части населения над другой.

(В. Ленин)

Демократ – это сторонник самодержавия народа.

(В. Ленин)

Его величество закон одинаково защищает и право принца и право бедняка спать под мостом.

(А. Франс)

Если есть что-то, что действительно отделяет демократию от диктатуры им можно назвать разницу между правлением меньшинств и меньшинства.

(Р. Даль)

Демократия – это система правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.

(В. Пугачев, А. Соловьев)

Демократия – это власть народа, но ответственность за выживание демократии лежит на плечах элиты. Это ирония демократии: элиты должны править мудро, чтобы «правление народа» выжило.

(Т. Дай и Х. Цайглер)

Полиархия как политический порядок предполагает наличие относительно высокой терпимости к оппозиции – к тем, кто противостоит действиям правительства, и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц.

(Р. Даль)

Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера.

(Р. Рейган)

Чем больше в обществе разнообразных групп со своими интересами, тем меньше опасность, что одна из групп станет доминирующей, тем ощутимее гарантии, что другие группы будут надежно защищены.

(Дж. Мэдисон)

Общий результат демократического правления в течение определенного периода времени представляет собой совокупность пересекающихся отношений, которые меняют в силе и направлении влияние и возможности групп отстаивать свои интересы, как организованные, так и неорганизованные.

(Д. Трумен)

Демократия должна представлять собой селективную систему конкурирующих избирательных меньшинств.

(Дж. Сартори)

Демократия не является целью в себе, скорее она является средством, полезным инструментом, чтобы помочь гарантировать достижение высшей политической цели – свободы.

(Ф. Хайек)

Нам такая демократия с гвалтом не надо. Нам демократия надо, когда человек работает, получает хоть какую-то зарплату, чтобы и хлебушка купить, молочка, сметаны, творожку, иногда кусочек мяса, чтобы накормить ребенка и так далее. Ну, с мясом уже давайте летом много есть не будем.

(А. Лукашенко)

Как только учительство в последние два года заняло жесткую позицию и отказалось от войны против своего народа, его воли и властей, так сразу ситуация в стране начала входить в нормальное русло.

(А. Лукашенко)

Целью древних было разделение общественной власти между всеми гражданами страны. Это-то они и называли свободой. Цель наших современников – безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях.

(Б. Констан)

Опыт афинской демократии показывает, что «правление всего народа… есть зло такого же порядка, что и неограниченная монархия, и нуждается, почти по тем же самым причинам, в институтах, которые бы защищали его от самого себя и утверждали бы постоянную власть закона, ограждая его от произвольных переворотов во мнениях».

(Д. Актон)

Общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.

(Ш.-Л. .Монтескье)

Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным.

(Ж.-Ж. Руссо).

Тема 7. Переход к демократии

Наши рекомендации