Методика экспертных оценок В. Б. Тихомирова 4 страница
пективе среднесрочной. Однако, поскольку для принятии решений интерес представляют прежде всего их прямые последствия, в фокусе многих прикладных разработок оказываются проблемы, потенциально возникающие в течение ближайших месяцев или максимум полутора лет. В этих случаях представления о краткосрочных и среднесрочных перспективах могут значительно меняться.
Помимо временных акцентов рекомендации по итогам прикладных проектов могут включать и другие полезные уточнения. Возможности их восприятия и содержательной верификации заметно повышаются, если даются предложения по ведению последовательной и поэтапной стратегии. Обоснование не только «первого», но и «второго» шага конкретного актора усиливает системные характеристики его политического поведения и способствует удержанию тактической инициативы. Важными уточняющими положениями комплексных аналитических заключений часто являются оценки степени политического риска, хотя исследование их проблематики представляется во многом как особая область научного изучения.
Таким образом, реалистичность, четкость и определенность выступают важнейшими специфическими характеристиками содержания заключительных выводов и рекомендаций прикладных исследований.
Стилистические особенности содержания прикладных проектов
Язык и стиль представления информации крайне редко рассматриваются как самостоятельный вопрос подготовки прикладных исследований. Тексты, в которых излагаются результаты научных разработок, всегда отличаются такими качествами, как грамотность, логичность и смысловая содержательность. Вместе с тем чем сложнее процесс принятия политических решений, тем труднее достичь желаемого результата — эрудиции и личного опыта исполнителей уже недостаточно. С одной стороны, информационно-аналитическая деятельность становится все в большей степени самостоятельной областью общественного производства, в которую включаются представители разных дисциплин с разным уровнем общегуманитарной подготовки. С другой — современные разработки по политической проблематике широко опираются на информационные технологии, в них используются количественные подходы, т.е. формируется новый междисциплинарный стиль
научного мышления. Перспектива перевода документации прикладных проектов на язык, размывающий предметные характеристики объектов научного наблюдения, является в этой связи достаточно реальной и может стать серьезным препятствием для повышения эффективности управленческой практики на основе применения результатов аналитических исследований внутренней и международной политики.
Наряду с этими новыми моментами, по мере увеличения объемов аналитической продукции по политической проблематике все острее встает вопрос о преодолении разрыва между стилистикой традиционных научных исследований и ведомственных документов. Авторский язык авторитетного ученого и «канцеляризмы», принятые в бюрократической системе, всегда рассматривались как антиподы. Однако подобная полярность сегодня тормозит процесс становления комплексного профессионального мышления специалистов, так или иначе включенных в управленческую деятельность.
Универсального стиля написания итоговых документов прикладных проектов, разумеется, не существует. К поиску путей совершенствования содержательных форм аналитических текстов необходимо подходить творчески. Целесообразно познакомиться с материалами российской дипломатической переписки XIX — начала XX в. Отчеты, донесения и другая деловая корреспонденция этого периода отличались строгостью обращения с лингвистическими и смысловыми конструкциями, благодаря чему достигалась высокая информативность и выразительность, а также подчеркивалась значимость всех материалов.
Обратим внимание на некоторые частные моменты, позволяющие добиться простоты логики и содержательной емкости изложения. Так, в прикладных аналитических материалах нельзя пренебрегать четкостью используемой терминологии, необходимо корректно применять понятийный аппарат политической науки. При том, что многие политические феномены не имеют однозначных определений, аналитик обязан сделать смысловой выбор. Употребив в начале разработки термин «политический режим» в каком-либо определенном значении, он должен придерживаться этого значения до последних страниц текста. Одновременно автору следует избегать слишком специализированных выражений, которые к тому же часто имеют чрезвычайно абстрактный смысл. Выражения типа «страна переживает формационный сдвиг», «демократический транзит», «экономический коллапс» уместны в фун-
даментальных, но не в прикладных разработках. Не следует употреблять и ставшие расхожими фразы о возможных «непредсказуемых последствиях» развития ситуации.
Строгость обращения с понятийными конструкциями — важное условие подготовки текстовых материалов прикладных разработок. Кроме того, необходимо исключить сложные смысловые обороты, многочисленные придаточные предложения и детальные повествовательные описания. Краткость, простота и содержательная емкость выражений должны стать постоянным принципом стилистики аналитических текстов.
М |
атериалы следует формулировать предельно точно, ясно и лаконично. Следует выбирать те слова и выражения, которые точно передают мысль аналитика, не допускают ее двоякой интерпретации. При составлении фраз нужно избегать образных выражений, профессиональных жаргонных слов, бытовизмов, абстракций, расплывчатых понятий. Надо применять слова, дающие четкое представление об освещаемой проблеме. Например, предложение «Нерешенность проблем безопасности в южных и юго-восточных провинциях Афганистана будет иметь серьезные последствия для правительства X. Карзая» не раскрывает четко затронутый вопрос. В нем не указано, какие «проблемы безопасности» остаются нерешенными и к чему сведутся «серьезные последствия» для Кабула.
Вместо приведенных выше неопределенных выражений лучше использовать конкретные слова, в частности: «Продолжающиеся в южных и юго-восточных провинциях Афганистана вооруженные действия остатков талибов и членов «Аль-Каиды» не позволяют правительству X. Карзая обеспечить эффективный контроль над ситуацией в этой зоне, в том числе создать условия для притока в экономику иностранных инвестиций».
Нежелательно начинать фразу с придаточного предложения. Для достижения ясности важно стараться по возможности составлять короткие фразы, главную мысль излагать в начале предложения. Это позволит вложить максимум сведений в реализуемую информацию, а потребителю будет легче ее воспринимать1.
Все вышесказанное не препятствует смысловой и содержательной выразительности аналитических текстов. Она достигается
структуризацией материала, выделением главных и второстепенных объектов научного наблюдения, логикой представления их сравнительных характеристик, а в исключительных случаях и использованием образных выражений. Вводные слова «с одной стороны», «тем не менее», «однако» облегчают переход к аналитическому осмыслению информации и восприятие заключительных выводов прикладного исследования.
К специфическим особенностям написания аналитических документов, ориентированным на потребности политической практики, следует отнести и культуру технической подготовки текстовых материалов. Она заключается не только в соблюдении правил орфографии и пунктуации, но также в корректном определении абзацев, недопущении слишком дробного или слишком слитного оформления текста. По ходу изложения материала желательно делать смысловые выделения (с помощью подчеркивания), акцентировать внимание на пяти—семи ключевых идеях, что облегчит целостное восприятие общего содержания.
Главная трудность при подготовке политологов в плане работы с текстом по политической проблематике заключается в том, что традиционный формат письменных студенческих заданий обычно устанавливается в стандартах, принятых для курсовой или дипломной работы, т.е. в размере примерно двух и более десятков печатных страниц. В то же время в государственных учреждениях, ведомствах, организациях, бизнесструктурах и т.д. основная масса аналитической документации существенно уступает по объему тем работам, которые привыкли выполнять молодые специалисты. Поэтому особое значение имеет приобретение навыка краткого изложения любых аналитических материалов в формате трех—семи страниц.
Есть и еще одна трудность, с которой приходится сталкиваться молодым аналитикам. В современных научных и практических организациях исследовательская работа, как правило, проводится в групповом формате, когда специалисты выполняют органично дополняющие друг друга задания. Поэтому прикладной аналитический проект чаще всего является итогом труда нескольких сотрудников, а не индивидуального научного творчества. Проблема заключается в том, что за редким исключением студенты не обладают навыками коллективной исследовательской деятельности, поскольку при написании контрольных, курсовых и дипломных работ от них требуется принципиально иное.
Завершение исследовательской работы и подготовка итоговых документов прикладных проектов является, с одной стороны, творческим, а с другой — все более упорядоченным процессом. Но в отличие от ведомственных материалов, требования к которым во многом определяются специальными инструкциями, рекомендации по составлению, содержанию, объемам, стилю научных проектов и характеру содержащихся в них предложений являются примерными и применять их следует в зависимости от конкретной ситуации. Вместе с тем критерии, которым должны соответствовать итоговые документы прикладных исследований, существенно отличают их от итоговых документов традиционных фундаментальных работ. Поэтому вопросы развития навыков представления результатов прикладных проектов должны занимать особое место в учебном процессе и самостоятельной подготовке молодых политологов и международников.
Ключевые понятия
Вывод— интеллектуальное заключение, в ходе которого на основе каких-либо исходных положений формулируются суждения, логически вытекающие из них. Правильные выводы могут быть сформулированы при условии истинности тех сведений (информации), на которые они опираются.
Документ— важное сообщение, содержащее информацию в фиксированном виде (обычно письменном) и предназначенное для ее передачи, хранения, практического применения; подготовке и анализу документов отводится особая роль при принятии решений.
Коллективный проект— тип организации и проведения исследовательской работы несколькими специалистами, согласовывающими друг с другом не только основные, но частично и второстепенные процедуры научного поиска; приобретает заметную роль в современной аналитической практике и, прежде всего, при проведении междисциплинарных исследований.
Перспектива— определенный этап будущего исторического времени: играет важную роль при разработке системы оценок развития политической ситуации.
Проблема— сложный практический или теоретический вопрос, требующий разрешения, противоречие, возникающее в процессе познания какою-либо явления. Термины «проблема», «проблемный», «проблематика» подразумевают необходимость разностороннего подхода к рассмотрению неопределенности в оценке политической ситуации или процесса.
Прогноз— оценка будущих тенденций развития ситуации с помощью изучения и анализа доступной информации; в политических исследо ваниях принято выделять краткосрочные (оперативные), среднесроч ные и долгосрочные прогнозы.
Политический риск— элемент принятия политического решения, свя занный, с одной стороны, с возможностью возникновения неустра нимых факторов (форс-мажорных обстоятельств в общественной или природной среде), а с другой — с субъективным восприятием принимаемых решений; в политическом лексиконе можно встретить такие производные термины, как профиль риска, анализ рисковых ситуаций, уровень риска, регулирование риска, рисковые решения, портфель риска и т. д.
Рекомендация— авторитетная характеристика образа действий, предлагаемая конкретному актору с учетом особенностей реальной ситуации и перспектив ее дальнейшего развития.
Стиль— характеристика текстовых материалов, отражающая особенности средств смысловой выразительности, использование конкретных словосочетаний, приемов, обусловленных единством содержания.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какие методические особенности подготовки итоговых документов прикладных проектов по политической проблематике представляются вам наиболее важными? Правомерна ли, на ваш взгляд, такая постановка вопроса?
2. В чем отличие итоговых документов прикладных аналитических проектов от других научных материалов?
3. Какие трудности могут ожидать участников коллективного проекта, особенно на его заключительных стадиях? Как вы представляете себе пути их минимизации?
4. Какими основными правилами надо руководствоваться при подготовке рекомендательной части заключительных разделов прикладных проектов?
5. Изложите содержание какого-либо художественного произведения, в котором описываются события политической истории в небольшом по объему тексте, используя обобщающие политологические понятия и термины.
Литература
Основная
Семенов Б. М. Особенности информационно-аналитической работы государственных структур в области внешней политики. М., 2003.
Дополнительная
Беляев А., Бирюков Н., Гусев Л., Сергеев В. Государственная дума в 1994-1997 гг. Становление системы парламентских партий // Исследования ЦМИ МГИМО(У). М., 1999.
Воробьев Е. Н., Рогачев И. Н. Аналитико-прогностическая работа. М.,
1999.
Леонов Н. С. Информационно-аналитическая работа в загранучрежде-
ниях. М, 1996.
Трофимов Д. Центральная Азия: проблемы этноконфессионального развития // МГИМО ЦМИ. М., 1994. Вып. 3.
Schmidt D. Writing in Political Science. Longman, 2000.
Заключение
Проведение научного исследования по политической проблематике — сложное и ответственное дело. Поэтому будущим аналитикам нужно еще во время учебы приобрести необходимые практические навыки, творчески подходить к решению проблем.
К сожалению, в рамках отечественного экспертного сообщества пока не сложилось ни единого понимания содержания этой сферы научного знания, ни представлений о пути ее дальнейшего развития. Более того, реальная политическая аналитика ничего общего не имеет с массовыми образцами политического консультирования, которые претендуют на этот жанр. Скорее, это один из вариантов политической рекламы и, как следствие, популярность такого рода деятельности, ее влияние будут сужаться.
Единственный выход из создавшегося положения, единственный путь преодоления значительного отставания многих отечественных исследований от уровня лучших зарубежных образцов — расширение профессионального поля, на котором политическая аналитика будет естественным языком как для обсуждения, так и принятия решений.
Сегодня в России мы можем говорить о «высокой» аналитике — вершине профессионального мастерства, но проблема подготовки аналитиков в полной мере еще не решена. В принципе, аналитиком может быть каждый человек, который участвует в принятии решений, вне зависимости от его статуса. Но чем выше будет реатьный потенциал, профессиональная культура этих людей, тем органичней станет система управления. Она позволит достичь равнодействия, будет учитывать социальные интересы различных слоев нашего общества, а также тенденции мирового развития.
Представляется, что университеты могли бы стать центрами подготовки специалистов, причем специалистов, изначально воспитанных как аналитики, а не как лоббисты или «серые кардиналы». Необходимо утвердить самодостаточность этой профессии, не только приветствовать интерес к изучению и апробации политической аналитики в университетских аудиториях, но и обеспечить условия для подготовки кадров. В этой связи перед системой высшего
гуманитарного образования стоит задача создать некие рамки, которые позволяли бы воспроизводить достаточно стандартные, достаточно проверяемые (верифицируемые) и достаточно эффективные знания в области политической аналитики.
В свете задач, стоящих перед молодыми отечественными специалистами, необходимо напомнить и об этических моментах профессии аналитика. Он не должен и не может претендовать ни на роль «ручного советника», ни на роль «серого кардинала» в структурах власти. Следует помнить, что функция политического аналитика объективно заключается не в непосредственном участии в процессах управления, а в их объективной оценке. Представленные им анализ и рекомендации могут быть в высшей степени адекватны, но их не обязательно выберут за основу принятия реальных решений. Политика — это деятельность по согласованию интересов широкого круга акторов, весь спектр которых очевиден только тому лицу или той структуре, которые выносят решения. Необходимо учитывать, что, помимо рационально сформулированных, есть еще и другие категории интересов, которые действующий политик должен как-то согласовать, уравновесить или, по крайней мере, удержать под контролем. Поэтому специалист-аналитик должен рассматривать себя не только как партнер государственной власти, но еще и как партнер гражданского общества.
Приложение I
Примерная программа учебного курса «Методы и методики политических исследований»
(36 ч: 9 лекций + 9 практических занятий-семинаров) Пояснительная записка
Цель курса
Целью учебного курса является ознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных исследованиях, оценках и прогнозировании политических, в том числе внешнеполитических, процессов. В этой связи раскрываются ключевые понятия, связанные с методическим обеспечением политологических исследований, изучаются базовые приемы обработки различных типов информации и правила подготовки соответствующих аналитических заключений. В ходе семинарских занятий и выполнения учебных заданий студенты приобретают навыки практического применения методик контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования и экспертных оценок, а также опыт коллективной работы над исследовательским проектом и оформления его результатов.
2. Задачи курса
Основные задачи курса «Методы и методики политических исследований» состоят, во-первых, в том, чтобы способствовать углублению знаний студентов, полученных ими в результате освоения теоретических курсов дисциплин политологического цикла, во-вторых, в приобретении навыков самостоятельной аналитической работы в сфере политической практики.
Кроме того, в результате изучения курса студент должен:
■ получить четкие представления об основных понятиях, связанных с методическим обеспечением политических исследований;
■ приобрести навыки сбора, обработки и анализа эмпирической информации по политической проблематике;
■ научиться пользоваться наиболее распространенными видами прикладных аналитических методик;
■ научиться правильно оформлять и представлять результаты проведенных исследований;
■ приобщиться к опыту «командной работы» в процессе выполнения исследовательского проекта.