Словарь понятий и терминов
Actasenatus (actadiurnipopuliromani) — одно из названий римской протогазеты.
Album — забеленная стена в античном городе, предназначенная для объявлений.
Siquis («если кто», лат.) — жанр средневековых рукописных объявлений, начинающихся этими словами.
Авторская сигнатура — личная подпись, часто сочетающая вербальные и изобразительные знаки.
Агораном— уполномоченный магистратом блюститель порядка на рыночной площади (агоре).
Амулет — предмет, обладающий сверхъестественной силой, охраняющий, по убеждению его обладателей, от житейских невзгод.
Альдины— книги, выпущенные итальянским издателем Альдом Ма-нуцием.
Астином— уполномоченный городского древнегреческого магистрата, отвечающий за порядок в полисе.
Афиша — рекламный жанр, специализирующийся на письменном (позднее — печатном) оповещении широкой аудитории о предстоящих зрелищах или иных общественнозначимых событиях.
Афишные тумбы — специальные сооружения цилиндрической формы, предназначенные для наклейки рекламных текстов.
Блазонирование— процедура изучения герольдами гербов, принадлежащих участникам предстоящего турнира, с целью всеобщего оповещения о родовитости и заслуженности каждого из состязающихся.
Вербальная часть вывески — словесный текст.
Вестники — уполномоченные правительством информаторы о важнейших государственных новостях.
Витринный жанр — рекламирование товаров посредством их привлекательной выкладки в витринах магазинов.
Водяной знак (филигрань) — отличительные знаки бумагоделательных цехов, которыми помечались листы бумаги. Видны только на просвет.
Вторая информационная революция — период формирования письменности. Датируется примерно б тысячелетием до н. э.
Вывеска — наглядное стационарное обозначение места расположения социально значимого предприятия: торгового, образовательного, административного, зрелищного.
Выставка— публичная демонстрация изделий промышленности, продуктов сельского хозяйства, произведений искусства и других объектов, сосредоточенная на отведенном для этого пространстве и продолжающаяся определенное время.
Выставка-продажа — относительно локальная распродажа товаров, представленных на выставке.
Выставка-ярмарка — совмещение на одной территории и в одно и то же время выставки и широких торговых операций.
Газетная реклама — словесные тексты и изображения рекламного содержания, публикующиеся на газетных страницах.
Генезис— происхождение, зарождение чего-либо.
Герольд — глашатай в средневековой Западной Европе и распорядитель на рыцарских турнирах.
Глашатай — профессионал устного информирования и рекламирования.
Граффити — надписи делового, политического, бытового характера, нанесенные на стенах зданий, сосудах и т. п.
Девиз — краткое изречение, выражающее жизненную позицию его носителя.
Декорация витрин — профессиональная специализация, появившаяся во второй половине XIX века, одна из предшественниц современного дизайна, отклик на возросшие эстетические требования к оформлению витрин.
Демонстративное оформление — украшение яркими, останавливающими внимание атрибутами.
Демонстративная функция знаков — наглядная, оперативная передача информации от коммуникатора к коммуниканту.
Динамичная демонстрация товара — показ товара в процессе его действия или использования.
Донатор— заказчик произведения искусства, оплачивавший работу.
Еженедельные новости — вид ранних регулярно выходивших печатных изданий.
Живописная вывеска — привлечение внимания жителей города к рекламируемым объектам посредством росписи стен.
Жюри — группа сведущих лиц, уполномоченных вынести решение по какому-либо вопросу.
Заклинка — краткое рифмованное высказывание, содержащее похвалу предлагаемому товару.
Знак— материальный чувственно воспринимаемый объект, выступающий в познании и общении людей в качестве представителя других предметов, свойств, событий.
Ивановская площадь — одна из площадей на территории Московского Кремля.
Изобразительная реклама — ответвление массовой информации, осуществляемое посредством картин, рисунков, набросков, ориентированных на зрелищное восприятие аудиторией с целью побудить ее к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции.
Императивные обороты — высказывания, содержащие приказ, настойчивое требование.
Интернациональная выставка — одновременная демонстрация изделий производства и искусства различных государств.
Информацио ный бюллетень — малогабаритное печатное издание, с нерегулярным сроком н выхода.
Индульгенция — в католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.
Каталог— рекламный жанр, сформировавшийся в начале периода книгопечатания и содержащий перечисление видов товара, имеющихся в продаже.
Качественный подход к рекламным текстам — данный подход опирается на приемы психологического воздействия и экспрессивную насыщенность произведения, в отличие от количественного подхода, предполагающего расширение описательных элементов в рекламном тексте.
Клеймо — знак, выжженный на коже животного, удостоверяющий его принадлежность определенному хозяину. Впоследствии знак, налагаемый на товары с целью их регистрации.
Клейнод — цеховая эмблема, нашивавшаяся на одежду.
Коробейничество — распространение по деревням товаров, преимущественно галантерейных и мануфактурных, при помощи разносчиков.
Ксилография — процесс печатания гравюр с резных деревянных досок.
Комплексные информационные агентства — конторы или фирмы, которые предоставляют различные виды информационных и рекламных услуг.
Конная рекламная процессия — старинный способ рекламирования посредством фургонов, боковые части которых были оклеены крупногабаритной рекламой, а на центральном помосте нередко располагались объемные муляжи рекламируемых товаров. Фургоны выстраивали два-три в ряд для внушительности и возили по улицам города.
Конклюзия — художественно оформленное приглашение на придворные торжества или академические диспуты в XVII—XVIII веках.
«Крики улиц» — устная реклама уличных торговцев и ремесленников.
Культурно-просветительные аспекты выставки — обогащение эрудиции, знаний, кругозора посетителей выставки после ознакомления с ее экспонатами.
Культурологическая концепция рекламы — концепция, рассматривающая рекламную деятельность как одно из коммуникативных ответвлений массовой информации в общечеловеческом разделении труда, как явление, соотносящееся с различными аспектами культуры и человеческой жизнедеятельности.
Летучий листок — текст, написанный или напечатанный на отдельном листе бумаги, нередко содержащий рекламную информацию.
Литография — тиражирование изображений, вырезанных на каменной основе.
Логотип — словесная часть товарного знака.
Лобное место — возвышение на Красной площади в Москве, где совершались казни.
Люди-«сэндвичи» — способ рекламирования при помощи двух досок с рекламными текстами, одна из которых помещалась на груди человека, а другая на спине. Носителям такой рекламы предписывалось постоянно находиться в движении.
Лубок — яркая разноцветная картинка, печатавшаяся с деревянной гравированной доски.
Малые рекламные жанры — открытки, вкладыши, программки, пригласительные билеты и т. п.
Маркетинговая концепция рекламы — концепция, рассматривающая рекламную деятельность преимущественно как фактор экономической сферы общества, как необходимый компонент бизнеса и товарооборота.
Массированная рекламная кампания — комплекс мероприятий, предполагающий максимально широкий охват рынка соответствующего товара и частоту во времени распространения рекламных текстов.
Медаль — знак отличия, который выдается людям, добившимся значительных результатов в своем деле. Имеет вид круглой металлической пластинки с различными изображениями.
Межличностные объявления — объявления о событиях в семье, поиске друга, будущей супруги, попутчика в путешествие.
Настенная живопись — картины, изображенные красками на городских стенах.
Оберег— предмет, который, по убеждению его владельца, способен защитить его от разных бедствий.
Обманная или «дутая» реклама (puff-реклама) — мошенническое высказывание относительно товара, зрелища, услуги и т. п., обращенное к человеку или группе людей, не имеющее под собой фактического основания.
Объявления типа «wantandtype» — стандартный вариант объявлений в западноевропейской и американской прессе, который начинался со слов «I want» — «желательно».
Объявления «noquastion» — тип газетных объявлений, в которых хозяева просили похитителей вернуть утраченные вещи с обязательством «не задавать вопросов».
Открытка — однолистное полиграфическое издание установленного формата, одна сторона которого является рисунком, репродукцией или фотографией, а другая может быть использована для письма или рекламного текста.
Офеня— разносчик-продавец лубочных листов и книг.
Патентная лихорадка — ажиотажный спрос на лекарства, качество которых было заверено государственным патентом, во многом вызванный интенсивной рекламой
Первая информационная революция — длительный исторический этап, определяемый культурологами как период формирования членораздельной устной речи. Датируется примерно 50 тысячелетием до н. э.
Персона — личность, обладающая общественной значимостью.
Печать— небольшой ручной предмет с резным обратным изображением каких-либо знаков для воспроизведения их оттискиванием на соответствующем материале. Применяется для удостоверения принадлежности вещи или документа определенному владельцу.
Письменная реклама — ответвление массовой информации, осуществляемое посредством рукописания с целью побудить читателей к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции.
Плакат— рекламный жанр, представляющий собой крупноформатное многокрасочное изображение на актуальную общественно-политическую или коммерческую тему с кратким словесным текстом. Плакаты тиражируются полиграфическим способом и вывешиваются на улицах или в общественных помещениях.
Предметно-символическая вывеска — обозначение рекламируемого места посредством предметов, ассоциирующихся с предлагаемыми услугами.
Предплакатные формы демонстративности — рекламные изображения в виде рисунков, лубков, гравюр.
Прейскурант— справочник цен на товары.
Прибаутка— высказывание, содержащее игру слов, их забавное сочетание.
Проспект— список книг или иных изделий, планируемых к выпуску в ближайшее время.
Прямая реклама (directmail), рассылаемая по почте на основании списков, содержащих адреса и фамилии потребителей, предположительно заинтересованных в рекламируемом товаре.
Средневековый плакат (poster) — плакат, преимущественно вывешивавшийся на почтовых станциях.
Прото — предшествование основному объекту исследования.
Просветительская роль рекламы — обогащение знаний и кругозора участников массовой аудитории посредством информации, содержащейся в рекламных текстах.
Профессиональная рекламная деятельность — специализация, возникающая в ходе разделения труда, предполагающая распространение массовой информации, побуждающей к оперативному отклику.
Публичные писцы — специалисты, зарабатывавшие составлением прошений и других документов для желающих на площадях средневековых городов.
Развитый полноценный рекламный текст — текст, обладающий ведущими факторами необходимого воздействия на массовую аудиторию: информационной содержательностью, эмоциональной насыщенностью, суггестивной составляющей.
Разукрашивание тротуаров — способ рекламирования, при котором изображения рекламируемых товаров и словесные комментарии к ним рисовались красками на тротуарах.
Раус— рекламное представление цирковых артистов, проходившее на балконах ярмарочных балаганов.
Реклама— ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным, с точки зрения рекламодателя, выбору и поступку.
Рубричная реклама — краткое рекламное предложение, занимающее обычно один абзац и публикуемое в подборку с другими подобными предложениями на специальных газетных страницах.
Рекламная акция — комплекс взаимодействующих коммуникативных средств, подчиненных достижению желаемой рекламодателем реакции аудитории.
Рекламный вкладыш — небольшой прямоугольный отрезок картона или плотной бумаги с кратким рекламным текстом, который вкладывается в упакованный товар, чтобы стать напоминанием о достоинствах производителя или продавца.
Рекламная иллюстрация в газете — первоначально гравированные оттиски штриховых рисунков, а с середины XIX века также и отпечатки фотоизображений, дававшие наглядное представление о рекламируемом товаре.
Рекламная кампания — совокупность текстов и мероприятий, подчиненных цели широко оповестить о новом товаре или выдающемся событии.
Религиозные процессии — торжественные многолюдные шествия, посвященные религиозным праздникам.
Римская протогазета — оповещение граждан Древнего Рима о новых событиях посредством текстов, написанных краской на выбеленных стенах.
Рыцарский герб — отличительный знак, который выбирали рыцари и передавали по наследству.
Самоидентификация — рациональное или интуитивное отнесение людьми себя к тому или иному сообществу, статусу, социальному рангу, вариант самооценки.
Самопрезентация — демонстративное предъявление личностью себя окружающим.
Саморегулирование рекламы — процесс упорядочения деятельности рекламных агентств и иных рекламистов со стороны профессионалов, которые входят в эту систему.
Самореклама — демонстративное поведение личности или группы.
Сигнальная функция знаков — воздействие некоторых разновидностей знаков, предполагающее мгновенную реакцию коммуниканта.
Синкретизм — совмещенность, сплав различных, впоследствии расслоившихся типов деятельности и типов текстов. Состояние, характерное для духовных продуктов на ранних стадиях культуры.
Социальная реклама — составление и распространение рекламных текстов, содержащих популяризацию ведущих общественных ценностей.
Средневековая гравюра — отпечатки рисунков, вырезанных на деревянных или металлических досках и смазанных специальным составом.
Стационарные зазывалы — профессиональное подразделение торговцев, находившихся обычно у входа в лавку и завлекавших туда посетителей.
Стиль «reasonwhy» — творческое направление в североамериканской рекламе, предполагающее обстоятельное изложение доводов («резонов») в пользу рекламируемых товаров.
Суггестивный аспект коммуникации — влияние текста на подсознание коммуниканта, достигающее эффекта внушения.
Сфрагистика — наука о печатях.
Театральные зазывалы — глашатаи, сопровождавшие бродячие труппы артистов и призывавшие жителей посетить зрелища.
Тевтонский стиль — творческое направление в немецком искусстве, опирающееся на сюжеты и образы национальной старины.
Титульный лист — первая выходная страница книги, на которой помещены заглавие, фамилия автора, год и место издания.
Товарный знак (фабричная марка) — условное обозначение, запечатленное словом, изображением, звуком или предметом, подлежащее правовой защите и служащее для различения производителей товаров и услуг, а также коммерческих распространителей.
Торговая реклама — ответвление массовой информации, призванное стимулировать максимально оперативный сбыт товаров.
Тотем— предмет, растение или одушевленное существо, воспринимавшиеся первобытными людьми в качестве божества и племенного родоначальника.
Третья информационная революция — ситуация, связанная с изобретением печатного станка и началом массового тиражирования печатной информации.
Урбанизм — исторический этап в развитии человечества, характеризующийся формированием многонаселенных городских поселений.
Упаковка— способ предохранения и расфасовки товара, исполняющий в случае необходимости также и рекламную функцию.
Устная реклама — ответвление массовой информации; осуществляется посредством живого человеческого голоса с целью побудить аудиторию к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции.
Фотореклама — рекламные изображения ситуаций, людей и товаров, исполненные фототехническими средствами.
Художественный плакат — плакат, исполненный профессиональным художником по критериям высокого искусства.
Цветной буклет — вид печатной рекламы, представляющий собой сфальцованный в один или несколько раз лист бумаги с цветными иллюстрациями.
Чрезмерная визуальность — нарушение соответствия между изобразительной и словесной частями рекламы в пользу изображения.
Шрифтовая вывеска — стационарное обозначение места расположения социально значимого предприятия посредством слов, начертанных разнообразными шрифтами, иногда специально изобретаемых для этой цели.
Штамп— инструмент, посредством которого создается оттиск необходимого текста на соответствующем материале.
Экслибрис — декоративный знак, обычно художественно выполненный, который прикрепляют к своим книгам библиофилы, чтобы удостоверить этим свою собственность.
Эмблема — символическое изображение, являвшееся отличительным знаком купеческих объединений, ремесленных цехов, отдельных лиц.
Эмблематика— мастерство составления и трактовки эмблем.
Эмблематика цеховая — набор отличительных знаков, присвоенных различными торговыми и ремесленными объединениями.
Экспансия рекламы — процесс, начавшийся в промышленно-разви-тых странах во второй половине XIX века: интенсивное вытеснение рекламой иных информационных материалов в средствах массовой информации.
Экспрессивный аспект коммуникации — эмоционально насыщенное высказывание.
Этикетка— ярлык на чем-либо с фабричным или торговым клеймом, содержащий краткую информацию о существе данного объекта.
Ярмарочный фольклор — устное народное творчество на темы купли-продажи.
Библиография
Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988.
Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. — Министерство торговли СССР, Международный совет по рекламе. — М., 1969.
Веригин А. Русская реклама. СПб.: Изд-во газеты «Русский труд», 1898.
Веркман К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. — М.: Прогресс, 1986.
Голан А. Миф и символ. — М.: РУССИЛИТ, 1993.
Иванов Е. Меткое московское слово. М.: Московский рабочий, 1989.
Красноречие русского торжка // Из истории русской фольклористики. — Ленинградский государственный университет, 1978.
Лакиер А. Б. Русская геральдика. М.: Книга, 1990.
Макашина Л. П. Русская реклама: отечественная практика (1703-1918) — Уральский государственный университет. — Екатеринбург, 1995.
Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX веков. — М.: Советский художник, 1976.
Народная картинка XVII-XIX веков. Материалы и исследования. — СПб.: Дмитрий Булганин, 1996.
Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — нач. XX века. — Л.: Искусство, 1988.
Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Л.: Изд-во Академии художеств, 1926.
Очерки по истории и технике гравюры. — Гос. музей изобразительных искусств. — М., 1941.
Павлинская А. П. Товарный знак. — Л.: Художник РСФСР, 1974.
Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. — Изд. Щепанский. — СПб., 1894.
Повелихина А. В., Ковтун Е. Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. — Л.: Аврора, 1992.
Сергеенко М. Е. Помпеи. — АН СССР. — М.-Л., 1949.
Торговая реклама и упаковка в России XIX-XX вв. — Гос. исторический музей. — М., 1993.
Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. — М.: Советский художник, 1987.
Увлекательный мир московской рекламы XIX — начала XX века. — Музей истории г. Москвы. — М., 1996.
Ученова В. В. Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. М.: Смысл, 1994.
Ученова В. В. Старуш М. И. «Философский камешек» рекламного творчества. — М.: Максима, 1996.
Хайн. Т. Все об упаковке. — СПб.: Азбука, 1997.
Чередниченко С. И. История и теория рекламы. — Московский экстерный гуманитарный университет. — М., 1992.
Bamicoat J. A consise History of Posters (1870-1970). — London, 1972.
Boorstin D. Advertising and American civilisation // Advertising and Society — N. Y., 1974.
Buchli H. 6000 Jahre Werbung. B. 1-4. — Berlin, 1962-1967.
Cronau R. Das Buch der Reklame. — Leipzig, 1887.
Goodrum Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The first 200 Years. — N.Y., 1990.
Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962.
Henry J. Advertising as a philosopnhical system // Up the Mainstream. A Critique of ideologie in American Polities and everyday life. — N. Y., 1974.
Paneth E. Entwiclung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Miinchen und Berlin, 1926.
Presbrey F. The History and Development of Advertising. — N. Y., 1968.
Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874.