Природное и общественное в человеке.
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
Формы мировоззрения:
§ мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;
§ мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассуждения, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;
§ миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и последовательное стремление к нему.
Виды мировоззрения:
§ обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
§ религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
§ научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
§ философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Виды знаний
Знание - результат познавательной деятельности.
Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
Структура познания:
§ субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);
§ объект (то, на что направлено познание);
§ знание (результат познания).
Формы познания:
1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее непосредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:
а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;
б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;
в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.
2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рационального познания:
а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по существенным признакам и обобщает их в класс;
б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;
в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суждений переходит к новым.
Виды знаний:
1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия
2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение
3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное
4. художественное - основанное на субъективном творческом откровении
5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.
6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:
§ гносеологический пессимизм (познание невозможно или существенно ограничено);
§ гносеологический оптимизм (познание возможно).
В рамках пессимизма различают:
§ крайнее направление - агностицизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;
§ и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверного познания.
Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.
Понятие истины, ее критерии
Истина - соответствие знания своему предмету.
Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Мышление и деятельность
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
§ продуктивностью;
§ сознательностью;
§ орудийностью;
§ социальностью:
§ 1) приобретение форм деятельности через социализацию;
§ 2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2) Объект - то, на что направлена деятельность.
3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).
Виды деятельности.
I.
1) практическая:
а) материально-производственная - воздействующая на природные объекты;
б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:
а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:
а)познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно-ориентировочную.
II.
а) индивидуальная;
б) коллективная
III.
а) законная;
б) незаконная.
IV.
а) моральная;
б) аморальная.
V.
а) шаблонная (по образцу);
б) инновационная (творческая)
VI.
(по этапу жизни человека)
а) игра;
б) обучение;
в) труд
Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую остальным видам совместной деятельности.
Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
§ социальный характер;
§ связь с языком;
§ опосредованный характер;
§ личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Потребности и интересы
Потребность - фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования
Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне
Интерес - направленность человека на условия доступности предмета потребности
Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей:
I. Основная классификация:
1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)
2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд...)
3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания...)
II. Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
Базовые
а) Естественные (еда, сон...)
б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)
Вторичные
а) социальные
б) престижные
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.
Основные институты общества
Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
1. институт семьи
2. государство
3. производство
4. духовные институты (религии, науки, морали)
5. образование.
Институты необходимы для:
§ объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
§ закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
§ нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
§ формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
§ социализации личности
Разновидности культуры.
Наука
Образование
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
§ экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
§ социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
§ культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. дошкольное
2. общее (школьное, среднее)
а) начальное
б) основное в)полное
3. профессиональное
а) начальное б)среднее
в) высшее
г) послевузовское
4. дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
Религия
Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
Искусство
Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
Функции искусства:
§ общественно-преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;
§ утешительно-компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;
§ художественно-концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;
§ прогностическая - предвосхищение будущего;
§ воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;
§ внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;
§ эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;
§ гедонистическая - получение от искусства удовольствия;
§ познавательно-эвристическая - освоение сторон жизни, недоступных науке.
Эстетика - наука о красоте и искусстве.
Мораль
Мораль:
§ совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;
§ форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.
Реализация норм морали обеспечивается:
1. внутренней, автономной саморегуляцией (совестью);
2. общественным мнением.
Функции морали:
§ регулятивная;
§ ценностно-ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;
§ мотивационная - создание побуждения к определенному поведению;
§ конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;
§ координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.
Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:
1. Золотое правило нравственности - древнейшее моральное правило, гласящее: «Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали тобой».
2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.
Основные категории нравственности:
§ идеал (добро, истина, справедливость),
§ совесть,
§ честь,
§ чувство собственного достоинства,
§ долг,
§ счастье,
§ смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).
Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.
Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.
Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.
Наркомания и наркобизнес.
Экономические системы
Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества, структурирующая отношения между производителями и потребителями экономических товаров и услуг.
Экономическая система призвана ответить на главные вопросы:
1. Что должно производиться и в каком количестве?
2. Как будут производиться блага, товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии?
3. Для кого предназначены производимые услуги и товары, как они должны распределяться между потребителями? (т.е. вопросы что, как, для кого производить)
Экономическая система должна решить главную проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности общества ограниченными ресурсами.
Типы экономических систем.
1. Традиционная: вопросы что, как, для кого производить решаются в соответствии с традициями, по обычаю. Натуральное хозяйство. Большая часть экономических благ производится для собственного потребления. Данная система стабильна, производится определенное количество продукта и стандартным образом распределяется. Используются устаревшие технологии. Большая часть экономической деятельности приходится на аграрный сектор. Не развивается, но находится в определенной гармонии с окружающей средой.
2. Административно-командная (государственно - регулируемая, централизованно-плановая): основные экономические вопросы решаются путем государственного регулирования. Основные производственные мощности принадлежат государству, оно составляет общий план для производства и распределяет произведенный продукт. Цены устанавливаются государством. Иногда возникает дефицит товаров. Наиболее развит промышленный сектор.
3. Рыночная: экономические вопросы решаются за счет саморегуляции. Производство находится в частной собственности, объем продукции и равновесная цена устанавливаются за счет действия механизмов рынка, закона спроса и предложения.
Экономические системы большинства современных государств являются смешанными, в которых совмещены черты плановой и рыночной систем. В основе лежат рыночные механизмы саморегуляции, однако государство активно вмешивается в эти процессы с целью избегания кризисов (которым подвержена рыночная система).
Постоянные и переменные.
Постоянные затраты - затраты, объем которых не зависит на данный момент от объема производства: аренда, подготовка кадров, зарплата управленцев, коммунальные платежи, амортизация и др. Амортизация основного капитала - уменьшение стоимости основного капитала в процессе его промышленного использования; различают физический износ (старение, поломка) и моральный износ (увеличение неэффективности использования устаревшего основного капитала).
Переменные затраты - затраты, объем которых на данный момент напрямую зависит от объема производства: покупка сырья, зарплата рабочих, транспорт, электроэнергия.
2. Экономические и бухгалтерские издержки. Бухгалтерские (явные, внешние) издержки - оплата факторов производства, не являющихся собственностью фирмы.
Внутренние (неявные) издержки - затраты факторов производства, принадлежащих самой фирме (издержки альтернативного использования).
Экономические издержки - это внешние издержки плюс внутренние издержки.
В соответствии с этим рассчитывается прибыль:
§ бухгалтерская прибыль (общая выручка минус бухгалтерские издержки);
§ экономическая прибыль (общая выручка минус экономические издержки).
Ценные бумаги
Ценная бумага - документ, удостоверяющий право имущественного держания, а также устанавливающий определенные имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
Ценные бумаги делятся на срочные (с фиксированным сроком действия) и бессрочные.
Виды ценных бумаг:
§ акция - ценная бумага, фиксирующая принадлежность части акционерного общества, дающая право на участие в управлении АО и получение дивидендов. Номинальная стоимость акции декларируется в момент выпуска и не совпадает с ее последующим курсом.
Типы акций:
§ обыкновенные - дают право голоса в управлении компанией, дивиденд зависит от распределения прибыли компании;
§ привилегированные - не дают право голоса при управлении компанией, но по ним устанавливается постоянный дивиденд, не зависящий от распределения прибыли акционерами.
Облигация - это долговое обязательство, владелец которого получает заранее установленный доход.
Вексель - письменное долговое обязательство, определяющее срок и сумму выплаты.
Также к видам ценных бумаг относится:
§ чек,
§ банковская сберегательная книжка на предъявителя,
§ приватизационные ценные бумаги и др.
Операции с ценными бумагами производятся на фондовой бирже. Цена ценной бумаге на фондовом рынке называется её курсом.
Рынок труда. Безработица
Рынок труда - механизмы, при помощи которых работники находят работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а работодатели нанимают необходимых им работников.
На рынке труда продается и покупается рабочая сила. Рабочая сила («человеческий капитал») - это знания, способности, умения, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ.
Рынок труда, как и другие рынки, регулируется законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить; цена - заработная плата.
Цена предложения на этом рынке определяется прожиточным минимумом, рассчитываемым государством.
Формы зарплаты:
1. Повременная зарплата: размер зарплаты зависит от количества часов, отработанных работником.
2. Сдельная зарплата: размер зарплаты зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.
3. Смешанная форма зарплаты: базовая ставка повременная, премиальные выплаты - на сдельной основе.
Номинальная зарплата - количество денег, получаемое работником. Реальная зарплата - количество товаров, которое на них можно купить. Вследствие инфляции реальная заработная плата уменьшается.
Безработица - положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.
К безработным не относятся студенты очных отделений, женщины в декретных отпусках, военнослужащие, люди на больничных, пенсионеры, домохозяйки, а также люди, не имеющие работы и не желающие её искать. И безработные и занятые составляют экономически активную часть населения.
Трудоспособным в РФ считается человек от 16 до 54 (для женщин) и 59 (для мужчин) лет, не имеющий физических или психических противопоказаний к труду.
Виды безработицы:
а) структурная - последствия структурных изменений в экономике, в первую очередь, вызванных НТП;
б) фрикционная - возникает за счет того, что уволенный работник не сразу находит новое место работы, какое-то время остается безработным;
в) циклическая - порождается экономическими кризисами;
г) сезонная - возникает из-за существования сезонных видов работ.
Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который считается нормальным и необходимым для общества. Естественный уровень рассчитывается как сумма структурной и фрикционной безработицы, и обычно составляет несколько процентов. Полная занятость - занятость населения при естественном уровне безработицы. Если уровень безработицы превышает естественный, то государство должно принимать меры по борьбе с безработицей - проводить политику занятости.
Активная политика занятости - меры, снижающие безработицу: переподготовка кадров, информирование о рынке труда, организация общественных работ, содействие географической мобильности, поддержка индивидуальных предпринимателей, снижение налогов на производителей.
Пассивная политика занятости - меры, сглаживающие негативные проявления безработицы: выплата пособий, предоставление социального жилья и т.п.
Скрытая безработица - работник трудится неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности.
Отрицательные последствия безработицы:
1) недоиспользуются экономические ресурсы, что ведёт к уменьшению экономические показатели (ВВП, ВНП);
2) снижается уровень жизни населения;
3) снижается квалификация людей, оставшихся без работы;
4) растёт уровень преступности и алкоголизма;
5) растёт социальная напряжённость;
6) снижается самооценка уволенных сотрудников.
Положительные последствия безработицы:
1) формируется резервная армия труда (безработные, которых в случае необходимости можно привлечь к работам для государственных нужд);
2) усиливается мотивация к труду у занятого населения.
Меры по борьбе с инфляцией:
§ снижение прироста денежной массы,
§ уменьшение расходов бюджета,
§ увеличение ставок по кредитам,
§ сдерживание экономического роста.
Адаптивные меры: индексация доходов (приведение доходов под общий уровень цен).
Дефляция - это снижение общего уровня цен.
Иногда (как правило, во время гиперинфляции) встаёт необходимость проведения денежной реформы - полного или частичного изменения денежной системы страны.
Девальвация - снижение денежного курса национальной валюты мо отношению к валютам других стран.
Ревальвация - увеличение денежного курса национальной валюты но отношению к валютам других стран.
Деноминация - укрупнение денежной единицы путём обмена старых денежных знаков на новые.
Нуллификация - полное изъятие денег из обращения или обмен их на новые денежные знаки по низкому курсу.
Налоги
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Налогу подлежит любой доход, за исключением:
§ стипендий, пенсий и других социальных выплат;
§ страховых компенсаций;
§ выигрышей в государственные лотереи.
Функции налогов:
§ Фискальная: формирование финансовых средств государства - бюджета, внебюджетных фондов.
§ Регулирующая: инструмент экономической политики государства.
§ Распределительная: государство перераспределяет результаты производства между сферами хозяйства и различными группами населения.
§ Учётная: по полученным за определённый период налогам государство может судить о доходах населения, а также контролировать поступления в бюджет.
Принципы налогообложения:
1) принцип обязательности: каждый обязан платить налоги в установленном размере и в установленные сроки;
2) принцип безвозмездности: почти все налоги невозвратны;
3) принцип точности и определённости: сроки и размер налогов устанавливаются законодательно;
4) принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня доходов;
5) принцип законности: обязанность платить налоги установлена законом, сокрытие доходов и избежание налогов - уголовно наказуемо.
Виды налогов:
§ а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Оплачиваются непосредственно собственником (налог па доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, земельный налог и т.п.).
§ б) косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Эти налоги отчисляются предприятием, продающим товары или услуги, но оплачиваются их потребителем: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Виды налогов в системе налогообложения:
§ а) прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога;
§ б) Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается по мере роста объекта налога;
§ в) пропорциональный налог - налог, ставка которого не зависит от роста объекта налога.
Налоги взимаются на различных уровнях:
§ федеральные (НДФЛ, НДС),
§ субъектов федерации (транспортный налог),
§ муниципальные (земельный налог).
Эти налоги поступают в бюджет соответствующего уровня. Существуют также налоговые льготы, налоговые кредиты и отсрочка.
Государственный бюджет
Государственный бюджет - это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и расходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, имеющиеся в наличии у государства.
Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.
Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной.
Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, доходов от госсобственности и эмиссии денег.
Расходная часть бюджета - затраты, которые осуществляет государство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.
Соотношение доходной и расходной части - сальдо государственного бюджета.
Бюджетный профицит - положительное сальдо. Бюджетный дефицит - отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет - доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран).
Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задолженность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Реструктуризация государственного долга - изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.
Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды:
§ пенсионный фонд,
§ фонд медицинского страхования,
§ фонд страхования по безработице.
Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.
Бюджетная политика - разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.
Мировая экономика
§ совокупность национальных экономик, связанных международными экономическими отношениями.
Структуру мировой экономики составляют развитые страны («первый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том числе Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых - 71%, на долю третьих - 15%.
К международным экономическим отношениям относят:
§ международное разделение труда;
§ международное движение товаров и услуг;
§ международное движение рабочей силы и капитала.
Международное разделение труда - специализация стран на производстве определенного типа товаров. Она определяется: природными условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.
Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).
Государства стремятся регулировать международную торговлю посредством осуществления мер:
1) протекционизма (защиты отечественных производителей):
§ тарифные методы - импортные и экспортные тарифы, таможенные союзы;
§ нетарифные методы - установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (полный запрет на торговлю с определенной страной);
2) фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля) - отсутствие каких-либо ограничений во внешней торговле;
3) умеренной торговой политики - совмещение протекционизма и фритредерства.
Социальные группы
§ это группы людей, обладающие схожими социально значимыми признаками, возникающие в ходе совместной деятельности людей.
Типология социальных групп:
По численности
§ малые, в которых непосредственное общение всех членов группы является непременным условием ее функционирования;
§ средние, в которых непосредственное общение возможно, но не обязательно;
§ большие, в которых непосредственное общение всех членов группы в принципе невозможно.
2. По факту существования:
§ номинальные, выделяемые только учеными для исследовательских целей;
§ реальные, существующие независимо от исследователя, во взаимодействии людей.
3. По времени существования:
§ временные, объединяющиеся на небольшие промежутки времени, не имеющие устойчивых связей между их членами, отсутствие у членов осознание себя как членов данной группы;
§ постоянные, характеризующиеся долгим существованием и устойчивыми связями и взаимодействиями своих членов.
4. По организации:
§ формальные, в которых имеется формальный критерий членства, и взаимодействие членов группы определяется нормативными документами;
§ неформальные, строятся на основе межличностных отношений участников, нет четкого критерия членства.
5. По связям и взаимоотношениям:
§ первичные (все члены группы знакомы между собой лично);
§ вторичные (не все члены группы знакомы друг с другом).
6.Демографические (выделяемые по демографическим характеристикам - полу, возрасту)
Этнические.
Территориальные и др.
Наибольшее влияние на человека оказывает малая социальная группа.
Черты малой группы:
1) наличие личных связей и взаимодействий;
2) общность целей и интересов;
3) внутренняя распределённость ролей.
Позитивное влияние малой группы на индивида:
§ даёт эмоционально-психологическую поддержку;
§ передаёт свой статус (чем выше статус группы, тем выше и статус её членов);
§ повышает самооценку (особенно если это престижная группа);
§ социализирует индивида.
Негативное влияние малой группы на индивида:
§ групповые интересы ставятся над индивидуальными;
§ развивает конформизм (пассивное принятие ценностей группы);
§ усредняет членов группы, не позволяя кому-то выделяться своими спо<