Административные процедуры в системе деятельности органов исполнительной власти.

Для осуществления компетенции государственных органов, решения задач государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц нормативно устанавливаются общие и специальныепроцессуальные формы, в рамках которых определяются и используются на практике соответствующиеправовые процедуры - законотворческие, административные (управленческие), судопроизводственные.

Реализациюисполнительной власти, осуществление государственного управления, а также деятельности исполнительных органов местного самоуправления и всех уполномоченных должностных лиц невозможно представить вне нормативно установленных правовых процедурных порядков или, как иногда говорят, административно-управленческих процессов. Деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определяется не только множеством материальных норм, но и системой процедурных административно-правовых норм.

Исполнительная власть осуществляется посредством правоприменительной (правоисполнительной) и правотворческой (нормотворческой) деятельности. Однако административные процедуры создаются и используются только в правоприменительной деятельности органов публичного управления и их должностных лиц, в том числе в процессе принятия индивидуальных административных актов. Нормотворчсская деятельность органов исполнительной власти строится, как правило, на основе соответствующих нормативных правовых актов, которые не устанавливают в качестве предмета правового регулирования административно-процедурную деятельность.

За последние годы в Российской Федерации приняты федеральные законы о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о лицензировании отдельных видов деятельности, о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и ряд других федеральных законов, в которых в той или иной мере определен процесс рассмотрения обращений граждан и их организаций в органы публичной власти.

В сфере социально-культурной деятельности федеральными законами определены многочисленные правила, связанные с реализацией гражданами их права на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, охрану труда и т.д. Административно-процессуальные нормы содержатся в Федеральных законах: "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об альтернативной гражданской службе".

В науке административного права предлагается рассматривать следующие виды административных процедур:

а) правоприменительные процедуры, в ходе которых решаются вопросы о предоставлении гражданам и организациям определенных прав и специальных правовых статусов в сфере государственного управления (право на получение информации, проведение демонстрации, социальную поддержку);

б) процедуры, связанные с обеспечением исполнения гражданами и организациями возложенных па них законом обязанностей (обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства, встать на учет в налоговом органе, соблюдать нормы и требования пожарной безопасности, безопасности дорожного движения).

Регистрационное производство

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Данный вид государственной регистрации отнесен к компетенции учреждений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ. Закон регулирует порядок регистрации (прием документов, их экспертиза и т.п.). Она проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации. Определены основания для государственной регистрации, требования к предъявляемым документам, основания для приостановления или отказа в регистрации. Регистрационный учет граждан. Правительством РФ 17 июля 1995 г. утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства были отменены прописка и выписка граждан и заменены регистрационным учетом, который осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации. Если гражданин изменил место жительства, он обязан в течение 7 дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответствующими документами для оформления регистрации. Регистрация временного пребывания граждан (гостиница, санаторий и т.п.) осуществляется по истечении 90 дней с момента прибытия.

Принятие нормативных актов управления. Нормативные акты государственного управления являются наиболее емким выражением процесса реализации исполнительной власти. Ими:

обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений;

определяются типовые правила поведения различных субъектов;

осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений и т.д.

Принятие нормативных актов государственного управления как вида производства состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий, каждая из которых представляет собой совокупность определенных процессуальных действий участников данного производства:

подготовка проекта нормативного акта государственного управления;

рассмотрение проекта и принятие нормативного акта государственного управления;

государственная регистрация нормативного акта государственного управления;

опубликование и вступление в силу нормативного акта государственного управления;

оспаривание нормативного акта государственного управления.

Наши рекомендации