Ii блок (xix - начало xx вв.)
1. Определите по «Общему положению о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» 1861 г., мог ли член сельского схода в случае отлучки или болезни присылать вместо себя другого члена семьи.
2. Определите по «Общему положению о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» 1861 г., был ли подсуден волостному суду имущественный спор между крестьянами на сумму 105 рублей?
3. Определите по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., мог ли принять в выборах в земство крестьянин, исключенный из сельского общества за неблаговидное поведение?
4. Определите по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., кто был полномочен остановить исполнение решения земского собрания?
5. Определите по «Учреждению судебных установлений» 1864 г., мог ли быть избранным на должность мирового судьи отставной военный, 32-х лет, закончивший кадетский корпус, имеющий недвижимое имущество стоимостью 16 тысяч рублей?
6. Определите по «Учреждению судебных установлений» 1864 г., мог ли стать присяжным заседателем учитель народной школы 27 лет с годовым окладом 120 рублей в год?
7. Определите по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г., какой должен быть вынесен вердикт, если 6 присяжных заседателей считают, что подсудимый должен быть оправдан, а 6, – что виновен? Как должен быть вынесен вердикт, если за оправдание проголосует только 4 человека?
8. Определите по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г., как должен поступить суд, если, по мнению судей, вердиктом присяжных осужден невиновный?
9. Определите по «Своду основных государственных законов» 1906 г., кому принадлежало право помилования осужденных?
10. Определите по «Своду основных государственных законов» 1906 г., кому принадлежало право введения военного положения?
III блок (XX век)
1. Определите по Конституции РСФСР 1918 г., был ли взят за основу устройства государственной системы принцип разделения властей? Ответ докажите.
2. Определите по Конституции РСФСР 1918 г., пользовались ли активным и пассивным избирательным правами иностранные граждане?
3. Определите по Конституции РСФСР 1918 г., имели ли граждане право отозвать своего депутата и провести новые выборы?
4. Определите по Конституции СССР 1924 г., могла ли быть изменена территория союзной республики без согласия самой республики?
5. Определите по Конституции СССР 1924 г., в каком порядке разрешались разногласия, возникшие между Союзом Советов и Советом Национальностей?
6. Определите, чем являлось по Конституциям 1924-25 гг. образование и труд, правом или обязанностью?
7. Определите по Конституции СССР 1936 г., какой закон должен был действовать, союзный или республиканский, если между ними были расхождения?
8. Определите по Конституции СССР 1936 г., с чего согласия мог быть осуществлен арест депутата Верховного Совета СССР?
9. Определите по Конституции СССР 1936 г., кем и на какой срок назначались Прокурор СССР, республиканские, краевые и областные прокуроры?
10. Определите по Конституции СССР 1977 г, что могло находиться в личной собственности граждан, а что только в собственности государства.
Задания
I блок
1. Используя «Жалованную грамоту городам» («Грамоту на права и выгоды городам Российской империи») сравните правовой статус купцов разных гильдий.
2. Используя «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 г. определите состав, компетенцию сельского схода, полномочия сельского старосты.
3. Используя «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 г. определите состав, компетенцию волостного схода, полномочия волостного старшины.
4. Используя «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 г. определите состав, подсудность, порядок формирования волостных судов, требования, предъявляемые к волостным судьям.
5. Используя «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. определите круг лиц, имеющих право участвовать в выборах в земские учреждения.
6. Используя «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. определите круг вопросов, подлежащих ведению земских учреждений.
7. Используя «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г. сравните подсудность судов мировой юстиции и общих судов (окружных судов и судебных палат).
8. По тексту Положений о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года и от 11 декабря 1905 года сравните, как изменился круг лиц, имеющих право участвовать в выборах.
9. Используя «Свод основных государственных законов» 1906 г. определите место Государственного Совета и Государственной Думы в системы высших государственных органов Российской империи.
10. По Конституции РСФСР 1918 г. определите предмет ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета.
11. По Конституции РСФСР 1918 г. определите круг лиц, имеющих право избирать и быть избранным в Советы.
12. По Конституции СССР 1924 г. определите какие, устанавливались суверенные права союзных республик, структуру и компетенцию их органов власти.
13. По Конституции РСФСР 1925 г. определите порядок организации власти на местах.
14. По Конституции СССР 1936 г. определите права и обязанности граждан СССР.
15. Используя Конституцию СССР 1977 г. покажите политическую и экономическую основы советского строя.
II блок
1. Составьте схему органов власти Киевской Руси.
2. Составьте сравнительную схему органов власти феодальной республики (на примере Новгородской республики) и феодальной монархии (на примере Владимирского княжества).
3. Составьте схему высших органов власти периода сословно-представительной монархии.
4. Составьте схему высших органов власти, образовавшуюся в ходе реформ Петра I.
5. Составьте схему местных органов власти, образовавшуюся в ходе реформ Петра I.
6. Составьте схему местных органов власти, образовавшуюся в ходе губернской реформы 1775 г.
7. Составьте схему высших органов власти, образовавшуюся в ходе реформ Александра I.
8. Составьте схему высших органов власти, образовавшуюся в ходе революции 1905-07 гг.
9. Составьте схему высших органов власти по Конституции РСФСР 1918 г.
10. Составьте схему высших органов власти по Конституции СССР 1924 г.
11. Составьте схему высших органов власти по Конституции СССР 1936 г.
12. Составьте схему высших органов власти по Конституции СССР 1977 г.
[1] См.: Джаншиев Г.А. Страницы из истории судебной реформы. М., 1883; Он же. Великие реформы. М., 1907; Гессен И.В. Судебная реформа. СПб., 1905.
[2] Шувалова В.А. К вопросу о судебной реформе 1864 года.// Вопросы истории – 1965. - N 2; О сущности судебной реформы 1864 г. в России // Советское государство и право – 1964 - N 10; Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформы в России. Саратов, 1969; Судебная реформа в России // Вестник высших учебных заведений. Правоведение. – 1964. - N 3; Коротких М.Г.Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989; Судебная реформа в России. // Вопросы истории. – 1987 - № 12;Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России в 60-80 гг. XIX в. М., 1987; Судебная реформа 1864 года и возникновение адвокатуры в России // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
[3] См.: Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Лященко Л.М. Царь-освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 1994; Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. – 1992 - N 6-7.; Толмачев Е.П. Александр II и его время. М., 1998. Т 1-2.
[4] Попова А.Д. Деятельность пореформенной судебной системы // Вестник Московского университета. Серия 8. – 1999. - № 5; Попова А.Д. «Правда и милость да царствуют в судах» (из истории реализации судебной реформы 1864 г.). Рязань, 2005; Попова А.Д. Из истории становления независимости судебной власти в России: суды и местные учреждения 1864 г.. // Новый исторический вестник. 2005. № 14. С. 14-26. // http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2; Попова А.Д. Открытость правосудия и его воздействие на развитие общественного сознания (на примере судебных реформ 1894 г.)// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 341-345. // http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=5