Механизм государства: понятие, основные черты, структура.
Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
1) это иерархическая система, т.е. система, построенная на началах субординации и координации. Политико-организационную основу системы составляют органы государства, территория государства, вооруженные силы и другие государственные военные формирования, государственные символы, столица государства;
2) это целостная система внутренне организованных элементов, имеющая единые принципы построения и единые задачи и цели деятельности. Каждый из субъектов механизма государства как его системный элемент органически обусловлен всеми другими его элементами и функционированием системы в целом;
3) это система, имеющая чёткую структуру с определенными связями между её элементами.
Первичными элементами являются государственные органы. Как механизм часов состоит из различных элементов, так и механизм государства, будучи единым, включает в себя органы, блоки, подсистемы и даже самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.
4) это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют её организационно-экономическую основу;
5) это взаимодействующая, динамичная и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом (по сути, механизм государства создается для выполнения его функций).
В настоящее время в учебной литературе можно встретить отождествление «механизма» и «аппарата» государства. Между тем понятие механизма государства шире понятия государственного аппарата по составу и структуре. Механизм государства, по сути, является аппаратом в действии, в функционировании - со всеми связями, существующими и возникающими между его частями. Механизм государства должен рассматриваться не как простая совокупность составляющих его элементов (государственных органов, организаций, учреждений), а как система этих элементов, функционально совместимых и согласованных между собой и системой в целом, находящихся в постоянном обновлении с целью поддержания своей основной функции - управления. Структура механизма государства показана на схеме:
В понятие «механизм государства» включаются государственные предприятия и государственные учреждения, которые под руководством аппарата государства практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных ценностей государства (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственные учреждения). Для государственных учреждений типичной является непроизводственная деятельность в сфере охраны здоровья, научных исследований, проектирования, учебно-воспитательной, духовно-образовательной работы и т.п. Это библиотеки, больницы, поликлиники, почта, телеграф, вузы, школы, театры и т.д. Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют работы или оказывают услуги. Государственные служащие (чиновники) – категория людей, занимающихся управлением. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: 1) лица, занимающие должности, связанные с исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, министры); 2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и т.д.); 3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами, для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений); 4) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи, преподаватели вузов, т.е. служащие, получающие заработную плату за счет государственного бюджета).
Государственные предприятия и государственные учреждения нельзя отнести к государственным органам. Они отличаются от государственных органов рядом признаков:
1) не имеют государственно-властных полномочий, т.е. не являются носителями государственной власти;
2) непосредственно создают материальные или духовные блага;
3) имеют специфическую организационную структуру: представляют собой организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, действующим на основе единоначалия;
4) имеют строго обозначенный круг полномочий: администрация предприятий и учреждений осуществляет управленческие функции исключительно в сфере своей деятельности, в границах предприятия или учреждения;
5) руководствуются в своей деятельности собственным уставом в соответствии с законодательством.
Таким образом, государственные предприятия и государственные учреждения следует отличать от органов государства. При этом следует учитывать, что их нельзя противопоставлять друг другу, поскольку все они относятся к государственным организациям, действующим в единстве и взаимосвязи.
Аппарат государства.Аппарат государства – составная часть механизма государства. Аппарат государства - юридически оформленная система всех государственных органов, осуществляющих непосредственную практическую работу по управлению обществом, выполнению задач и функций государства. Аппарат государства в узком смысле - собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, который состоит из чиновников и возглавляется исполнительными высшими органами. Аппарат государства в широком смысле включает главу государства, парламент, местные органы управления, вооружённые силы, милицию (полицию), дипломатические представительства за границей и др.
Признаки аппарата государства:
1) система государственных органов, представляющая собой отлаженную структурную организацию, основанную на общих принципах, единстве конечной цели, взаимодействии и ориентированную на обеспечение реализации функций государства;
2) система, юридически оформленных государственных органов, т.е. наделенных компетенцией (полномочиями, предметом ведения, юридической ответственностью) и занимающихся управлением общества на профессиональной основе в качестве носителей власти;
3) система государственных органов, в рамках которой деятельность государственных служащих строго отграничена от «собственности», принадлежащей им как субъектам;
4) система органов, каждый из которых имеет материально-технические средства для осуществления этих функций;
5) система органов, дифференцированных согласно принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные;
6) система органов, осуществляющая свою деятельность по управлению обществом и выполнению функций государства в формах непосредственно управленческих и правовых.
Непосредственно управленческие формы деятельности государственного аппарата не имеют юридического характера. Их функции: организационно-регламентирующая (разработка научных рекомендаций, подготовка проектов документов, организация выборов и др.); организационно-хозяйственная (бухгалтерский учет, статистика, снабжение и др.); организационно-идеологическая (разъяснение нормативных актов, формирование общественного мнения и т.д.). Правовые формы деятельности государственного аппарата имеют юридический характер: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная, учредительная.
Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства по установлению, изменению или отмене правовых норм. Эта деятельность включает в себя подготовку проектов нормативных юридических актов, их принятие и издание. Правоприменительная деятельность - форма деятельности компетентных органов государства по реализации правовых норм. Эта деятельность включает в себя организацию и контроль над соблюдением правовых норм. Правоохранительная деятельность -форма деятельности компетентных органов государства по предупреждению правонарушений и привлечению правонарушителей к юридической ответственности. Она осуществляется с целью охраны и защиты правовых норм путем применения мер юридического воздействия к правонарушителям.