Понятие и классификация функций государства.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того, как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение. Для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает».
Рассматривая вопрос о функциях государства, представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности. Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное значение.
Понятие «функции государства» не следует отождествлять с понятием «политика государства». Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства - это иерархическая система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, обладающих в пределах своей компетенции правом общеобязательных решений с целью реализации функций государства. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, обладающими властными полномочиями и участвующими в реализации определённых функций государства. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. Функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества.
Функции государства не постоянный набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые функции государства. Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Признаки функции государства.В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать, прежде всего, на следующие:
1) Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
2) По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
3) Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.
4) Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.
5) Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в-третьих обеспечивает, охраняет их.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, поэтому у государства нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей, являющихся его членами. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
По времени действия функции делятся на постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования, напр., экономическая) и временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения. Напр., функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение.). В зависимости от принципа разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные). В зависимости от значения - на основные (напр., функция охраны общественного порядка) и неосновные (функция рассмотрения споров). В зависимости от сферы общественной жизни функции могут быть разделены на экономические, политические и социальные. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на внутренние (представляющие деятельность внутри страны) и внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).