Актуализация имеющихся сведений.
Беседа: Что называется слогом-слиянием? На каком месте стоит согласный звук в слоге-слиянии? Каким цветом в схеме изображается гласный звук? Назовите, какой предмет изображен под рисунком по сказке слева. Какие слоги-слияния в этом слове есть?
Изучение нового материала.
Аналитический этап следует начать с создания проблемной ситуации, задав вопросы: «Что изображено на втором рисунке? (Игрушечный кот). Что за белый квадратик в конце схемы? Что он означает? Произнесем слово кот, растягивая звуки. Так какой звук означает белый квадратик? Можно ли назвать это слогом-слиянием? Почему?
Обобщая ответы детей, учитель сообщает, что согласные на конце слов (кот, дом, рот, ботинок и т.д.) находятся вне слияния.
Затем такие же наблюдения проводятся и на моделях слов печка, стол, стул, шкаф и делается вывод, что согласные вне слияния возможны и при скоплении согласных.
Дополнительно к этому упражнению дано задание на подбор обобщающего слова «мебель» как продолжение работы по формированию логических УУД.
Завершается этот этап урока чтением правила на с.17. Учитель может дополнить его традиционным для школы положением: «Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов».
Закрепление данного материала проводится закрашиванием красным цветом гласных и нахождением согласных вне слияний в схемах на с.16 (слова: кот, зонт), 18 (лимон), 19 (ежик), 21 (кран, конь) «Прописей» №1.
По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка пишущей руки, написание элементов букв проводится по с.24, 25 «Прописей» №1 по той же методике, что и по с.23.
Итоги урока.
Беседа:
1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали? Почему человек должен учиться всю жизнь?
2. Что нового мы узнали по русскому языку? Как отражаются согласные вне слияния на схемах? А гласные вне слияния? Какие звуки образуют слог?
Этап рефлексии.
Физкультминуткизависят от характера класса: если дети по-прежнему возбуждены новизной работы, то проводится релаксирующая гимнастика, если, наоборот, утомлены и вялы – возбуждающая, активизирующая под бодрящую речевку.
Рекомендации по работе в семье: рассказать детям о повышении квалификации в своей профессии (курсы, семинары, тренинги, мастер-классы) и их значении; потренировать пишущую руку по прописям, дописывая недописанные строчки и обводя рисунки на с.23-26.
Урок 10 (письмо)
Тема урока: Повторение и обобщение пройденного по русскому языку. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий в закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу (с.27-29).
Целевые установки урока:
Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:
Предметные результаты: учащийся повторяет и закрепляет понятия о звуке речи, гласных и согласных звуках, слоге, слоге-слиянии, ударении, роли ударения в словах; воспроизводит элементы букв, находя при этом элементы в письменном шрифте букв.
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, закрепляет в памяти изученные базовые предметные понятия, продолжает освоение начальных форм познавательной рефлексии.
Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения в ходе обобщения имеющихся знаний.
Оборудование: классная доска и цветные мелки или интерактивная доска; запасные шариковые ручки с красной пастой, текст стихотворения С.Я.Маршака «Великан».
Ход урока
Целеполагание.В связи с тем, что это всего лишь второй отдельный урок письма, а в «Азбуке» нет для него материала и работа будет вестись только в «Прописях», учитель формулирует учебную задачу сам: «Научиться писать элементы букв и даже некоторые буквы целиком».
Письмо: Работа над новым материалом на с.27 «Прописей» №1 ведется в следующей последовательности. Вначале дети вспоминают, какие буквы письменного шрифта изображены в верхней части страницы (буквы п и т им давались при работе по с.23 прописей, название буквы г нужно сообщить). Затем внимание детей привлекается к сюжетному рисунку внизу страницы. Дети находят и обрисовывают эти элементы на рисунке, а затем на строчках прописей. Учитель показывает кинемы на доске или на интерактивной доске. В заключение этого этапа дети слушают стихотворение С.Я.Маршака «Великан» и с помощью учителя составляют слого-звуковые схемы слов лебеди и моряк, предварительно повторив сведения о слогах-слияниях и согласных вне слияния. Схемы можно расположить в верхней части страницы на свободных местах.
Работа над новым материаломна с.28 «Прописей» №1 проводится примерно по той же методике, но вначале нужно дать названия рукописных вариантов букв з, у, д, а для составления схем дать слова рябина, мышонок.
Работа над материалом на с.29 «Прописей» №1 ведется по той же методике, но вначале даются названия рукописных вариантов строчной в и заглавной Н, а слова для составления схем попросить детей подобрать самих, но выполнять их коллективно, так как в этих словах будут согласные вне слияния (забор, морковь, кусты) и слова с [j] (ягоды, зайчики, заяц), что детям пока трудно сделать без помощи учителя и неоднократного проговаривания вслух. Поэтому лучше для схем выбрать слова забор, морковь, зайка.
Итоги урока.
1. Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
2. Какие знания по русскому языку применяли, составляя схемы слов?
3. Элементы каких рукописных букв писали?
Этап рефлексии.
Физкультминутки. В связи с тем, что уроки письма трудны для первоклассников в физическом отношении, физкультминутки надо проводить не только по завершении каждого этапа урока, но и при первых признаках утомления. Это пальчиковая гимнастика, потягивания с поднятыми руками вверх, наклоны в стороны в положении сидя, приседания из положения стоя, повороты в стороны. Но пока это должны быть упражнения релаксирующего, а не возбуждающего характера.
Рекомендации для работы в семье: потренировать пишущую руку детей, дописывая строки в «Прописях» №1 на с.27-29; поработать над развитием речи: попросить рассказать, что было интересного на уроках, какие сказки ребенок придумал по сюжетным картинкам на с.27-29.