Центральные органы государственного управления

Важной мерой на пути формирования бюрократического механизма самодержавия стало создание Сената. 2 марта 1711 г. Петр своим приказом учредил Сенат – высшее правительственное учреждение в государстве. По его словам, Сенат создавался на время отсутствия царя. Созданный как временный орган, Сенат просуществовал более двух столетий, как высший правительственный орган. Первоначально Сенат мог во время отсутствия царя в случае необходимости издавать законодательные акты, отменять старые законы, утвержденные Петром I, но в 1722 г. он был лишен этого права. Сенату принадлежали, прежде всего, законосовещательные функции: инициатива издания того или иного закона, разработка проекта закона, его обсуждение и обнародование. Сенат являлся высшим органом государственного управления. Он осуществлял контроль за деятельностью приказов, а затем, после их ликвидации, за коллегиями и местными учреждениями путем сенатских ревизий. Сенат был также высшим судебным органом по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Кроме того, в Сенат, как в апелляционную инстанцию поступали жалобы на решения юстиц-коллегий и Поместного приказа.

В отличие от Боярской Думы, в которую в XVII в. входило до 100 человек, Сенат был немногочисленным - 9 сенаторов и обер-секретарь, назначавшиеся императором. При назначении Петр учитывал только деловые качества и способности вне зависимости от происхождения.

В 1718 г. в связи с учреждением коллегий, в Сенат были введены президенты коллегий (выведены в 1722 г. из состава Сената, кроме трех президентов коллегий: иностранных дел, военной и адмиралтейской). При Сенате имелись разрядный стол (позже сменила его герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером), ведавший учётом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности. Расправная палата – для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для докладов по ним присутствию Сената, генерал-рекетмейстер – для приёма и рассмотрения жалоб на центральные учреждения. При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное значение в сфере государственного управления.

В Сенате независимое положение занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором, которые возглавляли учреждённую в 1722 г. прокуратору. В отличие от института фискалов прокуратура была создана для гласного надзора за деятельностью всех государственных учреждений как в центре, так и на местах.

Генерал-прокурор являлся «оком государевым». На генерал-прокурора возлагались следующие обязанности: он председательствовал при отсутствии царя в Сенате и определял очередность дел, выносимых на рассмотрении Сената, имел право приносить протест царю на неправильные решения Сената, представлял ему доклады о деятельности Сената, объявлял Сенату распоряжения царя, мог возбуждать вопросы об издании новых законов и отмене старых, наблюдал за исполнением законов.

В 1731 г. при Сенате была образована Канцелярия тайных розыскных дел, которая расследовала и производила суд по государственным преступлениям. В 1762 г. эта канцелярия была упразднена, но вскоре была учреждена тайная экспедиция Сената, занимавшаяся расследованием наиболее важных дел о политических преступлениях, в частности дел Пугачева, Радищева и др.

Верховный тайный совет. После смерти Петра I до конца XVIII в. в России при императорах стали создаваться Советы, выполнявшие роль высших органов государственной власти. В Советы обычно входили наиболее влиятельные представители дворянской группировки, содействовавшие приходу к власти императора.

В 1726 г. вдова Петра I, императрица Екатерина I, по настоянию влиятельной группы феодальной знати учредила Верховный тайный совет. В его состав входило семь видных приближенных императрицы, в том числе Меньшиков, Голицын и др. Все важнейшие законы не могли издаваться императрицей без согласия Верховного тайного совета. Ему были подчинены Сенат и Синод. Особенно усилилась роль Совета после смерти Екатерины I (1725-1727), когда ему до совершеннолетия Петра II (1727-1730) было поручено регентство. В 1731 г. Анна Ивановна учредила Кабинет министров, состоявший из трех министров, деятельность которого направлял фаворит Анны Ивановны Эрнст Бирон. Спустя 10 лет, в 1741 г., императрица Елизавета Петровна упразднила Кабинет министров и восстановила былое значение Сената, но уже в 1756 г. он был снова оттеснен – теперь уже Конференцией при высочайшем дворе, который рассматривал вопросы внешней политики и строительства вооруженных сил.

В 1762 г. Петром III учрежден был императорский Совет, который в 1769 г. заменен Советом при высочайшем дворе, Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен Государственным Советом.

Коллегии. Задачи, вставшие перед абсолютистским государством, требовали новых организационных форм управления. Старая приказная система уже не отвечала требованиям времени.

Коренная перестройка центрального аппарата государственного управления была проведена Петром I в 1717-1720 гг. В ходе реформы Петр ликвидировал приказную систему. Вместо приказов были учреждены Коллегии,

как центральные органы отраслевого управления. Всего было создано 12 коллегий. В коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел.

Три из них были главными или «первейшие государственные коллегии»: Военная коллегия (князь А. Д. Меньшиков, генерал Вейде), Адмиралтейская коллегия (Апраксин и Крюйс) и коллегия Иностранных дел (во главе с канцлером графом Г. И. Головкиным и бароном П. П. Шафировым). Три коллегии были финансовыми: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия.

К торгово-промышленным коллегиям относились: Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью, Мануфактур-коллегия, руководившая остальной крупной промышленностью, и Коммерц-коллегия, занимавшаяся торговлей. Остальные коллегии: Юстиц-коллегия, являющаяся высшим органом судебного управления (во главе – тайный советник граф А. А. Матвеев), Вотчинная коллегия, ведавшая вопросами, связанными с дворянским землевладением, Коллегия духовных дел, позднее Синод.

В 1720 г. на правах коллегии был учреждён Главный магистрат, управлявший городами. Состав его назначался царём из купечества. В отличие от коллегий деятельность Главного Магистрата распространялась лишь на одну группу населения – горожан.


Наши рекомендации