Определение истории как науки
Наука история
Суждения об истории
· Если из истории убрать всю ложь, то никакой истории не останется
· История – мифы – одни из них подобны мокрой штукатурке и быстро отваливаются, а другие схожи с мраморными глыбами
· Уильям Оккам – францисканский монах, философ в 14 в. в ходе объяснения различных явлений предложил руководствоваться принципом: самое простое объяснение чаще всего является верным, т.е. понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, не должны учитываться в науке («бритва Оккама»)
· Вольтер: «История – ложь, с которой все согласны»
· Римский Папа (1878г.) Лев 13: «Главный закон истории – не сметь лгать, второй – не бояться сказать правду»
· Участник революции Марк Вишняк: «Мы, современники, заранее опротестовываем действия будущего историка, который неминуемо захочет привнести от себя смысл и разум во весь хаос и нелепицу наших дней. Мы заранее оспариваем будущую легенду»
· Г. В. Фроловский (1893-1979): «История есть истолкование событий, вскрытие их значения и смысла»
Определение истории как науки
История (греч. Historia – рассказ о том, что узнано) – наука о прошлом человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем
Принципы изучения исторических факторов
1. Принцип историзма
1) Рассмотрение фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности
2) Изучение исторического явления в развитии: возникновение à этапы формирования à завершение
Не допускается рассмотрение события вне присущего времени
2. Принцип объективности
1) Опора на факты в их истинном содержании
2) Рассмотрение явлений во всей его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон
Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка, его квалификация, политическая и творческая свобода
3. Принцип социального подхода
1) Рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, многообразных форм их проявления в обществе
2) Соотношение классовых, групповых интересов с общечеловеческими, их преломление в практической деятельности правительства, партий и лидеров
4. Принцип альтернативности
1) Выявление степени вероятности осуществления того или иного события на основе анализа объективных реальностей и возможностей
2) Признание и выявление исторической альтернативы позволяет более полно оценить развитие события, вскрыть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее (Не гадать о том, что было «если бы», а думать о том, почему произошло именно так)
Соблюдение и сочетание этих принципов обеспечит научность и достоверность исторических событий и фактов
Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины
1. Историография
1) История исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (напр: марксистская историография, французская и т.д.)
2) Отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических знаний, явлений, смена методологических направлений исторической науки и др.)
2. Источниковедение
Отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику, историю изучения и использование исторических источников (в основном письменных)
Концепция (лат. Conception – понимание, система) – определенный способ осмысления, трактовки каких-либо явлений
Вопрос 1: Концепции образования государства у восточных славян
Возникновение государства
1) Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества
2) Возникновение государства – следствие развития и взаимодействия различных факторов, сложившихся в обществе
3) Становление государства – длительный процесс (от десятилетий до веков)
Причины возникновения государства
1) Социально-психологическая
2) Экономическая
3) Политическая
4) Правовая
Трактовки летописного рассказа о призвании варягов
Вопрос 2: Концепция социально-экономического развития Древней Руси
Общие теоретические подходы
Две концепции:
1. Киевская Русь – дофеодальное государство
Основа соц-эк развития – торговля
2. Киевская Русь – феодальное (раннефеодальное государство)
Основа соц-эк развития – землевладение
Концепция Н.П. Павлова-Сильванского
· Впервые в историографии обосновал наличие в русской истории феодального периода
· Начало формирования феодальных институтов – вторая половина 13 в. (Московское государство)
Концепция Л.Н. Гумилева
· 1237-1240 гг. – не завоевание Руси, а «кавалерийский рейд» - обход (тактический прием) оборонительных рубежей половцев на линии
· Волга-Дон – через Рязанское и Владимирское княжества
· Монголы разрушали города, отказавшие им в продовольствии или находившиеся под управлением князей, причастных к убийству монгольских послов
· Монголы не оставили ни гарнизонов, ни сформировали администрацию
· после европейского похода в нижнем течении Волги (а не на русские земли) Батый основал государство Золотая Орда
· Союз Золотой Орды и Руси
1) А. Невский обрел союзника для противодействия немецкой агрессии, а Батый – для борьбы с великим князем Гуюком
2) А. Невский предоставил Батыю войско из русских и аланов (Невский – названный брат Сартака (сына Батыя)
3) Обоюдная выгода
4) Союз распался в 1312 г. после принятия ислама ханом Узбеком (хан Золотой Орды)
Концепция протектората
· Монгольский хан обладал верховной властью над Русскими землями
· Русские князья были автономны в решении не только соц-экономических, но и некоторых политических вопросов
Военно-служилое государство
Военный фактор – локомотив образования (единого, национального, централизованного) русского государства
Вопрос 3: Варианты развития русского государства
1. Дипломат Ф. Карпов – «стремление к общей пользе» – для укрепления власти царя «использовать грозу закона» à идея политического насилия
2. Митрополит Макарий – сильная власть царя при значительной роли церкви в жизни государства и общества
3. И. С. Пересветов – «челобитные» Ивану 4 Грозному, «Сказание о Магмет Султане и православном царе Константине» – военная монархия по образцу Османской империи
Программа И. С. Пересветова
· Самодержавная власть царя – не должна ограничиваться ни боярством, ни церковью
· Дворянство – опора царя и основа постоянной армии
· Отмена системы кормлений
· Россия должна вести активную наступательную внешнюю политику à присоединить Поволжье и Сибирь
Итоги опричнины
1. Укрепление власти Царя, формирование самодержавия
2. Ослабление политических позиций боярства и духовенства
3. Применение террора как средства борьбы с политическими противниками (по подсчетам Р. Г. Скрынникова погибло не менее 4 тыс. чел.)
Этапы закрепощения
1. 1581/82 г. – «Заповедный год» («заповедь» – запрет) на всей территории государства
2. 1592/93 г. – запрет «на выход по всей стране»
3. 1597 г. – пятилетний сыск беглых крестьян
Итоги
· Законы 1580-х – 1590-х гг. прикрепили крестьян к земле, но не к помещику à юдидически крепостное право еще не сформировалось
· Запрет «на выход» устранял естественных регулятор уровня эксплуатации крестьян помещиками
· В ряди «закрепостительных» законов историкам недоступен закон об отмене Юрьева дня
· 158—е гг. – изменение правового положения русского крестьянина à начало формирования крепостного права
Терминология
· Термин «Смутное время» введен в научный оборот дореволюционной историографией
· В советской историографии термин «Смута» был замене на «Крестьянская война и иностранная интервенция»
· Василий Осипович Ключевский (1841-1911) – «Смута – война всех против всех»
Суть «Смуты»
· Системный кризис, охвативший все структуры государства и общества
· Общество разделилось на враждебные друг другу слои, каждый из которых стремился возвести на престол «своего царя»
· Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) – «Смута была не только политическим кризисом, и не только социальной катастрофой. Это было еще и духовное потрясение, или нравственный перелом»
Причины Смуты
· Противоречия между царем и боярами à боярская аристократия не признала «худородного Бориску» царем
· Противоречия внутри феодального сословия:
a) Опричнина расколола высший слой общества на жертв и палачей
b) Крупные феодалы способствовали разорению служилых людей, присваивали их поместья
· Противоречия между властью и социальными низами à крестьянство и посадское население выступало против закрепостительной политики
· Противоречия между правительством и казачеством à стремление центральной власти установить контроль над казачеством (у казаков были свои органы власти à местное «вече»)
Движение И. И. Болотникова
И. И. Болотников (воевода «чудом спасшегося от убийства в Москве царя Дмитрия) объединил в юго-западных уездах разнородные массы населения, выступавшие против воцарения В. И. Шуйского à Лжедмитрий 2 – это законный царь
Призвание на царство
· Положения договора гарантировали независимость русского государства, ограничивали власть Владислава в интересах бояр
· Бояре присягнули Владиславу до утверждения договора поляками, включая положение о принятии им православия
Концепция преемственности
Ключевский и Платонов не разделяли трактовку 17 в. как эпохи кризиса и распада
· В 17 в. сформировались предпосылки реформ Петра 1, «начерчена программа» преобразований
· Петр 1 не внес кардинальных изменений в «порядки старой Руси», а только развил существующие тенденции
· Обновление страны Петром 1 состояло в том, что он «переиначил» сложившееся
Вывод: «Революционность» реформ Петра 1 состояла в насильственности и беспощадности использованных им методов
Преобразования в 17 в.
Правление Михаила Федоровича Романова (1596-1645) à Царь (1613-1645)
· Формирование полков «иноземного строя», привлечение иностранцев на военную службу
· Возникновение мануфактур
1) 1631 г. – медеплавильный завод на Урале
2) 1636 г. – железноделательный завод близ Тулы
В конце 17 в. действовало около 30 мануфактур
Преобразования Алексея Михайловича
· 1647 г. – введение воинского устава à «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»
· 1662 г. – переговоры с Курляндией о предоставлении портов на Балтийском побережье для русских военных кораблей
· 1667 г. – Новоторговый устав à иностранцы получали право вести торговлю только оптом в трех городах (Архангельск, Псков, Новгород), облагались пошлиной 19%
· 1669 г. – постройка военного корабля «Орел»
Н. Ф. Демидова
· Федор Алексеевич проводил реформы (1679-1682) во многом предварявшие преобразования Петра 1
· Реформы Федора Алексеевича «первый в русской практике проект переустройства ведущих направлений государственной жизни, предложенный государственной властью»
Реформы Федора Алексеевича
Высшие органы власти
Межведомственные вопросы решала «Расправная палата» (по сути – сенат)
Местное управление
Военные, судебные, административные полномочия переходили от выборных сословных должностных лиц к воеводам
Воевода получал жалованье в соответствии с чином
Военная реформа
В конце 17 в. армия на 4/5 была постоянной (состояла из солдатских и рейтарских полков)
Военно-окружная реформа
Уезды объединялись в военные округа (всего 9) à округ возглавлял воевода одного из уездов (как петровские губернии и губернаторы)
Солдатские полки
Формировались из местного податного населения à «даточных людей» (1 от 15 податных дворов) à с населения округов взимался налог на содержание полков
Военная служба
Засчитывалась дворянам только в солдатских полках à привело к отмене местничества (1682 г.)
Реформа чинов и званий
· В каждой сфере государственного управления (придворная, административная, военная, дипломатическая) сложилась своя служебная иерархия
· Сформирована едина система чинов и званий из 35 степеней (Петр создал Табель о рангах à социальный лифт)
Налоговая реформа
Проведена перепись населения и введено подворное налогообложение
· Прямой налог – «стрелецкие деньги»
· Косвенные налоги упразднены, а недоимки прощены
· Установлена единая система мер и весов для взимания натуральных налогов
Налоговое бремя уменьшилось, финансовые поступления увеличились
Реформы в сфере образования
Апрель 1682 г. – «Привилей Московской Академии»
1. Академия управлялась Советом преподавателей à автономия в финансовых, учебных и административных вопросах
2. В академии могли обучаться представители всех сословий, неимущим полагалась стипендия
3. Предполагалось создать сеть негуманитарных учебных заведений, которые бы готовили узких специалистов (для податных сословий) à Федор не успел, т.к. умер à в 1687 г. Софья открыла Славяно-греко-латинскую академию
Ключевский о России 17 в.
«17 в. был эпохой, подготовившей преобразования Петра»
Платонов о России в 17 в.
«В 17 в. сознавали потребность перемен..искали нового пути…17 в. подготовил почву для реформы и самого Петра воспитал в идее реформы…Наша наука успела связать Петра с прошлым и объяснить необходимость его реформ»
Внутренняя политика
· Создание регулярной армии
· Замена прямых налогов подушной и поземельной податями
· Развитие обрабатывающей промышленности и внешней торговли
· Введение городского самоуправления для развития торгово-промышленного класса
· Освобождение крепостных крестьян с землей
· Развитие образования, приспособленного к нуждам государства
Внешняя политика
· Мир и союз с Польшей (1686 г.)
· Борьба со Швецией за восточный балтийский берег
· Борьба с Турцией за Крым и южную Русь
Россия в 17 в.:
Ключевский: «Совокупность этих преобразовательных программ есть преобразовательная программа Петра 1»
Реформы Петра 1
1. Реформа государственного управления
2. Военная реформа
3. Социальная реформа
4. Экономическая реформа
5. Реформа образования и культуры
Реформы Петра 1
А. И. Герцен: «Петр 1 к азиатскому туловищу России приделал европейские руки, но туловище осталось азиатским»
1. Насилие – главный инструмент политики Петра 1 и подчинение реформ одной цели – внешнему усилению государства
2. Стремление усилить военную мощь государства придали реформам искусственный и неограниченный характер
Постановка проблемы
Архиерей Амвросий:«…Названные в манифестах пороки на него (Петра 3) напрасно возведены и какие-нибудь другие виды низвержения были?»
Н. М. Карамзин: «…Обманутая Европа…судила об этом человеке со слов его смертельных врагов и подлых сторонников»
Н. Н. Фирсов: «Петру Федоровичу была присвоена какая-то исключительная привилегия на бессмысленность и глупость»
В. О. Ключевский: «Случайный гость на русском престоле»
Концепция А. С. Мыльникова
Экономическая политика
· Указ 28 марта 1762 г. «О коммерции» - меры по расширению Экспорта хлеба и сельхозпродукции
Запрет на ввоз товаров, которые производились в России (протекционизм)
· Указ 25 мая 1762г. об учреждении Государственного банка и выпуске бумажных ассигнаций
· Расширение применения вольнонаемного труда (28 фев, 29 марта, 26 апр 1862 г.)
Реорганизация армии
· Отмена телесных наказаний батогами
· Готовность ввести форму по прусскому образцу
Ораниенбаймские офицеры теснили старую военную знать
· Стремление установить в армии строгую дисциплину à вызвало недовольство гвардии
· Возможность упразднения гвардии как привилегированной касты, не участвовавшей в войнах, а только обеспечивавшей безопасность монархов
Указы о веротерпимости
· Указ 29 янв 1762 г. à запретил преследовать старообрядцев
· Манифест 28 фев 1762 г. à разрешал до 1 янв 1763 г. возвратиться в Россию, «без всякой боязни и страха, лицам, покинувшим пределы государства из-за религиозных преследований»
· Они могли поселиться в Сибири или в других указанных правительством районах
Указы Петра 3 устанавливали свободу вероисповедания
«Декларация о мире»
11 фев 1762 г. вручена посланникам иностранных держав
Россия призывала:
1. Завершить военные действия с Пруссией
2. Установить всеобщий мир
3. Отказаться от территорий, завоеванных в годы семилетней войны
Пацифистская декларация, отвечавшая идеям философов-просветителей середины 18 в.
Керсновский Антон Антонович
«Император Павел Петрович является самым оклеветанным монархом русской истории. Его не оценили современники, не поняло потомство, глядевшее на события глазами современников. В нем видели лишь самодура»
Вопрос 2: Реформы Павла 1
Наследство Екатерины 2
1. Государственный долг – 200 млн. руб.
2. Политическая и социально-экономическая система основана на доминировании дворян
3. «Дворянодержавие» сдерживало развитие страны, не позволяло сократить внутренний и внешний долг
Павел 1 о крестьянстве
«Крестьянство содержит все прочие части своими трудами, следственно, особого уважения достойно и утверждения состояния»
Дворянство – опора монарха
· Запрещены губернские дворянские собрания
· Запрещены коллективные прошения на имя императоров
· Дворянам затруднен выход в отставку
· Дворяне могли быть подвергнуты телесным наказаниям, но только после лишения дворянства
· Регламентация быта дворян: запрет носить фраки, круглые шляпы, выписывать иностранную литература, выезжать за границу
· Реорганизация армии (70% офицерского корпуса только числилось на службе)
Итоги правления Павла 1
Определил направления развития России в 1-й половине 19 в.:
1. Ограничение сферы применения крепостного права
2. Реформа государственного управления
3. Преодоление дворянской фронды (антиправительственных настроений)
«Прагматик и идеалист, не желавший считаться с психологией дворянской аристократии, отягощенный негативным жизненным и государственным опытом»
Попытка политических преобразований в первой четверти 19 в. Александр I
Наука история
Суждения об истории
· Если из истории убрать всю ложь, то никакой истории не останется
· История – мифы – одни из них подобны мокрой штукатурке и быстро отваливаются, а другие схожи с мраморными глыбами
· Уильям Оккам – францисканский монах, философ в 14 в. в ходе объяснения различных явлений предложил руководствоваться принципом: самое простое объяснение чаще всего является верным, т.е. понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, не должны учитываться в науке («бритва Оккама»)
· Вольтер: «История – ложь, с которой все согласны»
· Римский Папа (1878г.) Лев 13: «Главный закон истории – не сметь лгать, второй – не бояться сказать правду»
· Участник революции Марк Вишняк: «Мы, современники, заранее опротестовываем действия будущего историка, который неминуемо захочет привнести от себя смысл и разум во весь хаос и нелепицу наших дней. Мы заранее оспариваем будущую легенду»
· Г. В. Фроловский (1893-1979): «История есть истолкование событий, вскрытие их значения и смысла»
Определение истории как науки
История (греч. Historia – рассказ о том, что узнано) – наука о прошлом человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем