Социально-политическое развитие Швейцарии в конце XV - первой половине XVI в.
Швейцарский союз в XVI в.
Территория и население:
1. Швейцария расширялась за счет добровольных присоединений, завоеваний и скупки земель. В начале века – 13 кантонов и 10 «союзных земель», обладающих ограниченной автономией, в их числе Женева.
2. В Швейцарии было несколько основных языков – немецкий, французский, итальянский.
3. Население за XVI в: с 850 тыс. до 1 млн. Расселение очень неравномерное – половина страны – горы и озера. Большинство людей – в сельской местности. Базель и Женева: 10-15 тыс. Цюрих-7.
Политическое устройство:
1. В Европе XVI в. Швейцария была одной из немногих стран с республиканскими порядками. Формально она числилась в составе СРИ, но после победы в Швабской войне 1499 отстояли свою независимость.
2. Швейцария – конфедерация – союз фактически суверенных городских республик и самоуправляющихся сельских территорий.
3. Швейцария не имела постоянных органов власти, единой казны, армии, суда. Условным верховным органом был Тагзатцунг – из представителей кантонов и союзных земель, но он не обладал твердой компетенцией.
4. Деревня жила на основах самоуправления – общинные сходы, на которых выбирали старост.
5. В каждом кантоне обычно ежегодно происходили выборы в Большой и Малый советы и в городской магистрат. В целом, в XVI в. прослеживаются тенденции замыкания правящей верхушки и усиления власти олигархии.
Социальный строй:
1. Основная масса деревенского населения – свободные крестьяне. Более того, зачастую они были собственниками земли. Сохранявшиеся в ряде районов феодальные повинности имели обычно форму денежной ренты.
2. В XVI в. усиливаются процессы расслоения крестьян.
Реформация Цвингли
Ульрих Цвингли (1484 – 1531) – родился в семье сельского старосты. Учился в Венском и Базельском университетах, где испытал влияние гуманизма, в частности, Эразма Роттердамского. 1506 – становится священником.
Высказывал идеи реформационного характера еще до выступления Лютера.
С 1519 – священник Цюрихского городского собора, где начинает проповедовать собственное евангелическое учение. Кроме того, он проповедовал против наемничества, очень распространенного в Швейцарии (в поисках заработков швейцарцы часто принимали участие в европейских войнах).
Первый успех – 1521 год – Швейцария отказалась вступить в соглашение с Францией о наемничестве.
Теология
Сходства с Лютером:
1. Священное писание – единственный источник веры
2. Критика Священного предания и схоластического богословия
3. Теория всеобщего священства
4. Оправдание верой
5. Идеал – раннехристианская церковь
6. Тоже 2 таинства – крещение и причастие
Различия:
1. Главное богословское различие – в разной трактовке причастия. Цвингли видит в нем не таинство, а символ, обряд совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа.
2. Политические различия: Цвингли – сторонник республиканизма, противник власти тиранов (которой Лютер призывал физически не сопротивляться). Покорность тиранам Цвингли рассматривал как грех.
1523 – Цвингли получает поддержку в Цюрихе, где правительство начинает проводить реформацию. Здесь ряд сходных черт с женевским кальвинизмом – организовывались независимые, избирающие пастыря общины, жизнь и нравы которой строго регламентировались. Следила за порядком «полиция нравов». Влияние Цвингли придало правлению теократическую окраску.
В социальной сфере Цвингли выступал против ростовщичества, монополий, церковной десятины
Он был поддержан большинством населения, но были и несогласные. 1519 – в Цюрихе складывается секта анабаптистов – «перекрещенцев»:
1. Креститься – только в сознательном возрасте
2. Идея ненасилия
3. Отвержение всех существующих церковных организаций
4. Уравнительские идеи
Цвингли выступил резко против, начались преследования анабаптистов.
46. Контрреформация и "католическая реформа" в Европе.
Реформация – величайшее потрясение в истории католической церкви. Римский престол потерял свое влияние во многих странах Европы.
Ответная мера – Контрреформация – комплекс мер по борьбе с протестантизмом.
Параллельно с Контрреформацией проводилась католическая реформа – организационное обновление кат. церкви и упорядочивание определенных сторон вероучения в соответствии с духом времени.
Истоки католической реформы появились еще задолго до Контрреформации и даже Реформации. Они идут из XIV-XV вв., - соборное движение, гуманистическая критика церкви. То есть истоки кат. реформы и Реформации одинаковы.
Обновление монашества. Новые ордена.
Кат. реформа началась с обновления монашества. Первый такой орден – орден театинцев – 1527 г. – цель – воссоздание раннехристианской общины
В то же время из францисканского ордена выделяется орден капуцинов –требовали возвращения первоначальной монашеской строгости
1530 – орден барбаритов – попечительство над бедными и больными
Орден св. Урсулы –религиозное воспитание девушек
Эти ордена характеризовались:
1. Возвращением к строгой аскезе
2. Активной пастырской и благотворительной деятельностью
3. Созданием школ для подготовки грамотного клира
Но самое главное – создание в 1534-40 ордена иезуитов,основатель -испанский идальго Игнатий Лойола. Основная цель – укрепление католической церкви и борьба с ересью. Орден обладал жесткой, централизованной структурой, основанной на беспрекословном подчинении каждого члена вышестоящему. Одним из обетов монахов было обязательство исполнять любые распоряжения папы.
Главная черта иезуитов – высочайшая образованность. Именно сила в теологии была для них главным орудием пропаганды католицизма. Помимо борьбы с протестантизмом другой задачей иезуитов стала активная миссионерская деятельность. Орден играл огромное значение в колониальной политике, в частности, Испании. Иезуиты зачастую входили в высшие круги тех стран, где развивалась колониальная экспансия, и направляли политику местных правителей необходимым для европейцев образом.
Политика папства
1520-30-е - не очень переживали по поводу Реформации, считали ее временным расколом. Но к середине века обстановка ухудшилась. Подготовку антиреформационного движения начинает Павел III (1534-49).
1542 – открытие Высшего инквизиционного трибунала в Риме.
1559 – «Индекс запрещенных книг». Туда помимо протестантских книг вошли труды половины гуманистов.
1545 – 63 – Тридентский собор. Цель - принятие ряда практических мер по укреплению католической церкви. Главной задачей была унификация и систематизация католического учения.
Решения собора:
1. Подтверждена незыблемость церковной иерархии, традиций и церковных таинств
2. Отвергнут постулат, что источник веры – только Библия (Священное Предание также в силе)
3. Подтверждено, что для спасения необходимы посредничество церкви, активная религиозность и благодеяния.
4. Подтвержден авторитет папской власти
5. Ну и в целом подтверждена вся догматика
6. Вводился надзор за духовенством, следивший за недопущением злоупотреблений, подрывающих авторитет церкви
7. Учреждались духовные семинарии, призванные обучать священников, способных потягаться в теологии с протестантскими проповедниками.
Реализация решений Тридентского собора
Решения собора были осуществлены совсем не сразу и не везде одновременно. Европейские страны (даже Испания) не очень-то спешили молча принять все нововведения кат. церкви - новая структура контроля за духовенством ущемляла права монархов.
Активное проведение политики контрреформации и католической реформы началось в 1570-е при папе Григории XIII:
1. Перепроверялись и исправлялись переводы, в т.ч. Вульгаты
2. Учреждалась нунциатура – орган постоянного дипломатического представительства папства в других странах (все ради укрепления влияния)
3. Введение нового календаря – приведение его в соответствие с астрономическим годом.
4. Развилась деятельность иезуитов.
5. Практическая помощь в борьбе с протестантами – деньгами. Кроме того, папа Пий V поддерживал режим герцога Альбы в Нидерландах, давал Карлу IX во Франции войско для борьбы с гугенотами, участвовал в заговорах против Елизаветы I.
6. Но главными союзниками Контрреформации были Габсбурги, в XVI в. – испанские (Карл V, Филипп II), в XVII – австрийские (Фердинанд II).
7. Центром противоборств были немецкие земли, апогей - 30-летняя война.
Но, в целом, несмотря на все успехи, Контрреформация так и не смогла восстановить былые позиции кат. церкви.
Вот и сказочке конец…
Кто сдаст экзамен – молодец J