Социально-политическое развитие Дании в XVI - первой половине XVII в.
1. Дания – наиболее богатая и населенная из Скандинавских стран. В раннее новое время наибольшее развитие получила торговля. Промышленность отставала от уровня стран Западной Европы, но, в целом, бюргерство становилось опорой монархии.
2. Более сильная, чем в других Скандинавских странах крестьянская зависимость и эксплуатация. В ряде районов существовали формы личной зависимости. Кроме того, с начала XVII века на крестьян возложена рекрутская повинность.
3. Дворянство резко противостояло податному сословию. Главным правительственным органом был аристократический Государственный совет.
4. Активная наступательная внешняя политика вызывала рост налогов и усиливала внутреннюю нестабильность Дании.
Реформы Кристиана II (1513-1523)
1. Курс на утверждение абсолютизма с опорой на бюргерство
2. Ряд законов, направленных на усиление городов и купечества
3. Замена официального языка с немецкого на датский
4. Запрет продажи крестьян
Его законы вызвали недовольство дворян. Новые налоги, порча монеты и внешнеполитические неудачи – недовольство всего народа. Кристиан был низложен Гос. советом. Его преемник Фредерик I вернул дворянам ряд прав.
1523 – разрыв Кальмарской унии, объединявшей Швецию, Норвегию и Данию под властью датских королей.
«Графская распря» (1534-1536)
1) После смерти Фредерика Кристиан захотел вернуться на престол. 2) Одновременно восстали крестьяне, 3) Любек собрал войско, рассчитывая на новые привилегии. Аристократия избрала преемником сына Фредерика Кристиана III.
В гражданской войне победил Кристиан III и поддержавшее его дворянство. Крестьяне, как обычно, были разгромлены. Их права еще больше были урезаны, и крестьян-собственников в стране почти не осталось.
При Кристиане III произошло мирное становление лютеранства как официальной религии Дании.
Дания в 1/2 XVII в.
На рубеже веков, при короле Кристиане IV (1588-1648), Дания достигает своего расцвета:
1. Активное развитие раннекапиталистического производства вследствие меркантилистской политики
2. Создание торгового флота
3. Расширение внешней торговли – организация ряда торговых компаний (Ост-/Вест-Индские, Африканская)
4. Бурный рост городов
Ослабление страны
Внешнеполитические неудачи: поражение в 30-летней войне, в войнах со Швецией 1) (1643-45) – территориальные потери на Балтике, 2) (1657-60) – Роскилльский мир – Дания теряет юг Скандинавского п-ва, что лишает ее огромных торговых преимуществ.
Все это вызвало рост социальной напряженности и экономические трудности.
Социально-политическое развитие Швеции и Норвегии в XVI - первой половине XVII в.
Швеция
1523 – разрыв Кальмарской унии и восстановление независимости Швеции, что положило начало формированию централизованного абсолютистского шведского государства. Первый король – Густав I (1523-1560).
Социально-политическое развитие Швеции
1. Население: 1 млн - страна очень редкозаселена. 90% - крестьяне
2. Господствует мелкокрестьянское производство - у скаттовых бондов (лично свободных крестьян, владевших наследственной землей) во владении половина земли. Однако с течением времени эксплуатация крестьян усиливается, их положение ухудшается.
3. В то же время усиливается дворянство и появляется титулованная знать, получающая судебные и административные права
4. Реформы Густава I :
a. Реформация – Густав вводит лютеранство, проводит секуляризацию, подчиняет церковь государству.
b. Реорганизация государственных органов. Кроме того, наместниками областей становились не крупные феодалы, а чиновники.
c. Власть короля объявлена наследственной.
d. Военная реформа – рыцарско-крестьянское войско дополнено наемными полками + создан мощный флот.
Эти реформы имели огромное значение – они помогли Швеции выйти из политической изоляции. Однако они не имели достаточной социальной базы. Повышение налогов, войны вызывали социальные протесты – кровавые конфликты и с аристократией, и с крестьянами.
5. Реформы Густава II Адольфа (1632-1644):
a. Завершена централизация управления – окончательно сформирована система коллегий
b. Новаторская военная реформа – введена общекрестьянская воинская повинность, страна поделена на военные округа
К середине XVII в. власть шведского короля принимает абсолютистский характер.
Норвегия
К началу XVI в. – бедная страна с редким населением, слабым дворянством и не сложившимся бюргерством. Фактически, после разрыва Кальмарской унии осталась под властью датских королей.
Население – в основном, лично свободные крестьяне, часть из которых были владельцами наследственной земли – одаля, а часть – держателями дворянской/церковной/коронной земли, платившими продуктовую ренту.
Основную массу купечества, ремесленников, судовладельцев составляли немцы и датчане.
Реформация –
- пришла вместе с усилением власти датских королей при Кристиане III (а во время «графской распри» Норвегия поддержала Криса II). Норвегия была лишена остатков политической независимости.
Местное население сопротивлялось реформации, но к концу XVI в. лютеранство закрепилось здесь. Реформация, которая была проведена датскому образцу, усилила политическую зависимость Норвегии.
1536 – упраздняется риксрод (норвежский представительный орган), управление переходит к датскому наместнику.
Датская власть была бременем для Норвегии – огромные налоги, территориальные потери вследствие военных поражений Дании.
С ослаблением Дании ее политика в Норвегии становится более гибкой – вновь собираются местные сословно-представительные органы, на высшие должности допускаются норвежцы.
41. Реформация Мартина Лютера.(постараюсь кратенько, потому что по теме своего доклада могу написать страниц 30 J)
Мартин Лютер (1483 – 1546) – основоположник Реформации, монах, доктор богословия, профессор Виттенбергского университета. Происходил из бюргерской среды. Окончил Эрфуртский университет. Затем вступил в орден августинцев.
Он стремился к очищению церкви. Его цель – возвращение к идеалам, прописанным в Евангелии, от которых, по его мнению, католическая церковь ушла невероятно далеко. Одним из наиболее возмутительных пороков католической церкви Лютер считал торговлю отпущением грехов, которое было поставлено невероятно широко, продавались индульгенции даже для умерших – они должны были освобождать душу из чистилища. По сути, в Германии не только торговля индульгенциями, но и вся политика католической церкви была направлена на выкачивание денег из населения. В реформации были чрезвычайно важны социально-политические причины – в первую очередь, Лютер отражает интересы немецкого бюргерства, финансово страдающего от католической церкви.
1517 – Лютер публикует 95 тезисов против индульгенций – теологически обоснованно опровергает возможность отпущения грехов при посредничестве клира. Лютер критикует идею того, что спасение человеческой душе можно достичь с помощью благодеяний. Дело в том, что в то время католическая церковь понимала под благодеяниями дары в пользу церкви: плата за аннаты (церковные должности), десятина, особые налоги на юбилеи Церкви, индульгенции, заупокойные мессы. И основываясь на этом, вымогала у населения доходы. Лютер заявил, что отпущение грехов и спасение может исходить лишь из божьей благодати, земные поступки на это не влияют.
Публикация тезисов вызывает огромный резонанс в немецком обществе.
Эти тезисы делали бессмысленным все многовековое существование системы католической церкви. Для Лютера же важно лишь личное отношение человека к богу.
1519 – теологический диспут с Иоганном Экком в Лейпциге. Лютер публично подвергает сомнению безошибочность церковных соборов. Заявляет о том, что множество здравых идей содержится в работах Яна Гуса.
Постепенно Лютер становится на все более радикальные позиции. Начинает сравнивать церковь и папу со слугами антихриста.
1520 – «К христианскому дворянству немецкой нации» - Лютер предлагает программу церковно-политических преобразований. Лютер ищет поддержки своих идей у немецких князей и императора.
Декабрь 1520 – папская булла об отлучение Лютера от церкви Львом X. Лютер ее демонстративно сжигает.
1521 – Вормский рейхстаг. Лютер выступает перед новым императором Карлом V, надеясь заручиться его поддержкой. Но надежды рушатся. Согласно Вормскому эдикту Карл приказывает преследовать новую ересь. Лютер не соглашается на отречение. Вскоре покровитель Лютера саксонский курфюрст Фридрих Мудрый прячет его в своем замке, где Лютер занимается одним из важнейших своих трудов – переводом Библии на немецкий язык.
Лютер отвергал каноническое право и авторитет священного предания, но не отрицал церковь в целом. Он признавал ее необходимость как духовного наставника людей. Правильная структура церкви по Лютеру: сеть независимых христианских общин. Каждая община выбирает себе священника из числа самых образованных и сведущих в Писании. Община же сама содержит священника. Но священник при этом не приобретает никакого сакрального смысла – он остается таким же рядовым человеком, просто выполняет дополнительные, возложенные на него обязанности – теория «всеобщего священства».
«5 только» -
1. Только Писанием
2. Только верой
3. Только благодатью
4. Только Христос
5. Только богу слава