Южные кочевые соседи восточных славян в Раннем Средневековье: печенеги и торки.
Печенеги в истории Древней Руси
Печенеги – союз древних кочевых племен, сложившийся приблизительно в 8-9 веке и кочевавший по территории Средней Азии. Печенеги имели собственный язык, занимались, в основном скотоводством.
Название «печенег» идет, предположительно, от термина Бече – им называли предполагаемого предводителя объединенных племен. Сегодня ученые считают, что потомки печенегов разделились на две линии – одна часть отделилась и позднее составила основу тюркского народа гагаузов (проживающих на территории современной Молдавии, Украины и России), а часть ушла на Правобережную Украину и поселилась там.
Печенеги описываются в арабских, византийских, русских и западноевропейских источников. Этот народ описывают, как представителей европеоидной расы с темными волосами, узкими лицами и небольшим ростом. Печенеги обычно сбривали бороды и одевались подобно другим кочующим народам. Согласно древним хроникам, внешне печенеги походили на других европеоидов и русский человек вполне мог бы среди них затеряться.
История народа
В истории Древней Руси племена кочевников всегда описывались, как варвары и разорители, и печенеги не является исключением, хотя этот союз нескольких племен имел достаточно четкую структуру управления. Печенеги принадлежали к тюркоязычным племенам, как хазары, авары и другие, поэтому титул главы у них назывался «каган» (на разных языках звучит по-разному). Под предводительством кагана печенеги кочевали по территории Средней Азии, занимались скотоводством, охотой и воевали с соседними племенами. В конце 9 века под давлением своих соседей – огузов и хазар – печенеги вынуждены были покинуть свои привычные территории и направиться в сторону Восточной Европы. На новом месте печенеги вытеснили живущих здесь венгров и заняли их территорию, расселивших от Дуная до Волги.
Борьба Руси с печенегами
К началу 10 веку печенеги разделились на две основные ветви – восточную и западную, которые состояли из восьми племен. Считается, что примерно в 880-ых годах печенеги дошли до Крымского полуострова, где впервые столкнулись с живущими там славянскими племенами. В этот же период начинаются первые контакты печенегов с жителями Древней Руси. С этого момента печенеги будут периодически идти против русских князей и отвоевывать территории, а иногда выступать на стороне Руси во внутренних и внешних военных конфликтах.
В 915 и 920 годах возникают постоянные конфликты между печенегами и Киевским князем Игорем из-за частых набегов кочевников на русские земли. Чуть позднее, в 965 году, после распада Хазарского Каганата печенеги занимают его территории, и в итоге эти племена к концу 10 века растянулись на многие километры на территории от Руси до Византии. Печенеги постоянно конфликтовали с русскими князьями и даже пытались взять Киев в 968 году, но их набег окончился неудачей. После этого проигрыша они ненадолго стали союзниками русского князя Святослава и участвовали вместе с ним в походе на Византию, однако сразу же после того, как им удалось расселиться на близлежащих территориях снова стали противниками Киевской Руси и повторяли свои нападения.
В 972 году князь Святослав предпринимает поход против своих недавних союзников, однако печенеги не только разбивают русское войско, но и убивают самого князя недалеко от берегов Днепра. После этого события разгорается новый период войны между Русью и кочевыми племенами печенегов. В 993 году уже новый князь Владимир пытается уничтожить своих воинственных соседей и ему это удается – войска печенегов разбиты, а сами воины убиты – однако уже в 996 году печенеги предпринимают ответный поход против Владимира и убивают его под селом Васильевым.
Однако и внутри самого племени не всегда царил мир. Уже в 1010 году в стане печенегов начинается неразбериха, а затем и междоусобная война по религиозным соображениям. Часть из племени принимает ислам, как было принято в Средней Азии, а оставшиеся – христианство и окончательно переходят жит на византийские территории.
После междоусобных войн печенеги снова встают на сторону Руси и вместе с князем Святополком участвуют в войне с другим великим князем – Ярославом Мудрым. Однако после того, как междоусобица на Руси заканчивается, печенеги снова возобновляют свои походы против русских князей. Однако на этот раз достигнуть успеха и завоевать территории им не удается – Ярослав Мудрый одерживает окончательную победу над печенегами, разгромив последних под Киевом.
Конец племени печенегов
Несмотря на то, что уже в 11 веке печенеги разделяются на несколько частей, окончательно их союз разваливается лишь к 14 веку, когда печенеги делятся на огромное количество отдельных племен, каждое из которых уходит на новую территорию, сливается с местными жителями и меняет религию и культурные обычаи. Некогда сильное племя, доставившее немало проблем русским князьям, постепенно кануло в Лету.
12. Южные кочевые соседи восточных славян в Раннем Средневековье: половцы.
Издавна считалось, что половец – это враг земли русской, так как представители данного племени были замечены в многократных набегах на земли нашего государства. Однако историкам известны эпизоды соседского существования половецких племен и славян, а также их совместные походы против, к примеру, венгров, волжских булгаров, монголов и др. Материальных свидетельств, раскрывающих тайны этого кочевого племени, осталось достаточно мало, но и по ним можно отследить своеобразную историю половецкого народа.
Предки половцев были китайцами?
Значение слова «половец» в древнерусском языке указывает на то, что славяне называли так людей или пришедших из степей (от слова «поле»), или имевших желтоватый оттенок кожи (от слова «половъ» – «желтый»). Действительно, предки половцев были кочевниками, проживавшими в степях между Восточным Тянь-Шанем и Монгольским Алтаем, которых китайцы называли народностью сеяньто. В том районе существовало древнее государство, образованное в 630 году, которое, однако, было быстро уничтожено уйгурами и теми же китайцами. После этого жители указанных мест сменили родовое имя «сиры» на «кипчаки», что означало «несчастливые, злосчастные», и ушли к Иртышу и в восточные степи Казахстана. Трактовки девятнадцатого века и мнение Д. Сахарова
Значение и толкование слова «половец» также трактуется некоторыми специалистами как произошедшее от слова «лов», что означает охоту (в смысле на имущество и людей), а также от слова «полон» – плен, куда уводились представителя славян. В девятнадцатом веке (в частности Е. Скрижинская и А. Куник) отождествляли наименование этих племен с корнем «полъ», означающим половину. Как предполагали вышеуказанные исследователи, жители древнего Киева, находившегося на правом берегу Днепра, называли кочевников, пришедших с другой стороны реки, «с оного полу». Академик Д. Лихачев вообще считал все предлагаемые версии неубедительными. Он думал, что тайна происхождения названия этого племени никогда не будет разгадана, так как кипчаки-половцы оставили минимальное количество собственных письменных документов. Половцы – это не отдельное племя Сегодня полагается, что половец – это представитель конгломерации кочевых племен, и эти данные основываются на том, что в одиннадцатом веке нашей эры народ кипчаков был покорен монголоязычными племенами кумоси-кимаки, а потом мигрировал на запад вместе с представителями монголоидных племен – киданами. К концу тридцатых годов одиннадцатого века эта совокупность народов захватила степи между Волгой и Иртышом и подошла к границам древнерусского государства. «Желтые» люди пришли к границам Руси. О том, кто такие половцы с точки зрения документальной русской истории, впервые дала разъяснения Ипатьевская летопись в 1055 году. По данным этого манускрипта, к границам Переславского царства пришли люди «светлые, желтые», что и позволило присвоить кипчаками и монголоидным племенам обобщенное название «половцы». Новоприбывшие народы обосновались в Приазовье, течении Нижнего и Северного Дона, где обнаружены каменные «бабы», которые, как полагают ученые, устанавливались кочевыми племенами в память о предках. Кто такие половцы тех времен с точки зрения религиозных учений? Полагается, что в среде этого кочевого племени изначально практиковался культ предков, который реализовывался через установку каменных изваяний на высоких участках степи, на водоразделах в специальных святилищах. При этом непосредственные захоронения находились рядом не всегда. В половецких же могилах часто было распространено погребение покойника вместе с бытовыми предметами и тушей (чучелом) его боевого коня.
Родовая организация и политический строй
У половцев был типичный военно-демократический строй. Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения-курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам). Главами орд были ханы, по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней. По мнению С. Плетнёвой, размер обычной орды не превышал 40 000 человек (тогда как, в средних по населению княжествах Руси, например Рязанском, проживало около 100 000 человек). В первой половине XII века существовало около 12—15 половецких орд. Размер кочевья каждой половецкой орды не превышал 70—100 тыс. кв. км. Необходимость вести эффективные военные действия против Руси, Византии и Болгарии привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.
Социальный строй и общественные отношения
Орды возглавлялись ханами. К их именам традиционно прибавлялось слово «"кан" или "хан"» (Тугоркан, Шарукан). Курени, состоявшие из рядовых воинов, возглавлялись главами, имена которых оканчивались прибавлением слов «опа», «оба», «епа». Другими социальными категориями, зафиксированными в русских летописях, были так называемые «колодники» и «челядь». Имелись также и «чаги» — женщины-служанки. Колодники были военнопленными, исполнявшие у половцев функции домашних рабов и находились на низшей ступени социальной лестницы. Главы больших семейств-«кошей», принадлежавших к куреням, назывались «кошевыми». Курени состояли из семей-аулов, которые, в свою очередь состояли, из представителей 2—3 поколений и прислуги (военнопленные, разорившиеся родственники и соплеменники). Богатые аулы по количественным параметрам могли не уступать куреням. В XII веке аул стал основной ячейкой половецкого общества. Аулы могли находиться на разных ступенях иерархической лестницы по разным причинам (богатство или принадлежность к родовой аристократии). Аулы объединялись в орды на съездах кошевых путём вручения главе («кошевому») наиболее сильной и влиятельной семьи (а заодно и куреня) власти над всеми остальными семьями.
Богатства, добытые половцами в результате набегов и походов, распределялись между знатью, руководившей походом. Рядовые воины получали лишь малую часть добычи. При неудачном стечении обстоятельств (неудачный поход, падёж скота) рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость к аристократам. Таким образом, вследствие сильного экономического разделения у половцев из среды родовой аристократии формировалась собственная феодальная знать. Простые пастухи, не обладавшие большими стадами и пастбищами, как правило, попадали в экономическую зависимость от аристократов, дававших им скот «на выпас» при условии выплаты половины приплода. Дальнейшее разорение пастуха приводило к его окончательному закабалению и попаданию в «челядь» в семье-коше.
Повседневный быт и обычаи
По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии.. В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.
Религия и культура
Половецкая каменная статуя из Луганска
Половцы (кипчаки) исповедовали тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба). Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало. Так же они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом.
Кроме Ханов-жрецов была у половцев и специальная жреческая прослойка — шаманы. Шамана половцы называли «Кам». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.
Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира. Один из них — знаменитый «Кодекс Куманикус», кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 году, уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному крымскотатарскому. Второй круг — богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий — по Рубруку, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.