Тюрки-кочевники степей евразии. торки, печенеги, половцы

Торкипришли в Восточную Европу из Средней Азии. Одни историки считают их северной группой сельджуков-турок, дру­гие—передовым отрядом кипчакского племенного союза. Вы­теснив печенегов, торки участвовали в столкновениях между Византией и Русью, В 1064 году они организовали неудачный поход на Константинополь, отошли и стали кочевать в степях

Кочевник на коне. Наскальный рисунок с Алтая

тюрки-кочевники степей евразии. торки, печенеги, половцы - student2.ru Причерноморья. Позднее, в XII веке, они вошли в состав пле­мен под названием «Черные клобуки», даже были его органи­заторами. Затем, выйдя из этого союза, оказались в подчинении Руси и в течение ста лет участвовали в различных походах киевских князей. Например, в 1184 г. на стороне русских они ходили в поход против волжских булгар. Относительно же чер­ных клобуков надо сказать следующее: они являются предками современных каракалпаков, проживающих в Приаралье, на тер­ритории нынешнего Узбекистана.

Печенеги являлись кочевыми племенами Средней Азии и бы­ли известны там под названием «канглы». Однако они вскоре были вытеснены оттуда, как уже отметили, торками и откоче­вали в заволжские степи. Здесь они подчинили себе местные сарматские и частично угорские племена, образовав новое пле­менное объединение. После столкновения с хазарами часть пе­ченегов ушла на запад, остальные подчинились огузам (огузы жили в западной части Средней Азии, в Арало-Каспийском ре­гионе. Они являются предками современных туркменов). Имен­но этих печенегов, т. е. оставшихся в Заволжье, видел, напри­мер, знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан в 922 г. во время своего путешествия в Волжскую Булгарию.

Печенеги, ушедшие на запад, разделились на две группы. Одна из них под названием тюркских печенегов начала кочевать между Доном и Донцом, а восточная, названная хазарскими печенегами,— в приазовско-донских степях. Печенеги частично завоевали хазарские земли и вытеснили кочевавших в тех краях маджаров, однако при дальнейшем продвижении на запад столк­нулись с Киевской Русью. Хазарские печенеги были разгром­лены славянами, однако тюркские печенеги оказались более сильными. Они организовали несколько походов на Дунайскую Болгарию и Венгрию, вошли в контакт с Византией. В конце X века, спасаясь от нашествия торок, печенеги ворвались на территорию Руси и в 1006 году осадили Киев. Ярослав Мудрый разбил печенегов, и их объединение перестало существовать. В

тюрки-кочевники степей евразии. торки, печенеги, половцы - student2.ru

середине XI века остатки печенежских орд еще кочевали в При­черноморье, но потерпели поражение от торков. Часть из них Византия подчинила себе и разместила сторожевыми отрядами на пограничной полосе между Дунаем и Балканами, часть вош­ла в торкский союз племен. Большинство исследователей счита­ет, что печенеги сыграли заметную роль в происхождении гага­узов—тюркского народа, проживающего в основном на тер­ритории Молдовы и в прилегающих районах.

В начале XI в. хозяевами Нижнего Поволжья и всего волжско-днепровского междуречья стали половцы (кипчаки), боль­шой и сильный союз тюркоязычных племен. Их политическая и этническая история представлена чрезвычайно богато.

Кипчаки являлись кочевыми племенами Северного Алтая, известными там с II — I тысячелетий до н. э. В те времена они еще не играли какой-либо заметной роли в истории Сибири и Центральной Азии. С VIII века н. э. в качестве крупного объ­единения они входят в Кимакский каганат, образован­ный древними татарами в Западной Сибири в бассейне среднего течения Иртыша,—кипчаки составляли западную ветвь населе­ния этого государства. С середины IX века в истории кипчаков происходят большие социально-экономические изменения: иму­щественное неравенство, выделение привилегированного сосло­вия приводит в конечном счете классовую верхушку общества к расширению своих владений, к военным походам.

Совместно с другими алтайско-уральскими племенами кип­чаки начали массовое движение на запад, что явилось вторым после гуннов крупным переселением племен. Вытеснив печене­гов и торков, в начале XI века кипчаки захватили Заволжье и вскоре—междуречье Волги и Дона. В 1055 году они дошли до Днепра и, таким образом, стали хозяевами большой террито­рии между Волгой и Днепром, которая превратилась в их вто­рую родину. Эти земли позднее получили название «Дешт-и-Кипчак», что в переводе с персидского означает «Степь кип­чакская» или «Степь половецкая»; половцы—это русское лето- писное название кипчаков от слова «половый», означающего светло-желтый. Точного объяснения, почему кипчаков так назы­вали, в науке нет. Есть также мнение о том, что «половец» происходит от слова «поле» и означает человека поля, т. е. кочевника.

Во второй половине XI века сложились два крупных кип­чакских союза племен: западный на территории от Днепра до Дона и восточный от Дона до Волги и в Нижнем Поволжье. Западный союз под предводительством хана Кобяка распался в 1183 году под ударами войск Святослава и Рюрика. Восточ­ный союз, напротив, усилился, и под предводительством хана Кончака образовалось мощное феодальное объединение кипчак­ских племен. В ответ на поражение западных кипчаков и убий­ство хана Кобяка в том же 1183 году Кончак начал военные действия против Руси, взял Переяславль и Путивль, разгромил войска Игоря, сына Святослава, а самого князя взял в плен. Кстати, эти события ярко отражены и в знаменитой поэме «Слово о полку Игореве», послужившей потом сюжетом для героической оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

В результате постоянного общения с русскими небольшая часть половцев с середины XII века стала переходить в хрис­тианство; например, даже преемник Кончака был крещен под именем Юрий. Походы русских против кипчаков в 1190—1193 годах подорвали их силы, и кипчаки-половцы в период мон­гольских завоеваний вошли в контакт с русскими. Многим из­вестно совместное сражение половцев с русскими против мон­голов в 1223 году на реке Калке, что к северу от Азовского моря в современной Донецкой области на Украине. Русские и половцы потерпели там поражение.

Говоря о средневековых кочевниках евразийских степей, сле­дует кратко рассказать еще о двух народах: о мадьярах (венг­рах) и о их почти одноименных современниках—маджарах. Мадьяры-венгры пришли в первой половине IX века из Завол­жья—со своих коренных земель на Южном Урале. В начале X века между Доном и Днепром, у северо-западных границ Хазарии, они создали союз племен под названием Лебедия. В его состав вошли также проживавшие в тех краях болгары, аланы и славяне. Одновременно из Заволжья появились пече­неги, начав борьбу против венгров. Воспользовавшись тем, что основные силы мадьяр были в походе на Дунай, печенеги пе­ребили оставшееся население Лебедии. Вернувшиеся с запада мадьяры нашли свою землю пустой и снова ушли на Дунай, в Паннонию. Здесь они осели и создали Венгерское государство. Следует сказать, что соплеменниками венгров, говорящих почти на одном с ними языке, являются живущие ныне за Уралом, в Тюменской области, ханты и манси—коренное население Ханты-Мансийского национального округа. И венгры-мадьяры, и ханты, и манси входят в одну—угорскую подгруппу финно-угорской группы уральской семьи языков.

В отличие от угров-мадьяр жили в средневековой Евразии и тюрки-маджары (мажары). К сожалению, в исторической ли­тературе принято было раньше видеть в мадьярах в основном венгров, вернее, больше писалось о мадьярах-венграх, оставляя в стороне другую группу мадьяр, точнее сказать, маджар (на­чальная форма в виде «маджгар»; со временем буква «г» от­пала), которые являлись тюркоязычными племенами. Здесь де­ло в том, что не только современные исследователи, даже не­которые средневековые географы путали эти две группы, что объясняется тем, что эти географы сами не видели этих племен, а писали о них по рассказам других. Однако в большинстве сочинений арабо-персидской исторической географии ясно пи­шется о двух разных племенах. Одна группа сведений совер­шенно ясно свидетельствует о маджарах-кочевниках, называя их тюрками, другая же — об оседлых мадьярах-земледельцах, которые были уграми и являлись предками современных венг­ров-мадьяр. Маджары-тюрки оставили ранний след в этничес­кой истории башкир и особенно татар-мишарей. В XIV веке на территории Северного Кавказа существовал и золотоордынский город Маджар.

Вопросы и задания:

1. Какие изменения внесло Великое переселение народов в политичес­кий и этнический мир Евразии? Коротко расскажите о гуннах, пе­речисляя их характерные черты.

2. Когда появились ранние тюрки в Среднем Поволжье и на терри­тории древнего Татарстана? Какие археологические памятники они после себя оставили?

3. Что собой представляют древнетюркские котлы и какую роль они играли в общественной жизни наших далеких предков?

4. Коротко расскажите о падении Гуннской империи. Какие новые союзы тюркоязычных племен образовались на ее обломках?

5. Что вы знаете о тюркоязычных аварах? Перечислите общие черты между древними болгарами и хазарами.

6. Кто такие торки и печенеги? Какой след они оставили в далеком прошлом народов Восточной Европы?

7. Расскажите о половцах-кипчаках: когда и откуда они пришли в по-волжско-приднепровские степи, какие политические события из их жизни вам прежде всего запомнились?

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из книги персидского географа начала X века Ибн-Русте «Дорогие ценности»:

О Буртасах:

«Земля буртасов лежит между хазарскою и болгарскою землями, на расстоянии 15-дневного пути от первой. Буртасы подчиняются царю хазар и выставляют в поле 10000 всадников... Земля их просторна и обилует лесистыми местами. На болгар и печенегов, будучи сильны и храбры, производят они набеги... Собою они стройны, красивы

и дородны. Если один из них обидит другого, или оскорбит, или поранит ударом или уколом, согла­шения и примирения между ними не бывает, прежде чем понесший вред не отомстит обидчи­ку».

Из книги персидского историка XI века ал-Гар-дизи «Краса повествований»:

О печенегах:

«Эти печенеги владеют стадами; у них много лошадей и баранов, также много золотых и се­ребряных сосудов, много оружия. Они носят серебряные пояса, у них есть знамена и копья, ко­торые они поднимают во время битв; их трубы, в которые дуют во время битв, сделаны наподобие бычачьих голов».

О маджарах:

Из книги арабского ученого-естествоведа XI века ал-Марвази «Природа животных»:

«Маджары — народ из тюрок... глава их едет в сопровождении 20 тысяч всадников... Они—лю­ди шатров, кочуют в поисках травы и пропитания... У них много земель, достигает сто фарсахов на сто фарсахов (фарсах — мера длины протяжен­ностью в 5—б км)... У них богатство и явный до­статок от избытка торговли их».

Наши рекомендации