Основные письменные источники о появлении государства у восточных славян.
Развитие культуры
- просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку
- переводились книги с греческого языка, началось распространение грамотности
- введён специальный налог на развитие культуры и архитектуры- десятина. В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)
- развитие иконописи, а также фресковой живописи — изображения на сырой штукатурке.
- христианство объединило восточных славян в один народ — русский.
- началось масштабное каменное строительство.
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ: Ограничение власти племенных князей укрепило власть князя. Кроме административной, князь берет в свои руки еще и военную власть. Укрепление границ обеспечило постоянную защиту от кочевников. Принятие христианства укрепило власть князя. Разделение земель между сыновьями привело к новой династической войне.
24. Религиозные реформы Владимира 1.
В 980 г. князь Владимир предпринял религиозную реформу, которая не выходила за пределы язычества. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном. Языческая реформа Владимира не получила всенародной поддержки, поскольку созданный искусственно на основании фрагментарных мифологических представлений культ был узкогрупповым, сословным, но, следует признать, что реформа язычества имела свои культурно-исторические и цивилизационные последствия.
Во-первых, произошло новое структурирование мифологической картины мира; сместились смысловые акценты, изменилась иерархия богов и персонифицируемых ими природных и социальных сил. Картина мира существенно упростилась.
Во-вторых, создание строго ограниченного пантеона богов способствовало подготовке общественного сознания для перехода от языческого политического политеизма к монотеизму мировых религий. Весь пантеон был организован вокруг центральной фигуры верховного божества грозного и воинственного Перуна.
На этой основе складывались два встречных процесса – христианизация язычества и “объязычивание” христианства, обусловившие взаимодействие и взаимопроникновение двух мировоззренческих систем. Таким образом, в Древней Руси ещё до официального принятия христианства, установилось двоеверие.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии.
«Выбор веры»
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями2. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
Крещение Руси св.князем Владимиром
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.
Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
Крещение Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми. Так, громовержец Перун был отождествлен с Ильей-пророком, Велес — со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.
25. Распространение Христ Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последней данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержателя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.
Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке Днепра речке Почайне. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II- Василия Великого.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знамения веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XIIвека. Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IXвеке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством.
Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Таким образом Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. В итоге, происходил синтезправославия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.
ианства в Древней Руси.
Битва на Калке 1223 год
31 мая 1223 года на Калке [1] произошло первое сражение русских и половцев с монголо-татарскими войсками.
После разорения аланских земель в 1223 году Субэдей и Джебе обрушились на половцев, которые спешно бежали к границам Руси. Половецкий хан Котян [7]обратился к киевскому князю Мстиславу Романовичу [4] и своему зятю галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому [6] с просьбой оказать помощь в борьбе со страшным врагом: «А ежели не поможете нам, мы ныне иссечены будем, а вы наутро иссечены будете».
Получив сведения о движении монголов, южнорусские князья собрались в Киеве на совет. В начале мая 1223 года князья выступили из Киева. На семнадцатый день похода русские войско сосредоточилось на правом берегу нижнего течения Днепра, у Олешья. Здесь к русским присоединились половецкие отряды. Русская рать состояла из киевской, черниговской, смоленской, курской, трубчевской, путивльской, владимирской и галицкой дружин. Общая численность русских войск вероятно не превышала 20-30 тысяч человек (Лев Гумилев в своей работе «От Руси до России» пишет о восьмидесятитысячной русско-половецкой армии подошедшей к Калке; Голландский историк Лео Де Хартог в своей книге «Чингисхан. Завоеватель мира» – это самая полная на сегодня биография о покорителе мира – оценивает силы русских в 30 тысяч человек).
Обнаружив на левом берегу Днепра передовые разъезды монголов, волынский князь Даниил Романович [5] с галичанами переплыл реку и атаковал противника.
Первый успех воодушевил русских князей, и союзники двинулись на восток, в половецкие степи. Через девять дней они были на реке Калке, где опять произошло небольшое столкновение с монголами с благоприятным для русских исходом.
Предполагая встретить на противоположном берегу Калки крупные силы монголов, князья собрались на военный nовет. Мстислав Романович Киевский возражал против перехода через Калку. Он расположился на правом берегу реки на каменистой высоте и приступил к ее укреплению.
Мстислав Удалой и большая часть русского войска 31 мая 1223 года начали переправу на левый берег Калки, где их встретил отряд монгольской легкой конницы. Дружинники Мстислава Удалого опрокинули монголов, а отряд Даниила Романовича и половецкого хана Яруна бросился преследовать противника. В это время дружина черниговского князяМстислава Святославича [3]еще только переходила Калку. Удалившись от основных сил, передовой отряд русских и половцев встретил крупные силы монголов. Субэдей и Джебе располагали силами трех туменов, два из которых пришли из Средней Азии, а один был набран из кочевников Северного Кавказа.
Общая численность монголов оценивается в 20-30 тысяч человек [2]. Себастаци пишет о 20 тысячах татар выступивших в поход из страны «Чина да Мачина» (северный и южный Китай China) в 669 году армянского летосчисления (1220).
Архитектура Древней Руси
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево.
В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер, а византийская цивилизация в свою очередь унаследовала античные традиции..
Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело торжественно-монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.
Во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в конце X — первой половине XI в. были построены крупные ансамбли дворцов и храмов в Киеве, Новгороде, Чернигове. Во второй половине XI — начале XII вв. строятся многочисленные комплексы монастырей. В XII ст. в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитектурные школы. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой архитектуры. Это знаменитый Софийский собор и церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Спасский собор и Пятницкая церковь в Чернигове, Кирилловская церковь с ее известной фресковой росписью XII в. в Киеве, белокаменные Успенский и Дмитровский соборы во Владимире на Клязьме, всемирно известная церковь Покрова на Нерли и некоторые другие.
Основные письменные источники о появлении государства у восточных славян.
Основным письменным источником по появлению Восточных Славян является повесть временных лет.3 редакции…Русская правда. Краткая и пространная.
Арабские, Хазарские источники сообщают ,что славяне платили дань Хазарам.
Так же источники сообщают, что в 8-9 веках Южные Славяне регулярно подвергались набегам Норманнов.
Бертинские Ананалы-(Хроники государства Франков).- 860 г. Посольство Кагано – Руссов в Византию.
Версия Фроянова- на Руси были супер – супер- супер союзы племен. Именно таки образом по мнению Фроянова были организованы Восточные Славяне.
В науке популярной стала гипотеза о том, где именно образовалось государство у Славян. На Севере или на юге.
В 8,9 веке в Восточной Европе в лесной зоне жили племена славян, финоугров, балтов. Стоит отметить , что в 8-9 веке именно эти племена стояли на переходе от первобыта к государственности. Эти племена успешно развивали хозяйство и общество. Согласно отрывочным сообщениям государство у Восточных Славян появилось где- то за 30 лет до призвания Рюрика, однако мы знаем, что в это время на этой территории были многократные междоусобицы между разными группами славянских племен, что непосредственным образом мешало образованию у них государственности. Так же можно отметить работу Константина Багренародного “Об упралении империи”- в этой работе он описал все пороги Днепра, так же описал Восточных Славян.
4. Основные научные концепции о возникновении государства у восточныхславян в современной историографии.
Теории возникновения государственности. Норманская теория.
Русский летописец начала XIIв., Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись, которую называют « Повесть временных лет», легенду о призвании в качестве князей трех варягов− братьев Рюрика, Синсуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности своему правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. Новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственник Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882г. Он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о варягах послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Байером Г.З., Миллером Г.Ф., Шлецером А.Л., приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На рубеже XVIII-XIXвв. Норманнистов поддержали Карамзин Н.М., Соловьев С.М. Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того – обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» политическую и культурную отсталость.
Антинорманская теория. Горячим противником норманнской теории выступал М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Они считали, что варяги− это не этнос, и не нация, а конгламерат племен; варяги не дали государственности. В 860 году, летом, был подписан договор мира и любви между Русью и Византией, что дало возможность ведения торговли и экономики. К 860 г., в середине IX в., уже сложилась территориальная община феодальной формации. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько− нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь- страна несметных богатсв, а служба русским князьям- верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. П.
Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.
В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным – напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности
Центристская теория .
Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам:
- норманны сами в то время не имели государственности;
- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;
- вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских славян
- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.
Теории возникновения государственности у славян можно представить в виде таблицы:
Теории возникновения государства восточных славян | ||
Норманнская : создание Древнерусского государства норманнами( варягами с добровольного согласия славян, которые не смогли этого сделать самостоятельно (Г.З. Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф. Миллер (XVIII в.) Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев (XIXв.)) | Антинорманнская:Отрицается роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В.Ломоносов (XVIIIв.), Б.А.Рыбаков (XXв.)) | Центристская: возникновение Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (XXв.) и большинство современных историков) |
5. Возникновение государства у восточных славян по данным "Повести временных лет", последовательность событий и их оценка в исторической науке.
Как мы знаем в 859 году Варяги брали дань с Северных племен. Согласно данным п.в.л правители решили призвать правителя из-за моря для прекращения междоусобиц. Пришли 3 брата Рюрик, Синеус, Трувар – Рюрик – в Новгороде, Синеус – Белоозеро, Трувар – Изборск. Рассказ п.в.л не противоречит фактам, однако , читая п.в.л. можно сказать , что автор далеко не всегда понимает, о чем он пишет. После смерти Рюрика Олег получает власть, он был регентом при малолетнем сыне Игоре. Если верит п.в.л. , то Игорю, когда Ольга родила ему сына было где -то 66 лет. Вопрос. Как он смог?Нужно отметить ,что князья Рюрик и Олег не упоминаются, а Игорь упоминается в Византийских документах. Есть так же версии , что Рюрик – это Рорик Ньютландский , которого Шведы не приняли , так как он имел Балтийские корни, которые были неприемлемы для Шведов.
6. Борьба "норманистов" и "антинорманистов" в Русской исторической науке.
С момента возникновения норманнской теории все отечественные и зарубежные историки разделились между собой на два непримиримых лагеря: норманистов (М. Погодин, А. Куник, И. Шаскольский, Г. Лебедев, Р. Скрынников) и антинорманистов (М. Ломоносов, С. Гедеонов, М. Тихомиров, Б. Рыбаков, А. Кузьмин, В. Фомин).
На протяжении всех лет они спорят по целому кругу проблем, среди которых наиболее острыми являются:
а) проблема этнической природы варягов и происхождения княжеской династии;
б) проблема происхождения термина «Русь».
Суть разногласий по первой проблеме предельно проста: для всех норманистов варяги — это норманы-викинги, аборигены древней Скандинавии; для антинорманистов варяги — одно из славянских или балтских племен, обитавших на южном берегу Балтийского (Варяжского) моря.
Суть разногласий по второй проблеме более сложна. Во-первых, все историки делятся на две большие группы: сторонников социальной и сторонников этнической природы этого термина. Представители первого направления (Г. Лебедев, Р. Скрынников) полагают, что термин «Русь» изначально имел социальную природу и обозначал княжескую дружину, состоящую из норманнов-викингов или варягов.
Представители второго направления делятся на несколько основных групп:
норманисты (Р. Пайпс, В. Томсен, И. Шаскольский, Е. Мельникова, В. Петрухин) считают, что термин «Русь» имеет скандинавскую этимологию и происходит от финского слова ruotsi, что в переводе означает «Швеция»;
ряд антинорманистов (Б. Рыбаков, М. Тихомиров, Г. Ловмяньский) считают, что термин «Русь» местного славянского происхождения, и этот этноним носило одно из восточнославянских племен, обитавшее в Среднем Поднепровье на берегах речки Рось;
другие антинорманисты (А. Кузьмин, В. Фомин) считают, что истоки термина «Русь» следует искать среди различных этнических «русов», живших на территории Балтийской, Приднепровской и Аланской Руси.
С момента возникновения норманнской теории все отечественные и зарубежные историки разделились между собой на два непримиримых лагеря: норманистов (М. Погодин, А. Куник, И. Шаскольский, Г. Лебедев, Р. Скрынников) и антинорманистов (М. Ломоносов, С. Гедеонов, М. Тихомиров, Б. Рыбаков, А. Кузьмин, В. Фомин).
На протяжении всех лет они спорят по целому кругу проблем, среди которых наиболее острыми являются:
а) проблема этнической природы варягов и происхождения княжеской династии;
б) проблема происхождения термина «Русь».
Суть разногласий по первой проблеме предельно проста: для всех норманистов варяги — это норманы-викинги, аборигены древней Скандинавии; для антинорманистов варяги — одно из славянских или балтских племен, обитавших на южном берегу Балтийского (Варяжского) моря.
Суть разногласий по второй проблеме более сложна. Во-первых, все историки делятся на две большие группы: сторонников социальной и сторонников этнической природы этого термина. Представители первого направления (Г. Лебедев, Р. Скрынников) полагают, что термин «Русь» изначально имел социальную природу и обозначал княжескую дружину, состоящую из норманнов-викингов или варягов.
Представители второго направления делятся на несколько основных групп:
норманисты (Р. Пайпс, В. Томсен, И. Шаскольский, Е. Мельникова, В. Петрухин) считают, что термин «Русь» имеет скандинавскую этимологию и происходит от финского слова ruotsi, что в переводе означает «Швеция»;
ряд антинорманистов (Б. Рыбаков, М. Тихомиров, Г. Ловмяньский) считают, что термин «Русь» местного славянского происхождения, и этот этноним носило одно из восточнославянских племен, обитавшее в Среднем Поднепровье на берегах речки Рось;
другие антинорманисты (А. Кузьмин, В. Фомин) считают, что истоки термина «Русь» следует искать среди различных этнических «русов», живших на территории Балтийской, Приднепровской и Аланской Руси.
7. Балты и финно-угры в Раннем Средневековье и на территории Восточной Европы.
БАЛТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
1. Территория расселения.
Свою историю балты ведут с конца каменного века. В те далекие времена на огромных просторах Европы и Азии расселились индоевропейцы. Некоторые индоевропейские племена поселились в Восточной Европе и на побережье Балтийского моря. Они разговаривали на похожих языках, вели одинаковый образ жизни. Из-за близости к Балтийскому морю историки стали называть их балтами.
Предки балтов пришли на земли, которые еще раньше освоили племена охотников и рыболовов. Они мирно соседствовали с балтами и в итоге слились с ними. От соседей балтские племена позаимствовали многие слова, обряды, обычаи, способы хозяйственной деятельности. К тому же долгое время отдельные племена балтов жили изолированно друг от друга. Это стало причиной их разделения.
Балты жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещались на возвышенных мысах или отдельных холмах, на крутых берегах рек и озер. Их размеры были небольшими.
Сначала городища не имели искусственных оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы. Они окружали поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен.
У балтов до прихода славян еще не появились города. Они жили в наземных и полуземляночных жилищах. Полуземлянки были преимущественно срубной конструкции (бревна укладывались вдоль по земле).
Балты были земледельцами и животноводами. Римские историки отмечали, что балты сеяли зерновые и выращивали другие культуры, работая более усердно, чем германцы. Долгое время в хозяйстве балтов важную роль играли также охота и рыболовство.
Издавна балты сеяли пшеницу, просо и ячмень, выращивали лен и коноплю. В начале нашей эры появились рожь и овес. В это время для вспахивания земли уже применяли деревянную соху с железным наконечником (сошником). Использовали балты и железные мотыги. Урожай собирали с помощью серпов и кос. Эти орудия труда использовались и в средневековье.
Животноводство у балтов преобладало над охотой. Об этом свидетельствуют археологические находки. Костей домашних животных на их селищах археологи обнаруживают вдвое или втрое больше, чем костей диких животных. Балты разводили свиней, овец, лошадей и коров.
На землях балтов не было месторождений меди. Местные жители покупали или выменивали ее у соседей. Что они могли предложить взамен?
Балтам очень повезло. На Балтийском побережье находится крупнейшее месторождение янтаря, который справедливо называли «северным золотом». За него европейские и восточные торговцы готовы были предложить хорошую цену.
Еще в бронзовом веке возник «янтарный путь». Он связывал Прибалтику со Средиземноморьем. Возможно, какие-то ответвления этого пути проходили через территорию Беларуси.
Но не только янтарь использовался в торговле балтов. Из Прибалтики везли на юг лошадей, скот, кожу, мед, воск. Кроме того, балты выступали посредниками в торговле мехом между финно-угорскими народами и германцами.
Финно-угорские племена раннего железного века расселяются к востоку и северу от балтов и образуют несколько родственных культур (Дьяковская, Городецкая, Ананьинская и др.). Основным занятием финно-угров на раннем этапе является оседлое скотоводство и охота с рыбалкой. У северных и восточных групп финно-угров доля охоты и рыболовства возрастает. Ближе к началу нашей эры под влиянием балтов западные группы финно-угров начинают вести подсечное земледелие.
Итак, все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен каменного века. Мнение о тесных исторических связях финно-угров и славян, особенно восточных, сложилось и неоднократно высказывалось в науке. Исследователи подчеркивают преимущественно, но не всегда, мирный характер славянской колонизации финно-угорских земель. То обстоятельство, что славянское заселение финских земель не сопровождалось крупными вооруженными столкновениями, стало решающим условием постепенной ассимиляции финно-угров и славян друг другом. На данный момент выявлены топонимические факты, подтверждающие финно-угорское прошлое освоенных славянами североевропейских территорий.
8. Южные оседлые соседи восточных славян в Раннем Средневековье.
География- От Дуная до Волги. Природные условия – основная часть территории – это степи, внутри этой степей моментами возвышаются горы , вдоль рек видится река . Леса составляли особую экономическую сущность. И когда леса вырубили все превратилось в пустыню. На юге располагалось Черное море, стоит обратить внимание на этнический состав населения, так как он был очень сложен.
1)- Кавказ- мелкие народы, скорее всего это осколки былых империй. Скорее всего это современные осетины.
2)- Крым – Южное побережье Черного моря. В степях и горах мелкие народы , которые скорее всего были осколками былых империй.
В долинах рек преобладают славяне , волохи – население не стабильно. С 6 – 11 век данные территории подвергались набегам кочевников.
Хозяйство на Южной границе Руси.
1.) Кавказ – отгонное скотоводство , полевое земледелие , высокоразвитое ремесло , -нехватка плодородной земли , пересеченная местность , очень пестрый этнический состав населения . Тут надо сказать , что работорговля подрывала экономическое развитие народов Кавказа того времени.
2.) На южном берегу Византийского города в то время , что закономерно развивалось ремесло , развивалась торговля , продажа осуществлялась через Средиземноморское море . Населен<