Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
Д. Н. Миронов,
Председатель Конституционного суда, Республика Саха (Якутия)
Республика Башкортостан - старейшая республика в составе Российской Федерации, За прошедшие десятилетия ее экономика стала по-настоящему многоотраслевой. Обычно указывают, что среди регионов Российской Федерации Башкортостан находится на одном из ведущих мест по объему производственных мощностей.
Но несомненный интерес вызываети его опыт государственногои правового строительства. Обратимся к характеристике некоторых положений Конституции Республики Башкортостан, имеющих значение и для законодательства других республикРоссии.
Действующая Конституция Башкортостана была принята Верховным Советом Республики 24 декабря 1993 года. Это означает, что процесс разработки проекта Конституции республики развивался одновременно с формированием концепции обновленной Российской Федерации как федеративного государства.
КонституцияБашкортостана разрабатывалась в связис Федеративным договором и Приложением к немуот Республики Башкортостани в известной степени является выражением принципов этих документов.
Конституция Республики Башкортостан исходит из результатов республиканского референдума 25 октября 1993 года, подтвердившего договорный характер отношений Республики и Российской Федерации. Ссылка Конституции на результаты республиканского референдума не ставит под сомнение общую философию отношений Башкортостана и России. «В числе важнейших актов нашего государства - принятие в 1993 году новой Конституции республики. Это не урезанная копия Российской Конституции, а подлинный Основной Закон Башкортостана, отражающий его специфические особенности, вобрав в себя мысли и чаяния большинства нашего народа, в том числе и принципы, нормы единства с Россией», - подчеркивает Президент республики М.Г.Рахимов.
Конституция утверждает участие Республики Башкортостан в договорном обновлении государственного устройства Российской Федерации на основе добровольности и равноправия. Конституция Республики Башкортостан входит в политико-правовую систему, направленную на по-
строение единого конституционного пространства в духе современной интерпретации российского федерализма. Конституция Республики Башкортостан связана с принципиальными ценностями федеральной Конституции, в том числе в области межнациональных отношений и признания суверенитета многонационального народа России.
Конституция регулирует широкий круг общественных отношений, также некоторые стороны федерализма. Согласно статье 5 Конституции республики законы Российской Федерации, принятые тто вопросам, добровольно переданным в ее ведение, обязательны на территории республики. Объясняя это положение. Основной Закон республики делает ссылку на процесс обновления Российской Федерации. Конструированная в этой связи норма гласит: «Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями».
Таким образом Конституция Республики Башкортостан воспроизводит правовое пространство, основанное на Федеративном договоре и утверждает единство России и Башкортостана.
Многие исследования конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации все еще зациклены на утверждении о том, что к республикам в составе России термин «государство» не применим. «Является ли республика государством по существу?» - спрашивает советник Министерства юстиции России Т.Э.Шуберт и отвечает:
«...использование термина «государство» в отношении республик неверно» (Журнал российского права.1997. №4.С.49). Юридическая несостоятельностьэтого очевидна.
Конституция Российской Федерации закрепила: суверенитет ее распространяется на всю территорию страны. Субъекты Федерации не вправе выходить из состава России. Но согласно федеральному Основному Закону конституционно-правовой статус республики устанавливается Конституциями России и самой республики.
Конституция Республики Башкортостан исходит из широкого понимания конституционно-правового статуса республики, закрепляет ее государственную природу. Одновременно Конституция устанавливает основы статуса республики в сфере хозяйственно-финансовых отношений.
Конституция Республики Башкортостан признает многоукладную экономику, а государство должно осуществлять защиту всех форм собственности. Не допускается принудительное, без компенсации, отчуждение собственности. Конституция гарантирует существование частной собственности, но оговаривает, что она не может осуществляться в ущерб об-
-щественным интересам. Провозглашается социальнаяответственностьсобственника средств производства перед обществом.Любая собствен-.ность должна выполнять общественно полезные функции.
Обеспечивая вступление республики в условия рыночных отношений, государствосохраняет за собой право регулировать экономику и социальное производство.
Оно выступает собственником известного комплекса имущественных объектов. В его собственности находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, культурные и исторические ценности, средства бюджета, банки, валютный и иные фонды. Состав собственности республики определяется ее задачами как социального государства. В собственности республики могут быть средства производства, транспорта, связи, информатики и топливно-энергетического комплекса. Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан провозглашаются достоянием (собственностью) ее многонационального народа.
Вопросы финансов и бюджета вКонституции регулируются в статьях 148-155 (четвертый раздел).Закреплено, что республика проводит единую бюджетно- финансовую, налоговую, денежно-кредитную, валютную и ценовую политику, скоординированную соответствующей политикой Российской Федерации на договорнойоснове.
В чем смысл конституционных норм о статусе республики? Республика Башкортостан имеет с Российской Федерацией договорно-конституционные отношения, являясь суверенным государством в составе Российской Федерации. Публично-правовой статус республики рассматривается в связи с демократическим развитием Федерации. Если сказать кратко о второй стороне статуса республики, то она связана с ее экономическим положением, отражает ее социальные обязательства и выражает связанность республики с социальными притязаниями населения, имеющими исторические основы. Республика связана с правом народа на самоопределение.
Оживление законотворчества субъектовРоссийской Федерации воспринимают в науке по-разному. По этому поводу одни авторы высказываются весьма сдержанно, другие видят в нем продолжение действия общей закономерности,связанной с крупными переменами, происходящими в структуре российского законодательства.
Законодательство республик развивается наиболее интенсивно, обладает несомненным качественным своеобразием и выполняет не только общие, присущие всей правовой системе страны функции, но и вполне
специфические задачи, проистекающие из национально-этнических и национально-государственных отношений.
Республики отличаются другот друга по размерам территории, численности населения,по национальному и культурно-конфессиональному составу. Вступаяв рынок, они имели разные стартовые условия. Исследователи отмечают большой разрыв между нимипо экономическому потенциалу, темпам переустройстванародного хозяйства и уровню жизни населения.
В развитии законодательства республик Башкортостан занимает ведущее положение. В настоящее время в республике принято 16 кодексов, более 350 законов и большое число нормативных постановлений представительного органа. Целенаправленно развивается указное нормо-творчество. Большую роль играют нормативные правовые акты Правительства, министерств, ведомств, а также местных органов. В Башкортостане предприняты важные издания нормативного материала, Республика Башкортостан, судя по всему, увеличение объема законотворчества сочетает с необходимостью повышения его научной обоснованности и формирования правовой системы.
Конституция Республики Башкортостан достаточно четко и широко определяет предметы своегоправового регулирования. Согласно статье 127в него входят: а) отношения, связанные с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, прав и свобод граждан; б) отношения, связанные с формированием и расходованиембюджетов, действующих на территории республики;в) .отношения имущественного характера и отношения, связанные с регулированием экономики ис определением функционирования социальных институтов;
г) отношения, обеспечивающие рациональноеиспользование и надежную охрану природной среды; д) уголовное, процессуальное и правоисполни-тельное законодательство; е) международные и межреспубликанские договоры и соглашения.
Таким образом Конституция Республики Башкортостан четко использует термины «законодательство» и «правовая система», связывая их с правотворческими возможностями республики.
Изучение опыта законодательной деятельности Парламента Башкортостана показывает, что в республике некоторые отрасли законодательства приняли явную определенность, о чем кстати свидетельствует постановка вопроса об издании Свода законов республики. Процесс породил идею об отраслях республиканской правовой системы. Так, в Республике Башкортостан входит в обиход понятие «конституционное право». Хорошими темпами развивается природоохранительное, земельное законода-
тельство.Намечается становление административного,жилищного, трудового, семейного законодательства.
Республики в составе Российской Федерации по правувыполняютзадачи,связанные с самоопределениемнародов. Некоторые республикиприэтом осуществляют достаточно разностороннее правовое регулирование, включая ивопросы из областиправ коренных малочисленных народов.
Права коренных малочисленных народов гарантируются Российской Конституцией(статья 69) в соответствиис общепризнанными принципами и нормами международного права и международнымидоговорами России. Право народов насамоопределение фиксируетсяв преамбулеКонституцииРоссии и закрепляетсяв качестве принципа федеративного устройства в статье 5.
Подчеркнем, что согласно статье69 Основного Закона Республика Башкортостан образованав результате реализацииправа башкирскойнации на самоопределение. В связи с этим можно было подумать, что лица башкирской национальности могут надеяться на законодательное установление льгот дляих развития.Однако республиканскийзаконодатель не пошел на сужениесвоих возможностей. «Национальное»законодательство не получило развития.Немногочисленные самоопределенческиепо направленностиправовые нормытолько кое-где вкраплены в некоторые законодательныеакты, не образуядаже этноправового института.
Специалисты указывают, что в Башкортостане бережно сохраняются толерантность и дружба народов .
Механизм межэтнической адаптации охраняется республикой. Конституция закрепляет, что республика защищает интересы всего многонационального народа.
Башкортостан, будучинациональной республикой, не пошел по пути создания правовых предпочтенийни для представителейтитульногонарода ни на закреплениеколлективных прав самоопределившейсянации. Подлинной основой его правотворчества являются права человека.
Выводы следующие.