Проблемы развития конституционного статуса республик
Ш.Ш.Ягудин,
начальник Правового управления ГосударственногоСовета Республики Татарстан
Среди регионов Российской Федерациисвое место занимают республикис их особым политико-правовым статусом, самобытностью, этнокультурными, языковыми, иными особенностями и традициями.
Статус республики как государства, некоторые иные аспекты ее государственности определяются в главе первой Конституции Российской Федерации. Положения этой главы, как известно, составляют основы конституционного строя Российской Федерации, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Таким образом, государственный статус республики - величина стабильная. Задача состоит в том, чтобы развивать этот статус, наполнять его реальным содержанием. Это и понятно, ведь большинство республик еще в начале 90-х годов сбросили свой автономный статус, а некоторые республики только что возникли и не имеют наработанных атрибутов государства. Да и природа республики как государства в государстве до сих пор основательно не исследована. Перечисленное - лишь часть того огромного объема работы, которую предстоит проделать государственным органам, представителям юридической науки и прежде всего конституционалистам в связи с реализацией конституционного статуса республики как государства.
К сожалению, практика федерального центра в этом вопросе довольно противоречива и неустойчива: у республик в последние годы ликвидируются остатки автономной государственности, уничтожаютсяих гарантии. Парадоксально, но факт, что республика сегодня по ряду позиций имеет меньше прав,чем автономная республика дореформенной России.
Вместес тем, как только предпринимаются хотя бы минимальные шаги по укреплению, развитию государственного статуса республики, наполнению этого статуса реальным содержанием, укреплению его гарантиями, из федерального центра раздаются возгласы: «Сепаратизм! Распад и дезинтеграция России,угроза ее суверенитету и целостности!». Конечно, такой подход не способствует поступательному развитию республик и укреплению российского федерализма.
В Конституции России много недостатков, противоречийи иныхюридических погрешностей. Этот факт уже никто не отрицает. Есть и достоинства, главное из которых - действующая Конституция, с немалым и невыработаннымпока творческим политико-правовым потенциалом, который надореализовывать.
Что я имею в виду,говоря о реализациитворческого потенциалаКонституцииРоссийской Федерации?Речь идет преждевсего об умении непредвзято, творчески прочитывать и реализовывать конституционные нормы, касающихся республик, в комплексе с другими конституционными и иными законодательными положениями, с учетом оправдавшейсебяпрактикой федеративного строительства.
При этом важно иметь в виду, насколько юридическая Конституция адекватно отражает реальную действительность, потребность поступательного развития общества, - другими словами, насколько совпадают юридическая и фактическая Конституции России. Таким образом, речь идет о развитии Конституции Российской Федерации через научное и официальное толкование отдельных ее положений, как это имеет место в ряде зарубежных стран.
Прокомментируюэто на одном из примеров, который, намойвзгляд, является одним из камней преткновения развития федерализма в России- Это - вопрос о равноправии субъектов Российской Федерации.
Обсуждая этот вопрос на научно-практической конференции 11 декабря 1998 года в Москве, ректор Московской государственной юридической академии, профессор О.Е.Кутафин недоумевал (я цитирую): «Честно говоря, объяснить, что имеется в виду, довольно трудно. Если речь идет о взаимоотношениях с Центром, здесь понятно, да, субъекты равноправны. Если речь идет о чем-то другом, то я не могу понять и никогда не соглашусь, что республика в составе Российской Федерации, и, скажем, автономный округ, который я очень уважаю, могут иметь равные права. Это, по-моему неестественно».
С мнением профессора О.Е.Кутафина нельзя не согласиться. Конституционное положение о равноправии субъектов Российской Федерации следует понимать как равные права субъектов по отношению к федеральному центру. Иное прочтение данной конституционной нормы абсолютно не согласуется и расходится с действительностью. У республики есть права, которых нет у других субъектов Федерации. Рассматриваемое понимание конституционного положения о равноправии субъектов снимает много препятствий на пути развития российского федерализма, в том числе положительно решает проблему его асимметрии.
Принципиально важной для развития федерализма является проблема уровней конституционно-правового регулирования статуса республик. Если в Конституции Российской Федерации регламентируются лишь основы статуса республик, то более детальная проработка этого статуса осуществляется в конституциях республик.Это вытекает из статьи66Конституции Российской Федерации, в которой закрепляется фундаментальное положениео том, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики.
Из этой конституционной формулы следует ряд не менее фундаментальных выводов:
' 1. В Конституции Российской Федерации закрепляются лишь основы статуса республик, в частности ее политико-правовая природа как государства, Отсутствие указания в Конституции Российской Федерации на некоторые аспекты статуса республики, например, государственный суверенитет, вовсе не означает отрицание этого качества у республики в принципе, а их наличие у республики - как противоречие иди несоответствие Конституции Российской Федерации.
2. Статус республики детализируется, развивается в Конституциях самих республик. В частности в той или иной степени конституционно-правовую проработку идей суверенитета мы найдем в конституциях самих республик, иных ее правовых актах, причем в каждой республике в разных объемах: от нуля в Конституции Марий Эл (ни слова о суверенитете) и до максимальной величины в Конституциях Башкортостана, Татарстана, Чеченской Республики. Очевидно также, что в вопросе о суверенитете государства в государстве имеются свои конституционные регуляторы.
Таким образом, статус республики определяется в Конституции каждой из них индивидуально. Такая практика реализации права на своеобразие и самобытность соответствует и непосредственно вытекает из Конституции Российской Федерации. Другое дело - пределы такой самостоятельности. И эта практика требует самого внимательного подхода к статусу каждой республики.
Глубоко ошибочны и неконституционны ставшие довольно распространенными утверждения о том, что если какие-то аспекты государственности республик в Конституции Российской Федерации не предусмотрены,то они неконституционны. Например в сборнике «Конституции республик в составе Российской Федерации» (Выпуск 1. Издание Государственной Думы. Москва. Известия. 1995. С.З) утверждается: «Положение о суверенитете республик, как известно, не соответствует статье 5 Конституции Российской Федерации».Как мы убедились,это не так.
Более того, концепция суверенитета государствав составе другого государства хоть и медленно, но пробивает себе дорогу и находит признание. Причем в региональной и зарубежной практике дело продвигается быстрее, чем в теории и федеральном законодательствеРоссии. Так, вКонституции унитарного Узбекистана в отдельной главе четко и ясно закрепляется суверенитет Республики Каракалпакстан. Более того, з статье 70 Конституции записано, что суверенитет Каракалпак стана охраняется Республикой Узбекистан. В статье 74 закреплена такая гарантия; «Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана». Взаимоотношения республик в рамках Конституции Узбекистана регулируются соответствующими договорами и соглашениями.
В настоящее время невозможно отмахнуться от концепции суверенитета государства в составе другого государства. Нельзя не признать и того очевидного факта, что в этой концепции нет ничего разрушительного и неконструктивного. Наоборот, ее последовательная реализация, и, прежде всего, ее закрепление в Конституции Российской Федерации дали бы возможность раскрыть свой потенциал, внутренние резервы и возможности, укрепляя вместе с тем и федерацию, осуществляющую делегированные ей республиками полномочий в сфере обороны, безопасности, денежного обращения и т.д-
Последний пример из международной практики, Даже автономному Косово предлагаегся иметь собственные парламент, правительство, судебнуюсистему, оставив за Сербией лишь три блока полномочий: оборону, финансовую систему и внешнеполитические дела.
Вместе с тем нельзя не отметить, что отдельные важнейшие аспекты федеративных общественных отношений в России, как, например, государственный суверенитет республик, договорный характер обновляющейся федерации, так и остались за пределами федерального конституционного регулирования, хотя и были зафиксированы в Конституциях республик задолго до декабря 1993 года-
Эти моменты волей истории остались за бортом федеральной Конституции и не следует отрицать саму возможность их правовой регламентации со стороны республик или иным путем, например, в Федеративном договоре или двусторонних договорах республик с Российской Федерацией. Именно по этому пути и пошла практика федеративного строительства.
В соответствии с изложенным можно сформулировать следующие основные выводы.
1. Статус республики как государства определяется не только федеральной Конституцией, но и Федеративным договором, а более детально,
развернуто - в республиканских Конституциях, двусторонних договорах Российской Федерации и отдельных республик. Это конституционно.
2. Конституционно и то, что статус республики неодинаково ивесьма индивидуально регламентируется в Конституциях республик, т.е. статус каждой республики индивидуален. Например, в Конституции Республик Алтай есть положение, в соответствии с которым республика отказываетсяот собственного гражданства.
3. Необходимо последовательно, настойчиво и терпеливо вырабатывать демократический конституционный потенциал Российской Федерации. Вместе с тем необходимо готовить предложения,чтобы в дальнейшем юридическую Конституцию Российской Федерации принести в соответствие с фактической, со сложившейся и оправдавшей себя практикой федеративного строительства. В этих целях целесообразно развивать Конституцию Россиичерез научное и официальное толкование отдельных ееположений.
4. Многие федеральные конституционные и федеральные законы противоречат статье 5 и другим статьям Конституции Российской Федерации, ущемляют права республик и иных субъектов. В связи с этим необходимо добиваться, чтобы в законодательстве Российской Федерации учитывались типичные особенности статуса республик, закрепленные в их Конституциях.