Основные органы имперского управления.
Высшими государственными органами империи Цин являлись Императорский секретариат и Военный совет. Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее, через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ. Управление на местах характеризовалось сильной властью. Страна делилась на провинции, а последние подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшийся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост. Судебная власть на всех уровнях была соединена с администрацией.
Социальный строй
Маньчжуры составляли высшее сословие — потомственную аристократию и военное дворянство. Китайское дворянство принадлежало к господствующему классу, но не было наследственным. Ее представители были основными носителями образованности, хранителями научных знаний, поэтами, писателями, художниками. Горожане в целом по-прежнему оставались бесправными. Самую нижнюю ступень социальной лестницы занимали рабы. Как и они, презренными считались актеры, уборщики и привратники государственных учреждений, а также люди, постоянно жившие в лодках на воде. Особенно тяжелым в феодальном обществе было положение женщин.
Внешняя политика Цинской империи в период расцвета
На протяжении XVII- -XVIII вв. китайское правительство осуществляло агрессивную внешнюю политику. Были завоеваны земли на Западе и Северо-Западе: Монголия, Джунгарское ханство и Кашгария в Восточном Туркестане. На юго-западе объектом интересов цинских правителей стал Тибет, который был насильственно включен в состав Цинской империи (конец XVIII в.). В результате осуществления завоевательной политики, войн, которые Китай почти беспрерывно вел на протяжении XVIII в., пределы китайской державы значительно расширились за счет земель до этого независимых государств.
Внешняя экспансия Цин
Экзотические богатства Китая издавна привлекали европейцев. С XVI в. началось проникновение в страну католических миссионеров. Династия Цин противилась росту европейского влияния и перешла к политике «закрытия» своих территорий для иностранцев. Китайцам запретили торговать вне пределов Цинской империи.В середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами, за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Одновременно из Китая выслали миссионеров, а христианские храмы закрыли или разрушили. В первые два столетия цинской династии Китай проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.
Внутренняя политика Цинской империи.
В период почти сорокалетнего утверждения власти маньчжуров над Китаем, китайские города превратились в развалины. Китайская промышленность, во многом работавшая на экспорт, была уничтожена. Но для укрепления своей власти маньчжуры пошли на снижение и частичную отмену существовавших при Минах налогов, передали в пользование крестьянам часть государственных целинных земель. Все это привело к концу XVII в. к некоторой стабилизации экономики и социальных отношений в обществе, следствием которой стало увеличение численности населения, расширение пахотных земель, улучшение положения в ремесленном производстве.
Россия и империя Цин
XVII век можно считать отправной точкой Российско-Китайских торговых отношений. В 1650-х годах происходит первый военный конфликт между Россией и Китаем. Тем не менее, взаимоотношения стран приобретают дружественный характер, и к концу XVII века Россия и Китай ощутили необходимость оформить отношения договорно. По Нерчинскому договору 1689 г. Россия была вынуждена уступить Китайской империи свои владения на части левого и правого берегов Амура. Затем идет Буринский договор 1727 г, который закрепил новую границу, и Кяхтинский договор. Российская Империя передавала во владение Китая земли в Северной Монголии, но получила право на создание нового торгового пункта российско-китайской торговли. Данные уступки были возможны только благодаря активным торгово-экономическим отношениям и взаимному интересу в них.