Социально-экономическая ситуация в стране: черты и факторы, ее определяющие

Несмотря на небольшую территорию, ограниченность природных ресурсов, отсутствие полезных ископаемых и сравнительно малый по емкости рынок, Ливан располагает значительными возможностями и заманчивыми перспективами для предпринимателей и коммерсантов [70, с. 49]. Учитывая что, европейские страны, и в первую очередь Франция, всегда стремились использовать Ливан в качестве своего рода «рекламной вывески» или торгово-экономического форпоста на Ближнем Востоке. И во многом они преуспели. Динамичная экономика, высокая репутация банковского сектора, конвертируемость национальной валюты в совокупности с обширными связями со странами арабского мира, интегрированность в международное сообщество способствовали признанию Ливана в 1990-е годы в качестве банковско-финансового центра ближневосточного региона.

Однако на рубеже XX-XXI вв. экономика страны вступила в период стагнации, обострились социальные проблемы, углубился финансовый кризис, вызванный хроническим дефицитом государственного бюджета и чрезмерным накоплением внешнего долга. В 2001 г. ВВП на душу населения составлял 5200 долл. Хотя 28% населения жили за чертой бедности. Уровень безработицы 18%. Государственный бюджет выполнялся с дефицитом. Ливан имел крупные внешние долги. В Ливане работали около 1 млн. иностранных квалифицированных рабочих. Сельское хозяйство обеспечивало 10% ВВП. По индексу благосостояния Ливан занимал 29-е место среди 70 развивающихся стран и 5-е – среди 12 арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Этот индекс, рассчитываемый Институтом денежного обращения (Money Matters Institute), измеряет потенциал экономики, и его хорошие показатели способствуют привлечению инвестиций в экономику страны. 20% ВВП обеспечивала промышленность. Ливан выделялся в арабском мире высоким уровнем грамотности населения. Ежегодно высшее образование получали 15 тыс. человек [70, с. 50].

В связи с обострением социально-экономических проблем правительство Ливана в 2000 г. приняло экстренные меры по выработке и практической реализации новой экономической стратегии, направленной на интеграцию страны в мировую экономику, привлечение зарубежных инвестиций и оздоровление финансовой системы [53, с. 50]. При этом ливанское руководство опиралось на традиционные связи с международным сообществом, и особенно со странами арабского мира, Европы и Америки. Страна сохраняла свою роль связующего звена между европейскими, ближневосточными и многими африканскими странами, где в торговле и банковской деятельности влиятельные позиции занимают ливанские диаспоры. В этих сложных условиях правительство страны нашло силы для активизации политики по поиску новых торгово-экономических партнеров, по продолжению процесса вступления в ВТО. С этой целью был подписан ряд торговых и финансовых протоколов о сотрудничестве с традиционными и новыми экономическими партнерами – документов, направленных на привлечение инвестиций и расширение внешней торговли. В 2002 г. после многолетних переговоров в дополнение к членству в Соглашении об арабской зоне свободной торговли (1997 г.) Ливан заключил Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Это Соглашение - составная часть более общего Соглашения о евро-средиземноморском партнерстве, подписанного в 1995 г. и сопровождаемого Программой финансового обеспечения «МЕДА» (Программа помощи ЕС странам Юга Средиземноморья), значительно ускорило процесс возвращения утраченных позиций страны в качестве финансового и инвестиционного центра ближневосточного региона [70, с. 50].

Основу экспорта составляют сельскохозяйственная продукция, продукты питания, ювелирные изделия, бытовая техника и электроника, продукция химической промышленности, текстиль. Партнеры по экспорту: ОАЭ, Саудовская Аравия, Франция, США, Кувейт, Иордания, Сирия.

В соответствии с принятой стратегией правительство Ливана в начале 2000-х годов проводило последовательную политику по увеличению доли промышленного экспорта и созданию новых рабочих мест [72]. По проекту ООН 2001 года реализуется программа разведения крупного и мелкого рогатого скота в долине Бекаа. Правительство стимулирует деятельность сельскохозяйственных кооперативов. Основным заданием является увеличение уровня жизни крестьян и обеспечение экологической безопасности. В 2001 г. правительство обратило свое внимание на фискальные меры, увеличив налоги на бензин, сократив расходы, и введя налог на добавленную стоимость, который вступил в силу в феврале 2002 г. Медленный рост денежной массы и долларизация депозитов воспрепятствовали способности коммерческих банков в финансировании правительства, оставляя большинство расходов на долю Центрального банка. Так же международные резервы сократились на $ 2,4 млрд. в 2000 году и на $ 1,6 млрд. в первой половине 2001 г. [73]. По данным Международного агентства Moody's, объем прямых иностранных инвестиций в Ливан составил в 2002 г. 1,7% от ВВП, в 2003 – 3,3%, в 2004 г. – более 4,2% [70, с. 50].

Торговля и услуги обеспечивали 70% ВВП. Активно развивался туристический бизнес и инфраструктура. Кроме посещения традиционных достопримечательностей, туристам предлагалась программа экотуризма.

В 2002 г. правительство перенесло основной акцент на приватизацию, первоначально в секторе телекоммуникаций и электроснабжения, с продолжением планирования продажи государственной авиакомпании, бейрутского порта и водоканалов. Правительство пообещало применить доходы от этих секторов продажи для сокращения государственного долга и бюджетного дефицита. Кроме того, оно прогнозировало, что приватизация принесет новую экономию фонда заработной платы, а также послужит примеру для снижения процентных ставок и роста частного сектора и стимулирования иностранных инвестиций. Одновременно, правительство решало сложную задачу осуществлению административной реформы с целью привлечения квалифицированных технократов для решения амбициозных экономических программ, а также изыскания возможностей дополнительной экономии, которые могут быть реализованы через реформирование системы подоходного налога. Правительство Ливана сталкивалось при этом с серьезными проблемами в связи с необходимостью финансовой корректировки программы с акцентом на налоговые реформы и модернизацию, рационализацию расходов, приватизацию и совершенствование управления долгом.

США занимало сильные позиции в качестве экспортера Ливана, в целом занимая первое место по импорту и являясь источником четверти имеющихся в Ливане иностранных товаров в 2002 г. Более 160 различных отделений, представляющих американские компании, в то время работали в Ливане. С отменой ограничений паспортного режима в 1997 г., ряд крупных компаний США открыли филиалы или региональные отделения, в том числе Microsoft, American Airlines, Coca-Cola, FedEx, UPS, General Electric, Parsons Brinckerhoff, Cisco Systems, Eli Lilly, Computer Associates и Pepsi Cola [73].

В Ливане успешно функционировал банковский сектор. Солидные активы коммерческих банков постоянно пополнялись и на конец 2003 г. составляли 59,9 млрд. долл., что в 3 раза превысило уровень ВВП. Кроме того, активно привлекались финансовые вложения от ливанцев, проживающих за рубежом. Они имели огромное значение для экономического потенциала страны. В среднем они составляли 1,6 млрд. долл. в год. Это ставило Ливан на 8-е место в мире по показателю соотношения между величиной сумм переводов средств экспатриантов и объемом валового внутреннего продукта (ВВП).

Этому способствовал весьма умеренный налоговый режим (5-20%-ный налог на компании, 2-20%-ный - подоходный налог, 10% - НДС), благоприятный инвестиционный климат, а также льготы, законодательно подкрепленные защитными мерами, предусматривающими компенсации за любой риск, стимулировали деятельность как ливанских, так и зарубежных инвесторов [70, с. 50].

Проведение структурных реформ было направлено на поощрение внутреннего спроса, стимулирование роста экономики, стабилизацию финансовой ситуации путем модернизации налоговой системы, создание современной системы сбора налогов и сокращение государственных расходов. Осуществление приватизации, передача в частную собственность основных отраслей экономики (электроэнергетика, водные ресурсы, телекоммуникации, морские порты и аэропорт) – эти атрибуты либеральной модели создавали весьма позитивный образ Ливана для иностранных предпринимателей.

Недостатки сводятся к отсутствию собственной сырьевой базы, зависимости экономики от мировых рынков сырья и энергоносителей. Сохранялся значительный уровень внешней задолженности и в целом государственного долга, высоким оставался дефицит госбюджета (14,4%), хотя и наблюдалась тенденция к его снижению. Кроме того, сохранялась зависимость реализации планов экономического развития от внешнего финансирования. Стране была присуща общая болезнь развивающихся экономик – безработица. Ее уровень достигал 20% [69, с. 50]. В целом дефицит торгового баланса в 2004 г. увеличился и составил 7,65 млрд. долл. (5,644 млрд. долл. в 2002 г.) [70, с. 50].

По итогам 2004 г. объем импорта повысился по сравнению с предыдущим годом на 31,0% и составил 9,397 млрд. долл. (7,168 млрд. долл. в 2003 г.). Одновременно объем экспорта увеличился на 14,6% и составил 1,747 млрд. долл. (1,524 млрд. долл. в 2003 г.).

В целом, предпринятые правительством усилия по реформированию ливанской экономики практические результаты начатых экономических мероприятий позволяют признать, что ливанская экономика отчетливо и достаточно быстро приобретала все черты либеральной экономической модели, которая характеризуется открытой торговой и инвестиционной политикой, свободными рыночными ценами на большинство товаров и услуг, обширными связями с индустриально развитыми странами мира фактически по всем экономическим направлениям. При этом были сняты ограничения на движение капитала и товаров для резидентов и нерезидентов страны, включая учреждение фирм или доступ к валютному обмену, что создавало благоприятные условия в стране для развития частного сектора.

Наши рекомендации