Н. А. Бердяев о русском культурном ренессансе начала XX в.

Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда это было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму...

Несчастье культурного ренессанса начала XX в. было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени.

«Вехи» о необходимости и сущности духовного переворота в мировоззрении интеллигенции

Русская интеллигенция при всех недочетах и противоречиях ее традиционного умонастроения обладала доселе одним драгоценным формальным свойством: она всегда искала веры и стремилась подчинить вере свою жизнь. Так и теперь она стоит перед величайшей и важнейшей задачей пересмотра старых ценностей и творческого овладения новыми. Правда, этот поворот может оказаться столь решительным, что, совершив его, она вообще перестанет быть «интеллигенцией» в старом, русском, привычном смысле слова... в чем должен состоять этот переворот... От непроизводительного, противокультурного нигилистического морализма мы должны перейти к творческому, созидающему культуру религиозному гуманизму.

П. Н. Милюков о символизме

Новое искусство характеризуется «тремя главными элементами: мистическим содержанием, символами и расширением художественной впечатлительности... Это жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности...» (Д. Мережковский). Все это «неуловимое», «бессознательное» и «неизведанное»... лучше всего выразить стихами. И. Ф. Сологуб поет: «Я сокровенного все жду и с тем, что явлено, враждую». А 3. Гиппиус еще усиливает: «Мне нужно то, чего нет на свете», «чего не бывает»...

Русская литература, оттеснившая с конца 30-х гг. стихи на задний план, снова возвращается к этой форме. Восстанавливаются репутации поэтов, вовремя не замеченных и забытых. Появляется масса начинающих. И над всем этим изобилием воздвигается лозунг «символизм».

Вопросы и задания: 1. Чем характеризовалась культурная и духовная жизнь российскою общества начала XX в ? Каковы наиболее значительные достижения культуры этого периода? В чем причины взрыва творческой активности в этот период? 2. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в. 3. Вопрос о судьбе и предназначении России стал в начале XX в., особенно после революции 1905 г., ключевым вопросом русской философской мысли. Как вы думаете почему? 4. Дайте характеристику ведущих направлений в литературе и живописи. Чем было вызвано появление авангардных стилей в этих отраслях культуры? 5. Определите общие черты художественной культуры России рубежа веков.

Расширяем, словарный запас:

Абстракционизм — отказ or изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике.

Биосфера — область распространения жизни на Земле.

Догматизм —\метод мышления, опирающийся на догмы — непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.

Идеализм — направление в философии, противоположное материализму в решении основного вопроса философии.

Идеология — система идей и взглядов, отражающих отношение классов и различных групп людей к окружающей действительности и друг к другу.

Мессианство —вера в пришествие Мессии — спасителя, который установит добро и справедливость на Земле.

Нигилизм — отрицание общепризнанных ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Нобелевская премия— премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской Академией наук за счет средств, оставленных шведским изобретателем и промышленником А Нобелем

Ноосфера — новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разум пая деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Символизм — направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Социализм — в широком понимании - общественный строй социальною равенства и социальной справедливости, обеспечивающий всем людям счастливую жизнь. В марксистской интерпретации низшая фаза коммунистической формации, воплотившаяся в лозунге «От каждого — по способности, каждому — по труду».

Футуризм — направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание повой современной урбанистической цивилизации.

Наши рекомендации