Российская Федерация в 1991-1999 гг.
Внутренняя политика. Борьба за власть в партийном руководстве. М.С. Горбачев. Меры по ускорению социально-экономического развития страны и выработка концепции перестройки. Реформа политической системы. Общественно-политическая борьба. Новая модель экономического развития. Антикризисные программы. «Парад суверенитетов». Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Создание СНГ. Становление российской государственности. Противостояние исполнительной и законодательной властей. События конца сентября – начала октября 1993 года. Реформа представительных органов власти и местного самоуправления. Конституция РФ 1993 г. Выборы президента РФ 1996 г. Сепаратистское движение и военные действия в Чечне. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Приватизация. Конверсия. Новые формы хозяйствования в аграрном секторе. Дефолт 1998 г. Углубление социальной дифференциации.
Внешняя политика. Отставание СССР в военно-экономическом соперничестве. Внешнеполитическая концепция «нового мышления». Советско-американские договоры о сокращении вооружений. Вывода войск из Восточной Европы и Афганистана. Нормализация отношений с Китаем. Развал социалистического лагеря. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государства ЕС и РФ. Вступление РФ в Совет Европы. Решение вопроса о выплате долгов бывшего СССР. Планы расширения НАТО на Восток и позиция России. Экономические контакты со странами бывшего СЭВ, Ближнего Востока и Латинской Америки. Территориальные и пограничные проблемы. Отношения со странами СНГ.
Культура. Идеологический плюрализм. Публикации запрещенных авторов и произведений. Литературные объединения. Снижение финансирования науки и образования. Изменения в структуре образования. Особенности развития российской науки. Российский постмодернизм. Основные направления развития кинематографа, театра, музыки, литературы, и изобразительного искусства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Древние славяне и их соседи.
2. Образование Древнерусского государства.
3. Феодальная раздробленность Руси. Русские княжества и земли в XII – первой половине XIII вв.
4. Культура Древней Руси.
5. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.
6. Объединение русских земель вокруг Москвы в конце XIII – первой половине XV вв.
7. Завершение объединения русских земель. Внутренняя и внешняя политика России в конце XV - начале XVI в.
8. Русская культура середины XIII-XV вв.
9. Россия в XVI в. Внешняя и внутренняя политика. Культура.
10. Смутное время в России.
11. Россия в XVII в. Внешняя и внутренняя политика. Культура.
12. Россия в эпоху Петровских преобразований. Внешняя и внутренняя политика.
13. Россия в эпоху «дворцовых переворотов» XVIII в. Внешняя и внутренняя политика.
14. Россия во второй половине XVIII в. Внешняя и внутренняя политика.
15. Культура России в XVIII в.
16. Россия в начале XIX века (1801-1812 гг.). Внешняя и внутренняя политика. Отечественная война 1812 г.
17. Россия во второй четверти XIX в. Внешняя и внутренняя политика.
18. Культурная жизнь дореформенной России (первая половина XIX в.)
19. Внутренняя политика России в 1860-1881 гг. «Великие реформы».
20. Экономика пореформенной России (вторая половина XIX в.)
21. Россия в конце XIX. в. Эпоха консерватизма. Внешняя и внутренняя политика.
22. Культура России второй половины XIX в.
23. Россия в конце XIX – начале XX вв. Внешняя и внутренняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.
24. Первая российская революция 1905-1907 гг.
25. Третьиюньская монархия 1907-1914 гг.
26. Внешняя политика России в начале XX в. Россия в Первой мировой войне 1914-1916 гг.
27. Культура России в начале XX в.
28. Революционные события и их развитие в феврале- октябре 1917 г. Установление советской власти в стране (ноябрь1917-весна 1918 г.).
29. Внутренняя и внешняя политика в первые годы советской власти (1918-1920 гг.). Гражданская война и интервенция.
30. Россия первой половины 1920-х гг. Внешняя и внутренняя политика.
31. СССР в конце 1920-х –1930-е гг. Внешняя и внутренняя политика.
32. Идеология и культура СССР (1917-1941 гг.).
33. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Внешняя политика СССР в годы второй мировой войны.
34. Внутренняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.
35. СССР в период восстановления народного хозяйства (1946-1953 гг.). Внешняя и внутренняя политика.
36. СССР в 1953-1964 гг. Внешняя и внутренняя политика.
37. СССР в 1965-1984 гг. Внешняя и внутренняя политика.
38. Культура СССР в 1946-1980-ее гг.
39. Кризис и распад СССР (1983-1991 гг.). Внешняя и внутренняя политика.
40. Российская Федерация в 1991-1999 гг. Кризис и распад СССР (1983-1991 гг.). Внешняя и внутренняя политика.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Цель выполнения контрольной работы – раскрыть поставленный вопрос наиболее полно и емко на основе анализа материала, почерпнутого из исторических источников и специальной литературы.
Выполнение контрольной работы включает в себя следующие этапы:
- ознакомления с вопросами варианта контрольной работы,
- самостоятельное нахождение источников и литературы по вопросам контрольной работы, работа с ними, составление необходимых выписок,
- оформление ответа на вопросы контрольной работы в письменном виде.
Ответ на каждый вопрос контрольной работы должен составлять не более 2 стр. формата А 4 (шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1).
Контрольная работа должны содержать титульный лист, на котором указываются выбранный вариант контрольной работы, ФИО студента, номер группы, ФИО преподавателя.
В список источников и литературы включаются письменные виды исторических источников и специальная литература по рассматриваемому или смежным вопросам. Учебная литература (учебники) при подготовке к ответу на вопрос контрольной работы использоваться могут, но в список литературы включаться не должны. Материалы сети Интернет могут быть использованы и включены в список литературы при условии указания их полного адреса и конкретной ссылки на используемый ресурс.
Варианты контрольных работ
по дисциплине «История»
Вариант 1.
1. Дайте определения следующим понятиям: самодержавие, абсолютизм, конституционная монархия, республика.
2. Владимиро-Суздальская земля в период феодальной раздробленности.
3. Политика индустриализации: причины, сущность, этапы, последствия.
4. Социальная структура советского общества.
Вариант 2.
1. Дайте определения следующим понятиям: авторитаризм, тоталитаризм, диктатура.
2. Новгородская земля в период феодальной раздробленности.
3. Реформы Александра II: причины, сущность, этапы, последствия.
4. Приватизация и ее особенности в России в конце XX в.
Вариант 3.
1. Дайте определения следующим понятиям: поляне, древляне, северяне, словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы.
2. Галицко-Волынская земля в период феодальной раздробленности.
3. Реформы Екатерины II: причины, сущность, этапы, последствия.
4. Социальная структура российского общества в 1990-х гг..
Вариант 4.
1. Дайте определения следующим терминам: отрезок, отруб, хутор.
2. Киевское княжество в период феодальной раздробленности.
3. Реформа П.А. Столыпина: причины, сущность, этапы, последствия.
4. «Оттепель» и ее проявления в жизни советского общества.
Вариант 5.
1. Дайте определения следующим терминам: буржуазия, пролетариат, люмпен-пролетариат.
2. Закрепощения крестьян в России: предпосылки, этапы, последствия.
3. Славянофильство: идейные источники, основные идеи, представители
4. «Застой» и его проявления в жизни советского общества.
Вариант 6.
1. Дайте определения следующим терминам: готы, скифы, венеды, склавины, авары, анты.
2. Становление абсолютизма в России: предпосылки, этапы, последствия
3. Западничество: идейные источники, основные идеи, представители
4. «Культ личности» И.В. Сталина и его проявление в жизни советского общества
Вариант 7.
1. Дайте определения следующим терминам: норманны, варяги, викинги, русы.
2. Петровские преобразования: причины, сущность, этапы, последствия.
3. Народничество: идейные источники, основные идеи, представители.
4. «Разрядка» и ее проявление во внешней политике СССР.
Вариант 8.
1. Дайте определения следующим терминам: ересь, ортодоксия, осифляне, нестяжатели.
2. Восстание под руководством Е.И. Пугачева: причины, этапы, итоги
3. Петрашевцы: идейные источники, основные идеи, представители.
4. Особенности перехода к рыночной экономике в России в конце XX в.
Вариант 9.
1. Дайте определения следующим терминам: воевода, волоститель, наместник, кормление.
2. «Дворцовые перевороты»: причины, сущность, этапы, последствия.
3. «Теория официальной народности»: идейные предпосылки и основные идеи.
4. Третьеиюньская политическая система.
Вариант 10.
1. Дайте определения следующим терминам: «урочные лета», «заповедные лета», Юрьев день.
2. Опричнина: причины, сущность, этапы, последствия .
3. «Философские письма» П.Чаадаева.
4. «Гласность» и ее влияние на жизнь советского общества.
Вариант 11.
1. Дайте определения следующим терминам: оброк, барщина, издольщина, испольщина, месячина.
2. Политические процессы в 1920-1930-ее гг. в СССР: причины, сущность, этапы, последствия.
3. «Конституция» Н.М. Муравьева.
4. «Военный коммунизм» и его проявления во внутренней политике СССР.
Вариант 12.
1. Дайте определения следующим терминам: картель, синдикат, трест, концерн.
2. Первая русская революция: сущность, причины, этапы, итоги.
3. «Русская правда» П.И. Пестеля.
4. Особенности развития сельского хозяйства в пореформенный период
Вариант 13.
1. Дайте определения следующим терминам: посадник, тысяцкий, архиепископ.
2. «Теория русского социализма»: идейные предпосылки, основные идеи.
3. Февральская революция: сущность, причины, этапы, итоги.
4. Идея мировой революции и ее проявления во внешней политике СССР.
Вариант 14.
1. Дайте определения следующим терминам: летопись, хождение, житие.
2. Октябрьская революция: сущность, причины, этапы, итоги.
3. Либеральное движение в России второй половины XIX в.
4. Монополистический капитализм в России и его особенности.
Вариант 15.
1. Дайте определения следующим терминам: удельный князь, великий князь, царь, император.
2. «Смутное время» в России: предпосылки, этапы, последствия.
3. Народничество: идейные источники, основные идеи, представители.
4. Социальная структура российского общества в XVIII в.
Вариант 16.
1. Дайте определения следующим понятиям: консерватизм, либерализм, радикализм.
2. Нашествие монгол на Русь: причины, этапы, последствия.
3. Становление русской социал-демократии.
4. Русская мануфактура и ее особенности.
Вариант 17.
1. Дайте определения следующим понятиям: мануфактура, фабрика, завод.
2. Народные движения XVIII в: причины, этапы, итоги.
3. Политические партии в 1917 г.
4. Государственный строй СССР.
Вариант 18.
1. Дайте определения следующим терминам: перестройка, гласность, ускорение.
2. Принятие христианства на Руси: причины, ход, значение.
3. Формирование политических партий в России в конце XIX –начале XX в.
4. Государственный строй современной России.
Вариант 19.
1. Дайте определения следующим терминам: тягло, подать, откуп, пошлина, налог.
2. Реформы Ивана IV: причины, сущность, этапы, последствия.
3. Политические партии в Первой русской революции.
4. Государственный строй России в XIX в.
Вариант 20.
1. Дайте определения следующим терминам: род, племя, союзы племен, народность, нация.
2. Социальная структура российского общества в XVII в.
3. Реформы Александра I: причины, сущность, этапы, последствия.
4. Белое движение.
Вариант 21
1. Дайте определения следующим терминам: посошное обложение, подворное обложение, подушная подать,
2. Государственный строй России в XVIII в.
3. Реформы Николая I: причины, сущность, этапы, последствия.
4. Демократическая контрреволюция.
Вариант 22.
1. Дайте определения следующим терминам: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество.
2. «Просвещенный абсолютизм» в России.
3. Государственный строй России в XVII в.
4. Перестройка: причины, сущность, этапы, последствия.
Вариант 23.
1. Дайте определения следующим терминам: продразверстка, продотряды, комбеды.
2. Реформы Александра III: причины, сущность, этапы, последствия.
3. Установление однопартийной диктатуры в Советской России.
4. Государственный строй России в XVI в.
Вариант 24.
1. Дайте определения следующим терминам: уезд, провинция, губерния.
2. Социальная структура российского общества в XIX в.
3. НЭП: причины, сущность, этапы, последствия.
4. Возрождение многопартийности в России в конце XX в.
Вариант 25.
1. Дайте определения следующим терминам: раскол, староообрядцы, староверы, сектанты.
2. Политика коллективизации: причины, сущность, этапы, последствия.
3. Русский консерватизм второй половины XIX в.
4. Особенности промышленного переворота в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература:
1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М., 2011.
2. История России (IX – начало XX вв.) [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Дворниченко А.Ю., Измозика В.С. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.
3. Отечественная история [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Дегтяревой Р.В., Полторака С.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 398 с.
Справочная и вспомогательная литература
1. Дайнес, В.О. История России и мирового сообщества [Текст]: хроника событий / В.О. Дайнес. – М.: Олма-пресс, 2004. – 829 с.
2. Данилов, А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / А.А. Данилов. – М.: Проспект, 2004. – 316 с.
3. Данилов, А.А. История России [Текст]: справ. материалы / А.А. Данилов. – М.: Владос, 1996. – 334 с.
4. Данилов, А.А. История России, XX в. [Текст]: справ. матер. / А.А. Данилов. – М.: Владос, 1996. – 334 с.
5. История Отечества [Текст]: энцикл. словарь / Сост. Иванов Ю.Б. и др. – М.: Эксмо, Бол. рос. энцикл., 2003. – 701 с.
6. История Отечества [Текст]: Факты, события, комментарии: справочник / Сост. Петрунин Е.Н., Дмитриев А.Е. – М.: Пед. о-во России, 1997. – 140 с.
7. История Отечества с древнейших времен до наших дней [Текст]: энцикл. словарь / Сост. Иванов Б.Ю. и др. – М.: Бол. рос. энцикл., 1999. – 646 с.
8. История России [Текст]: справ. пособие / Авт.-сост. Кузнецов И.Н. – Минск: Новое знамя, 2000. – 393 с.
9. История России [Текст]: учеб. слов.-справ. / Под общ. ред. Блохина В.Ф. – Брянск: Курсив, 1996. – 321 с.
10. История России в картах, схемах, таблицах [Текст]: энцикл. справ. / Авт.-сост. Дейниченко П.Г. – М.: Олма-пресс, 2002. – 333 с.
11. Кириллов, В.В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст] / В.В. Кириллов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – 319 с.
12. Отечественная история [Текст]: Вопросы. Ответы: учеб. пособие / Под ред. Мунчаева Ш.М. – М.: Юнити-дана, 2002. – 350 с.
13. Отечественная история [Текст]: История России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия: В 5 т. / Редкол.: Янин В. (гл. ред.) и др. – М.: Бол. рос. энцикл., 2000. – 622 с.
14. Соловьев, В.М. История России [Текст]: новая попул. энцикл. / В.М. Соловьев. – М.: АСТ, 2000. – 813 с.
15. Степанищев, А.Т. История России, IX-XX вв. [Текст]: схемы / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, ИМПЭ, 2001. – 352 с.
16. Фортунатов, В.В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст]: учеб. пособие / В.В. Фортунатов, С.Ф. Сингиров, А.Г. Фирсов. – СПб.: Питер, 2006. – 221 с.
17. Шикман, А.П. История России [Текст]: Шк. биогр. словарь / А.П. Шикман. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 702 с.
Хрестоматии
1. История России, 1917-1940 [Текст]: хрестоматия / Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького; Сост. Мазур В.А. и др.; Под ред. Главацкого М.Е. – Екатеринбург: Урал. лицей, 1993. – 357 с.
2. Рябцев, Ю.С. История России глазами очевидцев. XX в. [Текст] / Ю.С. Рябцев. – М.: Эксмо, 2005. – 415 с.
3. Славяне и Русь [Текст]: концепции, рожден. трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении: учеб. пособие / Сост. Кузьмина А.Г. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 483 с.
4. Хрестоматия по истории России [Текст]: В 4 т. / Сост. Бабич И.В., Захаров В.Н., Уколова И.Е. – М.: Мирос, Междунар. отношения, 1994.
5. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.
6. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. [Текст]: учеб. / Под ред. Кузьмина А.Г., Перевезенцева С.В. – М.: Владос, 2004. – 656 с.
7. Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945 гг. [Текст] / Под общ. ред. Щагина Э.М. – М.: Просвещение, 1991. – 542 с.
8. Хрестоматия по истории СССР. XX в. [Текст] / Сост. Епифанов П.П., Епифанова О.П. – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.
9. Хрестоматия по Отечественной истории 1914-1945 гг. [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Киселева А.Ф., Щагина Э.М. – М.: Владос, 1996. – 894 с.
10. Хрестоматия по Отечественной истории 1946-1995 гг. [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Киселева А.Ф., Щагина Э.М. – М.: Владос, 1996. – 603 с.
Дополнительная литература
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство [Текст]: сб. / Сост. А. Дугин, Д. Тараторин. – М.: Аграф, 1998. – 635 с.
2. Арцибашева, Т.Н. Славяне-русы-варяги – кто они? [Текст] / Т.Н. Арцибашева // Вопросы истории. – 2004. – № 1. – С. 118-126.
3. Вада, Х. Россия как проблема всемирной истории [Текст]: избр. тр.: пер. с яп. / Х. Вада; Сост. и ред. Бордюгова Г.А. – М.: АИРО-XX, 1999. – 399 с.
4. Верт, Н. История Советского государства [Текст]: пер. с фр. / Н. Верт. – 3-е изд., испр. – М.: Весь мир, 2006. 552 с.
5. Верт, Н. Россия в революции [Текст]: пер. с фр. / Н. Верт. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 160 с.
6. Власть и оппозиция [Текст]: Российские политические процессы XX столетия / Ассоц. «Рос. полит. энцикл», Рос. независ. ин-т соц. и нац. проблем, Центр полит. и экон. истории России; Аксютин Ю.В. и др. – М.: Росспэн, 1995. – 392 с.
7. Власть и реформы [Текст]: От самодержавной к советской России / Рос АН, Ин-т рос. истории, С.-Петерб. фил.; Под ред. Ананьича Б.В. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. – 800 с.
8. Восленский, М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза [Текст] / М. Восленский. – М.: «Октябрь»: Сов. Россия, 1991. – 622 с.
9. Геллер, М. История Российской империи [Текст]: В 2 т. / М. Геллер. – М.: МиК, 2001.
10. Геллер, М. Утопия у власти [Текст]: История Советского Союза с 1917 до наших дней: В 3 кн. / М. Геллер, Е. Некрич. – М.: МИК, 1995. – 855 с.
11. Горский, А.А. Русь [Текст]: От славян. расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М.: Яз. славян. культуры, 2004. – 390 с.
12. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществ. мнения [Текст]: очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: В 4 кн. / Б.А. Грушин; Ин-т философии Рос. АН. – М.: Прогресс-традиция, 2003. – 442 с.
13. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М.: Терра, 2000. – 798 с.
14. Гумилев, Л.Н. От Руси до России [Текст]: очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. – М.: Сварог и К°, 1998. – 334 с.
15. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) [Текст]: курс лекций / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 398 с.
16. Дорофеев, В.Э. Сталинизм: народная монархия [Текст] / В.Э. Дорофеев. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – 398 с.
17. Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953 [Текст] / Е.Ю. Зубкова; Рос АН, Ин-т рос. ист. – М.: Росспэн, 2000. – 229 с.
18. Искендеров, А.А. Российская монархия: реформы и революция / А.А. Искандеров // Вопросы истории. – 1993. – № 3. – С. 87-110.
19. История России [Текст]: теоретические проблемы: сб. Вып. 1. Российская цивилизация: опыт исторического и междисциплинарного изучения / Рос. АН, Ин-т рос. истории; Отв. ред. Снявский А.С. – М.: Наука, 2002. – 238 с.
20. Карамзин, Н.М. История государства Российского [Текст]: В 3 кн. / Н.М. Карамзин. – СПБ.: Кристалл, 2000.
21. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация [Текст]: В 2 кн. / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2001. – 525 с.
22. Ключевский, В.О. Русская история [Текст]: полный курс лекций: В 3 кн. / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, Академия, 1997.
23. Короткевич, В.И. История современной России. 1991-2003 [Текст]: учеб. пособие / В.И. Короткович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.
24. Малиа, М. Советская трагедия [Текст]: История социализма в России. 1917-1991: пер. с англ. – М.: Росспэн, 2002. – 580 с.
25. Мунчаев, Ш.М. Политическая история России [Текст]: От становления самодержавия до падения советской власти / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Норма, Инфра, 1999. – 789 с.
26. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Текст] / С.Ф. Платонов. – СПб.: Кристалл, 2000. – 837 с.
27. Политическая история России в партиях и лицах [Текст] / В.В. Шелохаев, Н.Д. Ерофеев; Ин-т соц. и нац. проблем. – М.: Терра, 1994. – 305 с.
28. Рассел, Б. Практика и теория большевизма [Текст]: пер. с англ. / Б. Рассел. – М.: наука, 1991. – 123 с.
29. Россия в XX в.: Люди, идеи, власть [Текст]: сб. ст. / Рос. АН; Отв. ред. Соколов А.К., Козьменко В.М. – М.: Росспэн, 2002. – 235 с.
30. Россия в ХХ веке [Текст]: Историки мира спорят: сб. ст. / Рос АН, Ин-т рос. ист; Редкол.: Ковальченко И.Д. (отв. ред.) и др. – М.: Наука, 1994. – 750 с.
31. Россия на рубеже XXI в.: оглядываясь на век минувший [Текст]: сб. ст. / Рос. АН, Ин-т рос. ист.; Редкол.: Поляков Ю.А., Сахаров А.Н.(отв. ред.) и др. – М.: Наука, 2000. – 342 с.
32. Рыбаков, Б.А. Рождение Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков. – М.: АиФ-принт, 2004. – 443 с.
33. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. [Текст] / А.Н. Сахаров. – М.: Просвещение, Росспэн, 2004. – 174 с.
34. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Семенников. – М.: Интерпракс, 1994. – 598 с.
35. Синявский, А. Основы советской цивилизации [Текст] / А. Синявский. – М.: Аграф, 2001. – 464 с.
36. Скрынников, Р.Г. История Российская [Текст]. IX-XVII вв. / Р.Г. Скрынников. – М.: Весь мир, 1998. – 496 с.
37. Советское общества: возникновение, развитие, исторический финал [Текст]: В 2 т. / Рос. гуманит. ун-т; Под общ. ред. Афанасьева Ю.Н. – М.: РГУ, 1997.
38. Согрин, В.В. Политическая история современной России [Текст]: 1985-2001. От Горбачева до Путина / В.В. Согрин. – М.: Инфра-М, Весь мир, 2001. – 266 с.
39. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен [Текст] / С.М. Соловьев. – М.: Эксмо, 2006. – 1023 с.
40. Стародубов, В.П. Супердержавы XX в. Стратегическое противостояние [Текст] / В.П. Стародубов. – М.: Олма-пресс, 2001. – 508 с.
41. Трагедия великой державы [Текст]: Нац. вопрос и распад Совет. Союза / Рос. АН, Ин-т рос. истории, Науч. совет по истории социал. реформ, движ. и револ.; Отв. ред. Севостьянов Г.И. – М.: Соц.-полит. мысль, 2005. – 600 с.
42. Трукан, Г.А. Путь к тоталитаризму [Текст]: 1917-1929 / Г.А. Трукан; Рос АН, Ин-т рос. ист. – М.: Наука, 1994. – 166 с.
43. Фроянов, И.Я. Начало русской истории [Текст]: избранное / И.Я. Фроянов; С.-Петерб. гос. ун-т. – М.: Парад, 2001. – 975 с.
44. Хоскинг, Дж. Россия: народ и империя (1552-1917) [Текст]: пер. с англ. / Дж. Хоскинг. – Смоленск: Русич, 2001. – 510 с.
Электронные ресурсы
1. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» [Электронный ресурс]–http://www.vehi.net/
2. Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/
4. Библиотека электронных ресурсов по истории Пермского государственного университета [Электронный ресурс] – http://www.psu.ru/news/99/09/24.html
5. Библиотека ХРОНОСа [Электронный ресурс]– http://www.hrono.info/literatura.html
6. «Военная литература» [Электронный ресурс]– http://militera.lib.ru/
7. Государственная публичная историческая библиотека[Электронный ресурс] –http://www.shpl.ru/docdel/jlist.php?tema=hist
8. Древнерусская литература. Антология[Электронный ресурс]–http://old-rus.narod.ru/
9. Информационно-аналитический портал «Государство и религия»[Электронный ресурс]– http://www.state-religion.ru/cgi/run.cgi?action=show&obj=1005
10. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml
11. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История[Электронный ресурс]–http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1
12. Литературный сетевой ресурс «Литпортал». История[Электронный ресурс] –http://www.litportal.ru/index.html?r=7
13. Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал»[Электронный ресурс]–http://www.memo.ru/
14. Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ [Электронный ресурс] – http://www.nilc.ru/ъ
15. Открытая русская электронная библиотека [Электронный ресурс] – http://orel.rsl.ru/
16. Официальный сайт Росархива[Электронный ресурс] – http://www.rusarchives.ru/publication
17. Оцифрованные редкие и научные издания из фонда научной библиотеки РГГУ [Электронный ресурс] – http://liber.rsuh.ru/section.html?id=1042
18. Российская Империя в фотографиях [Электронный ресурс] – http://all-photo.ru/empire/index.ru.html
19. Российский общеобразовательный портал. Коллеция: Исторические документы[Электронный ресурс] –http://historydoc.edu.ru/
20. Российский электронный журнал «Мир истории»[Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/
21. Русский мемуарий [Электронный ресурс] – http://fershal.narod.ru/Index.htm
22. Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] – http://feb-web.ru/
23. Электронная библиотека исторического факультета СпбГУ[Электронный ресурс] –http://history.pu.ru/biblioth/index.htm
24. Электронное периодическое издание «Политика» [Электронный ресурс] – http://www.politika.su/
25. Эрудиция. Российская электронная библиотека [Электронный ресурс]–http://www.erudition.ru/
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарские занятия ставят целью развить навыки самостоятельной и аналитической работы студентов, активизировать их мыслительные способности и самостоятельность в принятии оценок и решений. Подготовка к семинарским занятиям ведется в соответствии с предложенной тематикой и планом занятий в процессе изучения рекомендуемых источников и специальной литературы.
При подготовке к семинарским занятиям студентам предлагается изучить тему и вопросы семинарского занятия, прочитать и сделать выписки из документов и научной литературы, подготовить выступление по каждому вопросу предстоящего занятия.
Для более эффективного усвоения прочитанного студентам рекомендуется вести записи. Основные формы записей: план, выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.
План – наиболее краткая форма записей, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, документа, дату и место издания, краткую характеристику обстановки, в которой оно было написано. План раскрывает логику автора, помогает лучше ориентироваться в произведении, сосредоточить внимание на главных вопросах. Планом удобно пользоваться при подготовке к семинарам, экзаменам, зачётам, написании реферата и т. д.
Выписки – это либо цитаты, т. е. дословное воспроизведение в рабочей тетради того или иного отрывка изучаемого произведения, характерных фактов, статистических данных, либо их краткое, близкое к дословному, изложение. Выписки помогают глубже понять прочитанное, позволяют избежать ошибок и неточностей при воспроизведении оригинала. Поэтому выписка – составная часть тезисов и конспектов.
Тезисы – сжатое изложение основных мыслей прочитанного. Особенность тезисов – их утвердительный характер (по-гречески «тезис» означает «утверждаю»). Тезисы не повторяют дословно текст прочитанного произведения, но близки к нему. В них излагаются более важные выводы и обобщения, воспроизводятся характерные высказывания автора.
Аннотация – краткое обобщение содержания произведения. Аннотация помогает сохранить общее представление о содержании книги или статьи. Написание аннотации существенно отличается от других записей. План выписки, тезисы пишутся обычно в процессе чтения. Для составления аннотации необходимо полностью прочитать и продумать произведение.
Резюме – краткая оценка прочитанного, выводы, главные итоги. Используется в процессе подготовки доклада или реферата, когда требуется сравнить различные точки зрения.
Конспект – наиболее совершенная форма записей (от лат. conspectus - излагаю). В конспекте выделяется самое основное. Изучение литературы без тщательного и вдумчивого конспектирования непродуктивно. Это сложная и трудоёмкая работа.
Изучение произведения следует начинать с предварительного ознакомления с конкретно-историческими условиями его возникновения. Важно научиться пользоваться научно-справочным аппаратом книги: примечаниями, приложениями, ссылками на источники, указателями предметными и именными. При первом чтении необходимо ознакомиться с произведением в целом, отметить самые существенные места, сделать заметки, составить план конспекта.
Приступать к конспектированию можно лишь тогда, когда осознана смысловая связь идей, фактов, понятна логика рассуждений автора. Конспектировать лучше при повторном чтении источника. В конспекте излагайте только главное, записывая своими словами, подкрепляйте цитатами с указанием источника. Основные положения были записаны словами автора с указанием страницы. Рекомендуется записывать на полях собственные мысли, замечания, дополнения. Для того, чтобы в процессе познания участвовала зрительная память.
ТЕМА СЕМИНАРОВ
Россия между Востоком и Западом: выбор исторического пути развития (2-4 часа)
Тематика семинарских занятий посвящена проблеме культурной и цивилизационной самоидентификации России в рамках развития отечественной общественной мысли XIX-XX вв.
На разных этапах своей истории наше Отечество испытывало влияние различных общественно-политических, социально-экономических и философско-религиозных систем, которые имели четкую геополитическую привязанность. Культурно-исторические процессы западного и восточного происхождения сталкивались между собой в русской культуре и отталкивались друг от друга; собственно национально-русские тенденции в развитии России то и дело раздваивались, устремляясь одновременно то на Запад, то на Восток. Обращение к конкретным историческим эпохам прошлого нашей страны дает яркий тому пример.
В период становления древнерусского государства примером для объединяющихся вокруг Киева славянских племен выступала Византия, ближайший цивилизованный сосед, с которой древнерусские земли связывали экономические, династические и культурные отношения. Позднее «византийский след» в истории России ярко проявился в период собирания московскими князьями раздробленных русских земель и формирования централизованного государства идеей политической и религиозной преемственности византийской империи. Отношения с Византией способствовали приобщению русского народа как к античному наследию, так и к базисным основам западной цивилизации, от которых, однако, русская культура постепенно отгораживалась конфессиональным противостоянием с католическим миром самим фактом приобщения к «восточному» варианту христианства.
В период монгольского ига произошел сдвиг цивилизационной орбиты нашей страны в восточную сторону. Влияние монгольского государства на развитие Руси было неоднозначно: оно не ограничивалось только политическими формами зависимости и противостояния, но и повлекло за собой крупные изменения в социально-экономической структуре, культурной сфере русского общества и менталитете русского народа.
Период XVI-XVII вв. в истории нашей страны – особое время, когда Московское государство, большей частью пораженное политической и социальной нестабильностью, вызванной как внутренними, так и внешними причинами, находилось в постоянном поиске собственной линии развития, а стремление власть предержащих приобщиться к европейскому опыту наталкиваются на сильные антизападнические настроения в обществе (в особенности после Смутного времени, когда иностранная интервенция поставила русский народ перед угрозой утраты национального суверенитета). Именно в этот исторический отрезок происходит оформление и кристаллизация единого по своим духовным и общественным основам ядра русской культуры, которое для представителей других культур и цивилизаций являло собой специфику русской цивилизации как «восточного/азиатского» варианта развития.
Попытку воссоединения с Европой, совершить рывок к основам «прогрессивного» развития сделал в начале XVIII в. Петр I своими преобразованиями, направленными на модернизацию страны с учетом европейского опыта и с использованием европейских специалистов. Несмотря на то, что вестернизация, реализованная Петром, носила зачастую поверхностный характер, она привела к крупнейшему расколу русского общества за всю его историю, объективно разделившему его на два слоя – европеизированное дворянство и основную массу народа, жившего по национальным обычаям. Вместе с тем, именно с этого времени общий вектор развития России сменился на прозападнический; ярким проявлением этого были как «бироновщина» и оформление «норманской теории» происхождения русского государства, так и попытки «просвещенного абсолютизма», предпринятые Екатериной II.
XIX век в истории России – период кардинальной трансформации российского общества, когда государственная власть пыталась путем реформ поставить страну вровень с передовыми европейскими державами, используя их же политический и экономический опыт, однако, не желая изменять чисто-русскую основу общественного развития (самодержавие и крепостничество). Однако более сильное воздействие на российскую действительность того времени оказала западноевропейские философские системы, в особенности диалектический материализм, основные положения которого взяли на вооружения социал-демократы, совершившие под прикрытием его научной обоснованности и исторической своевременности государственный переворот, вылившийся в систему революционных преобразований и установивший в стране большевистскую диктатуру под прикрытием власти Советов.
Для нового государственного образования, основы которого были объявлены «социалистическими», главным вопросом являлось существование и развитие во враждебном капиталистическом окружении. Не дождавшись совершения мировой революции, советское руководство перешло к режиму автаркии на базе построения социалистического общества на собственной территории, в перспективном плане для того, чтобы во второй половине XX века стать форпостом движения освобождения от капиталистических пут: метрополией-тираном для европейских стран соцлагеря и «путеводной звездой» для колониальных государств, освобождавшихся от империалистического владычества западноевропейских держав. Однако «социалистическая» система показала возможность своего существования в чистом виде только на тоталитарных основах; поэтому попытки ослабления и реформирования в конце XX в. привели к ее неизбежному развалу.
Современная Россия, как и раньше, стоит перед выбором своего исторического пути, выискивая ориентиры и определяя приоритеты политического, экономического и социокультурного развития. В сложной геополитической ситуации конца XX – начала XXI в. особенно важными для российского государства является приобщение к демократическим основам, идеи и пути достижения которых зачастую неразумно и насильно пересаживаются с родной ей западной почвы в российскую действительность, искажаясь и вызывая культурный и социальный протест. Современное сообщество мировых цивилизаций, открытое благодаря достижениям современной науки и техники, может предложить многочисленные варианты развития, свой опыт и даже своих специалистов. И в этом плане с особой остротой встает вопрос: что же выберет Россия – очередное заимствование, зачастую бездумное и бессистемное, или выработку собственного варианта развития, пусть с учетом иностранного опыта, но с опорой на национальные истоки и национальное самосознание? Ответ на этот вопрос невозможно дать без учета исторической специфики развития нашей страны и обращения к опыту взаимодействия с основными мировыми культурными системами в исторической ретроспективе.
При обращении к проблеме политико-идеологического и философско-культурологического самоопределения России в сообществе мировых политических блоков и цивилизационных образований необходимо проследить основные этапы и направления инородных влияний на различные сферы российского общества в разные периоды его истории, проанализировать, что из перенятого прижилось на российской почве (в том числе, что из этого повлияло на развитие страны негативно, а что позитивно), что было отвергнуто российским общества (оправдано и неоправданно) и попытаться выяснить причины этих явлений.
К этим вопросам неоднократно обращались наши соотечественники, которые по-разному оценивали роль России в мировом историческом процессе и ее место в мировом сообществе. Пограничное положение России и русской культуры между Западом и Востоком, вызванные этим внутренние противоречия русского национального характера, менталитета, непредсказуемость социокультурной истории явились источником вековых идеологических споровзападников и славянофилов, сторонников и противников реформ, либералов и консерваторов, демократов и коммунистов.
К особенностям российской истории, государственности и культурного развития обращались и составители древнерусских летописей, и общественные мыслители средневековья. Однако именно с XIX в., который явился временем коренной, но болезненной и растянутой во времени ломки сложившихся и ставших во многом уже традиционных для нашей страны структур, в период, когда нарастало и заявляло о себе общественное мнение, – именно тогда произошло обращение к выявлению особенностей русской культуры, базисных, априорных установок российской цивилизации. В русле объективных политических и социально-экономических процессов российской действительности XIX в. остро встал вопрос о принадлежности России к западной или восточной части мирового сообщества или ее самостоятельном историческом пути.
Впервые со всей остротой этот вопрос был поставлен перед российским обществом в «Философских письмах» П.Я. Чаадаева, обвинявшего свою родину в духовной и общественной отсталости и бесперспективности. Именно таком образом впервые перед Россией был поставлена проблема цивилизационной идентификации, разрешение которой было предложено не государственным деятелям, а общественному мнению. В условиях политической консервации времен Николая I этот вопрос оживленно обсуждался интеллектуальной элитой страны, расколовшейся по критериям необходимости приобщения к западной цивилизации или приверженности собственным историческим корням. Одним из безусловных итогов этой дискуссии, разделившей российское общество на западников и славянофилов, являлась сформулированная Н.Я. Данилевским теория культурно-исторических типов, в числе которых особое и отчасти приоритетное место отводилось славянскому типу, особая миссия которого определялась именно в отношениях с Западной Европой. В конце XIX – начале XX вв. проблема специфики культурного развития России развивалась в религиозном направлении отечественной философской мысли, в русле которого разрабатывалась теория религиозного мессианства русского народа, несущего миру светоч истинной духовности.
После установления в стране большевистской диктатуры и с учетом последовавших за этим геополитических изменений русскими эмигрантами из числа ученых и общественных деятелей разрабатывалась концепция евразийства, в рамках которой Россия трактовалась как особый срединный материк между Азией и Европой и специфический тип культуры. Непосредственно в идеологии советского государства господствовал постулат единой линии мирового развития, в русло которой исторический путь нашей страны вписывался все же несколько условно. Будучи долгое время периферией передового (в социально-политическом и экономическом отношениях) западноевропейского мира, после установления большевистского режима общественное устройство советского государства стало декларироваться как перспективно общемировое: речь шла о том, что зародившись в Западной Европе «единственно верное» учение марксизма, будучи перенесенным на русскую почву и пересмотренным в соответствие с ее спецификой, послужив однажды идеологической основой революционных событий в России, должно выполнить ту же функцию и в мировом масштабе.
В течение всего XX столетия вопрос об имманентности социалистических идей русской общественной и религиозной мысли обсуждался нашими соотечественниками, рассматривавшими его в русле изучения особенностей психического склада русского народа, обусловленного историко-политическими и географическими особенностями развития нашей страны.
Тематика настоящих семинарских занятий предлагает студентам обратиться к проблеме культурной самоидентификации нашей страны, развивавшейся в русле цивилизационной дилеммы «Восток-Запад», и в ее рамках проследить основные направления дискуссии о культурно-цивилизационной принадлежности России. В данном направлении студентам необходимо рассмотреть основные теории и концепции данной дискуссии, оценить их состоятельность и перспективность развития, выявить их роль в общественно-политической мысли современного им российского общества, а также проанализировать доводы, приводимые сторонами в отстаивании собственной точки зрения, выделив их слабые и сильные стороны.
Для подготовки к семинарам студентам предлагается использовать приведенную ниже подборку источников по развитию отечественной общественно-политической и философско-культурологической мысли XIX-XX вв.
План занятия
1. П.Я. Чаадаев об особенностях исторического развития российского государства.
2. Дискуссия западников и славянофилов о путях развития России.
3. Н.Я. Данилевский о роли России в европейском сообществе.
4. Русская религиозная философия о миссии русского народа и перспективах развития русской культуры.
5. Место России в мировом сообществе в концепции евразийцев.
6. Коммунизм как «темный дар» Европы России. Особенности развития социалистических идей на российской почве: взгляд современников.
Список источников и литературы:
Источники:
1. Бердяев, Н. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст]: репринт. воспр. / Н. Бердяев; АН СССР, Науч. совет по пробл. рус. культуры. – М.: Изд-во YMKA-Press, 1990. – 224 с.
2. Бердяев, Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917-1918 гг. [Текст] / Н.А. Бердяев; Рус. христиан. гуманит. ин-т, Федер. архив. служба России, Рос. гос. арх. ин-т. – СПб.: Изд-во Рус. христан. гуманит. ин-та, 1999. – 429 с.
3. Бердяев, Н.А. Русская идея [Текст]: сб. / Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо; СПб.: Медгард, 2005. – 829 с.
4. Бердяев, Н.А. Судьба России. Кризис искусства [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 734 с.
5. Булгаков, С.Н. Христианский социализм [Текст]: сб. / С.Н. Булгаков. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. – 347 с.
6. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией [Текст]: хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. / Ин-т «Открытое общество». – М.: Логос, 2000. – 750 с.
7. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст]: Взгляд на культур. и политич. отнош. славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. – М.: Известия, 1991. – 606 с.
8. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Республика, 1997. – 367 с.
9. Зиновьев, А.А. Коммунизм. Еврокоммунизм. Советский строй [Текст] / А.А, Зиновьев, А.Ф. Ортис, С.Г. Кара-Мурза. – М.: ИТРК, 2000. – 158 с.
10. Зиновьев, А. Посткоммунистическая Россия [Текст]: публицистика 1991-1995 / А. Зиновьев. – М.: Республика, 1996. – 367 с.
11. Ильин, И.А. Наши задачи [Текст]: Ист. судьба и будущее России: ст. 1948-1954 гг.: В 2 т. / И.А. Ильин; Сост. Смирнов И.Н. – М.: Рарогъ, – 1992. – 271 с.
12. Ильин, И.А. Собрание сочинений. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней [Текст] / И.А. Ильин; Сост. Ю. Лисица. – М.: Рус. кн., 2001. – 573 с.
13. Исход к Востоку [Текст]: сб. ст. / Под ред. О.С. Широкова. – М.: Доюросвет, 1997. – 264 с.
14. Кавелин, К.Д. Наш умственный строй [Текст]: статьи по философии русской истории и культуры / К.Д. Кавелин; Ред. совет: Степин В.С. (пред.) и др. – М.: Правда, 1989. – 653 с.
15. Киреевский, И.В. Избранные статьи [Текст] / И.В. Киреевский. – М.: Современник, 1984. – 381 с.
16. Леонтьев, К. Восток, Россия и Славянство [Текст]: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) / К. Леонтьев. – М.: Республика, 1996. – 798 с.
17. Лосский, Н.О. История русской философии [Текст] / Н.О. Лосский. – М.: Сварог и К°, 1991. – 492 с.
18. Мир России – Евразия [Текст]: Антология / Сост. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. – М.: Высш. шк., 1995. – 396 с.
19. Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев [Текст] / Рос. АН; Отв. ред. Замалеев А.Ф. – СПб.: Наука, С.-Петерб. отд-ние, 1991. – 363 с.
20. Русская философия второй половины XIX в. [Текст]: хрестоматия: В 4 ч. / Сост. Емельянов Б.В. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
21. Савицкий, П.Н. Континент Евразия [Текст] / П.Н. Савицкий. – М.: Аграф, 1997. – 461 с.
22. Самарин, Ю.Ф. Избранные труды [Текст] / Ю.Ф. Самарин. – М.: Моск. фил. фонд, Росспэн, 1996. – 605 с.
23. Соловьев, В.С. Сочинения [Текст]: В 2 т. / В.С. Соловьев. – М.: Правда, 1989.
24. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана [Текст]: сб / Н.С. Трубецкой. – М.: Аграф, 2000. – 554 с.
25. Хомяков, А.С. О старом и новом [Текст]: статьи и очерки / А.С. Хомяков; Сост. Егорова Б.Ф. – М.: Современник, 1988. – 461 с.
26. Чаадаев, П.Я. Избранные сочинения и письма [Текст] / П.Я. Чаадаев; Сост. Проскурина В.Ю. – М.: Правда, 1991. – 556 с.
Литература:
1. Благова, Т.И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский [Текст] / Т.И. Благова. – М.: Высш. шк., 1995. – 350 с.
2. Блехер, Л.И. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья [Текст] / Л.И. Блехер, Г.Ю. Любарский.– М.: Акад. проект, 2003. – 603 с.
3. Византизм и славянство: Великий спор [Текст] / Вступ. ст. Савицкого П.М. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 733 с.
4. Волобуев, П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность [Текст] / П.В. Волобуев. – M.: Политиздат, 1987. – 310 с.
5. Гарднер, К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души [Текст] / К. Гарднер. – М.: Наука, Вост. лит., 1993. – 123 с.
6. Геллер, М. Утопия у власти [Текст]: История Советского Союза с 1917 до наших дней: В 3 кн. / М. Геллер, Е. Некрич. – М.: МИК, 1995. – 855 с.
7. Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы [Текст]: философ. портреты мыслителей от Ф.М. Достоевского до А.Ф. Лосева / А.В. Гулыга. – М.: Соратник, 1995. – 306 с.
8. Европейское просвещение и цивилизация России [Текст]: сб. ст. / Рос АН, Науч. совет «История миров. культуры», Ин-т всеобщ. ист, М-во образования и науки РФ, Саратов. гос. ун-т. – М.: Наука, 2004. – 355 с.
9. Ермишин, О.Т. Русская историко-философская мысль (конец XIX – первая треть XX в.) [Текст] / О.Т. Ермишин; Акад. гуманит. исследов. – М.: Гуманитарий, 2004.– 158 с.
10. Исаев, И.А. Евразийство: идеология государственности [Текст] / И.А. Исаев // Общественные науки и современность. – 1994. – № 5. – С. 42-56.
11. Кантор, В.В. Русский европеец как явление культуры [Текст]: филос.-истор. анализ. – М.: Росспэн, 2001. – 701 с.
12. Кантор, В.К. «… Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации [Текст]: историософские очерки / В.К. Кантор. – М.: Росспэн, 1997. – 435 с.
13. Красильщиков, В.А. Вдогонку за прошедшим веком [Текст]: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций / В.А. Красильщиков; Рос АН, Ин-т миров. экономики и междунар. отношений. – М.: Росспэн, 1998. – 263 с.
14. Ларюэль, М. Идеология евразийства, или Мысли о величии империи [Текст]: пер. с фр. / М. Ларюэль. – М.: Наталис, 2004. – 287 с.
15. Левандовский, А.А. Время Грановского. Формирование русской интеллигенции в 30-40-е гг. XIX в. [Текст] / А.А. Левандовский. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 302 с.
16. Малявин, С.Н. История русской социально-философской мысли [Текст]: пособие для вузов / С.Н. Малявин. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
17. Медведев, Р. Россия и Запад в конце XX века [Текст]: гл. из кн. «Пути России» / Р. Медведев, Ж. Медведев. – М.: Права человека, 1997. – 101 с.
18. Мигранян, А. Россия в поисках идентичности (1985-1995) [Текст]: сб. статей и очерков / А. Мигранян. – М.: Междунар. отношения, 1997. – 410 с.
19. Общественная мысль в России XIX в. [Текст] : сб. ст. / АН СССР, Ин-т истории СССР; Редкол.: Цамутали А.И. (отв. ред.) и др. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986. – 244 с.
20. Олейников, Д.И. Классическое российское западничество [Текст] / Д.И. Олейников; Ин-т «Откртытое общество». – М.: Механик, 1996. – 164 с.
21. Омельченко, Н.А. В поисках России [Текст]: Общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 г., большевизме и будущих судьбах российской государственности / Н.А. Омельченко; Рус. христан. гуманит. ин-т. – СПб.: Изд-во Рус. христан. гуманит. ин-та, 1991. – 549 с.
22. Орлова, И.Б. Евразийская цивилизация [Текст]: социол.-ист. ретроспектива и перспектива / И.Б. Орлова. – М.: Наука, 1998. – 275 с.
23. Осипов И.Д. Философия русского либерализма [Текст]: XIX – начало XX вв. / И.Д. Осипов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 191 с.
24. П.Я. Чаадаев: Pro et contra: Личность и творчество П. Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образов., Рус. христиан. гуманит. ин-т; Сост. А.А. Ермичев, А.А, Златопольская. – СПб., 1998. – 877 с.
25. Платонов, О.А. Русская цивилизация [Текст]: учеб. пособие для формиров. рос. самосознания. – М.: Роман-газ., 1992. – 222 с.
26. Россия, Запад, Восток [Текст]: встречные течения / Рос АН, Ин-т рус. истории; Редкол.: Лихачев Д.С. – СПб.: Наука, С.-Петерб. изд. фирма, 1996. – 444 с.
27. Россия: Опыт национально-государственной идеологии [Текст] / В.В. Ильин, А.С. Панарин, А.В. Рябов; Под ред. В.В. Ильина. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 231 с.
28. Русская идея [Текст]: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. / Редкол.: Зись А.Я. (пред.) и др. – М.: Искусство, 1994.
29. Русское богословие в европейском контексте [Текст]: С.Н. Булгаков и зап. религ. философ. мысль / Под ред. Поруса В.М. – М.: Библейско-богослов. ин-т, 2006. – 369 с.
30. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Семенников. – М.: Интерпракс, 1994. – 598 с.
31. Синявский, А. Основы советской цивилизации [Текст] / А. Синявский. – М.: Аграф, 2001. – 464 с.
32. Славянофильство и современность [Текст]: сб. ст. / Рос. АН, Ин-т рус. истории; Отв. ред. Егоров Б.Ф. и др. – СПб.: Наука, 1994. – 259 с.
33. Тарасов, Б.Н. Чаадаев [Текст] / Б.Н. Тарасов. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 575 с.
34. Тренин, Д.В. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад» [Текст] / Д.В. Тренин. – М.: Европа, 2006. – 403 с.
35. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли [Текст]: статьи / Г.В. Флоровский. – М.: Аграф, 1998. – 431 с.
36. Цимбаев, Н.И. Славянофильство [Текст]: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. / Н.И. Цимбаев. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 269 с.
37. Чемерисская, М.И. Петр Яковлевич Чаадаев [Текст] / М.И. Черемисская // Вопросы истории. – 1994. – № 10. – С. 61-77.
38. Чугров, (?) С.В. Россия и Запад: метаморфозы восприятия [Текст] / С.В. Чугров; Рос. АН. – М.: Наука, 1993. – 140 с.
39. Шапошников, Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX вв. [Текст] / Л.Е. Шапошников. – Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1992. – 221 с.