В срок административного ареста включается срок административного задержания. Административный арест назначается судьей.
Административный арест не может применяться:
o к беременным женщинам,
o женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,
o лицам, не достигшим возраста 18 лет,
o инвалидам I и II групп,
o военнослужащим,
o гражданам, призванным на военные сборы,
o к имеющим специальные звания сотрудникам ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
92. Понятие и виды гражданских служащих.
В действующем законодательстве РФ отсутствует подобное общее понятие государственного служащего. По его смыслу государственным служащим является физическое лицо, осуществляющее профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающее денежное содержание за счет средств бюджета РФ или субъекта РФ.
В ФЗ о системе государственной службы общее понятие государственного служащего подменено понятиями федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ. Это обусловлено тем, что указанные понятия не совпадают. Под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Федеральная государственная должность — собирательное понятие, объединяющее различные по своему существу должности государственной гражданской службы, воинские должности, понятие которых также нуждается в специальной расшифровке.
Понятие государственного служащего субъекта РФ применяется лишь к его государственным гражданским служащим. Им признается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств соответствующего субъекта РФ.
Деление государственных служащих, помимо того, которое обусловлено дифференциацией видов государственной службы, возможно также в зависимости от группировки занимаемых ими должностей, видов органов, в которых они занимают должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на должностных лиц, оперативный и вспомогательный состав.
В законодательстве о государственной службе подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в этих законах даже и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку должностные лица признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений.
А между тем до сих пор термин «должностное лицо» официально употребляется в качестве не общего, а специального понятия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 г. оно трактуется, во-первых, применительно к статьям гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»; во-вторых, в УК РФ при этом выделяются лица, замещающие государственные должности, к которым относятся лишь лица, замещающие должности, установленные Конституцией РФ и Законами РФ, конституциями (уставами) субъектов. Это должности особой категории, они не относятся к должностям государственной службы.
Само понятие должностного лица, аналогичное тому, которое дано в УК РФ, в основном воспринято и КоАП РФ, но при этом не упоминаются лица, замещающие государственные должности. Очевидно, что в кодексах понятие должностного лица трактуется применительно к выделению специальных субъектов определенных преступлений и административных правонарушений, то есть не является универсальным.
В отличие от кодексов в ФЗ об обращениях содержится более узкое понятие должностного лица. В нем должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Следовательно, пока отсутствует универсальное понятие должностного лица, вопрос, может ли оно быть, в юридической литературе является дискуссионным.
Понятия «должностное лицо» и «государственный служащий» различаются.
1. Должностным лицом может быть «лицо», а государственным служащим – только гражданин
2. Для определения случаев, когда государственный служащий является должностным лицом, необходим анализ его правового статуса, закрепленного в соответствующем должностном регламенте или ином правовом акте, в зависимости от занимаемой должности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия
Административно-хозяйственные функции – функции, связанные с управлением или распоряжением государственным имуществом или денежными средствами.
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
Действующее законодательство РФ порой понятие должностного лица увязывает со статусом государственного служащего.
Должностными лицами государственные служащие признаются в случаях, когда они:
а) законом относятся к специальным субъектам уголовной или административной ответственности за определенные правонарушения;
б) совершают или противоправно не совершают действия, влекущие нарушение прав и свобод граждан, являющиеся основанием их обжалования гражданами в административном или судебном порядке;
в) являются адресатами обращений граждан.
Должностные лица совершают юридические действия властного характера или реализуют публичные полномочия, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
Оперативный состав (функциональные работники) — это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знании, опыта.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.).
Субъектами административного права являются не только государственные служащие, но и лица, замещающие в государственных органах должности, не являющиеся должностями государственной службы. Они могут действовать также как в статусе должностных лиц, так и оперативного состава.
Субъектами административного права являются также служащие государственных предприятий и учреждений, не относящихся к органам государственного управления. Они отличаются от государственных служащих, прежде всего, тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социальной, культурной и иной деятельности.
На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и др.).
Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.
В зависимости от характера и объема полномочий служащие предприятий и учреждений также могут быть подразделены на должностных лиц, в том числе представителей административной власти и оперативный состав.
Следует иметь в виду, что постановлением Минтруда РФ 2004 г. № утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Важно также иметь в виду, что во всех государственных органах, на предприятиях и в учреждениях имеются вспомогательные служащие, особенность правового положения которых состоит в том, что их правомерная служебная деятельность не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа, должностного лица. Их обязанности и права определяются задачами технического в юридическом смысле обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари, машинистки и т.п.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин РФ, получивший на ее осуществление лицензию.
93. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рособрнадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования образовательными учреждениями и научными организациями,
а также государственный надзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции;
Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов РФ, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия РФ в области образования, а также должностных лиц образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, об отстранении от должности указанных должностных лиц;
Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности, и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений и научных организаций.
Рособрнадзор осуществляет государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях и научных организациях, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям, и контроль за исполнением таких предписаний;
Рособрнадзор осуществляет научно-методическое обеспечение контроля качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе государственной аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, а также инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере образования;
Рособрнадзор осуществляет организацию проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а за пределами территории Российской Федерации - совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования,
в том числе разработку контрольных измерительных материалов и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организацию осуществления централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена;
Рособрнадзор организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
Рособрнадзор организует и осуществляет, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации, экспертизу содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, по заявлениям образовательных учреждений и за счет средств таких образовательных учреждений;
Рособрнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
Полномочие федеральных органов государственной власти в сфере образования:государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в ФЗ об образовании, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
Полномочие Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
Основаниями для проведениявнеплановых проверокорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования.
В целом, государственный контроль деятельности образовательных усреждений осуществляется:
а) в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждении;
б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях
Уполномоченные органы в случае выявленного несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия.