Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
Указанные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкретизированы в федеральных законах, а также в конституциях, уставах и законах субъектов РФ.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы конкретизированыв ФЗ о системе государственной службы, в котором они сформулированы без расшифровки содержания, с принципиальной оговоркой, что их реализация обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Закон о системе государственной службы закрепляет следующие принципы:
1. Федерализм. |
Обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип получил свое выражение в системе федеральной государственной службы, в делении государственной гражданской службы на федеральную и субъектов РФ, а также в разграничении ее правового регулирования между РФ и ее субъектами. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ – в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ. |
2. Законность. |
Для государственной службы принцип законности имеет особое значение, поскольку именно государственная служба предопределяет характер отношений между государством и гражданами, обществом в целом, авторитет и эффективность государственной власти. Законность предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государством и обществом. |
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность их признания, соблюдения и защиты. |
4. Равный доступ граждан к государственной службе, исключающий какую- либо их дискриминацию. |
Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей. Ограничения прав при поступлении на государственную службу вытекают из факта осуществления государственными служащими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфике конкретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих. Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых данной должностью. |
5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. |
6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. |
Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности публичной службы, цели которых во многом совпадают. Без их взаимодействия могут возникнуть трудности в решении общих задач социально – экономического развития, стоящих перед ними. |
7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. |
Этот принцип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с другой, опираться государственным служащим в своей деятельности на общественное мнение, улучшать свою работу, правильно определять ее ориентиры. |
8. Профессионализм и компетентность государственных служащих. |
9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. |
Это обеспечивает уверенность в работе, стимулирует инициативу и повышает ответственность государственных служащих за результаты своей деятельности. |
Содержание, пределы и механизм реализации каждого из указанных принципов имеют соответствующее правовое обеспечение. Например, принцип открытости государственной службы не может подменить государственную служебную тайну, которая также охраняется законом.
80. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными полномочиями и не являются субъектами управления.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация. Оно занимается производством продукции, в том числе товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В ГК термин «предприятие» употреблен в двух специальных гражданско-правовых смыслах:
а) унитарное предприятие – субъект гражданского права, организационно-правовая форма юридического лица
б) предприятие – объект гражданского права
Учреждение — некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.
Предприятия и учреждения, не являющиеся государственными органами, как таковые не обладают юридически властными полномочиями субъектов управления.
Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:
а) видов собственности — на частные, государственные (государственные и субъектов РФ) и муниципальные (городских, сельских и др. муниципальных образований).
б) организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.
Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.
Виды предприятий, определяемые их отраслевой, производственно-технологической специализацией:
§ промышленные предприятия
§ сельскохозяйственные предприятия
§ строительные предприятия
§ транспортные предприятия
§ предприятия связи
§ предприятия торговли
§ жилищно-коммунальные предприятия
По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем. Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, связанные между собой технологически в едином производственном процессе, атомной промышленности и т. п.
Коммерческие организации могут создавать между собой объединения в форме союзов или ассоциацийв целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.
В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками.
Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т. д.).
Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
Административно-правовой статус предприятия и учреждения включает:
1.Их права и обязанности;
2.Их организационно-правовые гарантии;
3.Предусмотренные законодательством меры административного принуждения, включая административные наказания, которые могут применяться к ним за совершенные административные правонарушения или в целях обеспечения общественной безопасности.
Предприятия и учреждения обладают чертами административно-правового статуса
а) общими для них, т.е. характерными для всех;
б) свойственными данному их виду;
в) присущими конкретным предприятиям и учреждениям.
Создание в качестве юридических лиц, в результате чего предприятия и учреждения приобретают правосубъектность, контролируется компетентными органами надзора и контроля. Изменение содержания их правоспособности контролируется уполномоченными государственными органами.
Процесс лицензированияих деятельности, возникающие при этом отношения, регулируются, в основном, административным правом.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на четыре основные группы:
а) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности.
б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям.
в) нормы, адресуемые муниципальным предприятиям и учреждениям;
г) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.