Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

Указанные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкретизированы в федеральных законах, а также в конституциях, уставах и законах субъектов РФ.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы конкретизированыв ФЗ о системе государственной службы, в котором они сформулированы без расшифровки содержания, с принципиальной оговоркой, что их реализация обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Закон о системе государственной службы закрепляет следующие принципы:

1. Федерализм.
Обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип получил свое выражение в системе федеральной государственной службы, в делении государственной гражданской службы на федеральную и субъектов РФ, а также в разграничении ее правового регулирования между РФ и ее субъектами. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ – в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ.
2. Законность.
Для государственной службы принцип законности имеет особое значение, поскольку именно государственная служба предопределяет характер отношений между государством и гражданами, обществом в целом, авторитет и эффективность государственной власти. Законность предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государством и обществом.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность их признания, соблюдения и защиты.
4. Равный доступ граждан к государственной службе, исключающий какую- либо их дискриминацию.
Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей. Ограничения прав при поступлении на государственную службу вытекают из факта осуществления государственными служащими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфике конкретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих. Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых данной должностью.
5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.
Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности публичной службы, цели которых во многом совпадают. Без их взаимодействия могут возникнуть трудности в решении общих задач социально – экономического развития, стоящих перед ними.
7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
Этот принцип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с другой, опираться государственным служащим в своей деятельности на общественное мнение, улучшать свою работу, правильно определять ее ориентиры.
8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Это обеспечивает уверенность в работе, стимулирует инициативу и повышает ответственность государственных служащих за результаты своей деятельности.


Содержание, пределы и механизм реализации каждого из указанных принципов имеют соответствующее правовое обеспечение. Например, принцип открытости государственной службы не может подменить государственную служебную тайну, которая также охраняется законом.

80. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной влас­ти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духов­ных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными пол­номочиями и не являются субъектами управления.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъ­ект, коммерческая организация. Оно занимается производст­вом продукции, в том числе товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В ГК термин «предприятие» употреблен в двух специальных гражданско-правовых смыслах:

а) унитарное предприятие – субъект гражданского права, организационно-правовая форма юридического лица
б) предприятие – объект гражданского права

Учреждение — некоммерческая организация, выполняет со­циально-культурные или административно-политические функ­ции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.

Предприятия и учреждения, не являющиеся государственными органами, как таковые не обладают юридически властными полномочиями субъектов управления.

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зави­симости от:

а) видов собственности — на частные, государственные (государственные и субъектов РФ) и муниципальные (городских, сельских и др. муниципальных образований).

б) организационно-правовых форм коммерческих органи­заций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные обще­ства; государственные и муниципальные предприятия; произ­водственные кооперативы.

Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

Виды предприятий, определяемые их отраслевой, производственно-технологической специализацией:

§ промышленные предприятия

§ сельскохозяйственные предприятия

§ строительные предприятия

§ транспортные предприятия

§ предприятия связи

§ предприятия торговли

§ жилищно-коммунальные предприятия

По общему правилу, предприятия не входят в систему ка­ких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем. Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, связанные между собой технологически в едином производственном процессе, атомной промышленности и т. п.

Коммерческие организации могут создавать между собой объединения в форме союзов или ассоциацийв целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юри­дического лица. Руководящие органы объединения не облада­ют распорядительной властью в отношении предприятий, вхо­дящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу органи­зации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками.

Учреждения могут быть частными, государственными, му­ниципальными. Они, как правило, специализируются на выпол­нении определенного вида деятельности (учреждения здраво­охранения, учреждения образования и т. д.).

Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

Административно-правовой статус предприятия и учреждения включает:

1.Их права и обязанности;

2.Их организационно-правовые гарантии;

3.Предусмотренные законодательством меры административного принуждения, включая административные наказания, которые могут применяться к ним за совершенные административные правонарушения или в целях обеспечения общественной безопасности.

Предприятия и учреждения обладают чертами административно-правового статуса

а) общими для них, т.е. характерными для всех;

б) свойственными данному их виду;

в) присущими конкретным предприятиям и учреждениям.

Создание в качестве юридических лиц, в результате чего предприятия и учреждения приобретают правосубъектность, контролируется компетентными органами надзора и контроля. Изменение содержания их правоспособности контролируется уполномоченными государственными органами.

Процесс лицензированияих деятельности, возникающие при этом отношения, регулируются, в основном, административным правом.

Нормы права, устанавливающие административно-право­вой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделе­ны на четыре основные группы:

а) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности.

б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям.

в) нормы, адресуемые муниципальным предприятиям и уч­реждениям;

г) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Наши рекомендации