Методы деятельности органов исполнительной власти.

Методы деятельности органов исполнительной власти - способы достижения целей государственного управления в процессе осуществления органами исполнительной власти его задач и функций.

Административные методы являются правовыми, так как:

· закрепляются нормами права;

· осуществляются на основе права;

· выражаются в правовых формах;

· влекут за собой правовые последствия в силу их правового оформления.

В методах управления непосредственно проявляется характер управляющего воздействия субъекта управления на объект, характер их взаимосвязи; поскольку в конечном счете объектом воздействия являются поведение, деятельность, то в этом смысле объектами могут быть признаны и нижестоящие органы-субъекты.

Данные методы воплощаются в самом процессе управления, обеспечивают его качество, практически они осуществляются тем или иным органом управления с учетом особенностей управляемого объекта, места в системе управления и профиля деятельности и т. д.

В зависимости от общности методов деятельности органов государственного управления выделяютметоды убеждения и принуждения. Это основные методы, используемые ОИВ при осуществлении их задач и функций. С концептуальных позицийглавным из них является убеждение, которое предполагает создание прочной социальной основы политической деятельности всего государства. Его цель — обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством.Сфера убеждения должна охватывать не только физических лиц и их объединения, но и кадры всех властных образований.

Методы убеждения разнообразны:

- материальное и моральное поощрение;

- привлечение к обсуждению государственных проектов нормативных правовых актов;

- привлечение общественности к работе государственных органов;

- разъяснение законодательства;

- инструктирование, инспектирование;

- проведение организационно-массовых мероприятий и т. д., при этом методы убеждения не следует рассматривать лишь как способ самоорганизации государственных органов и деятельности их кадров.

Методы принуждения должны иметь по отношению к методам убеждения вспомогательное значение и должны применяться к лицам, совершившим правонарушения, недобросовестно выполняющим свои обязанности перед обществом и государством, а также в необходимых случаях для обеспечения общественной безопасности.

Указанное соотношение методов убеждения и принуждения возможно лишь в нормально функционирующем стабильном обществе, в котором государственная власть основана и функционирует на демократических принципах.

Исходя изсодержания управляющего воздействия различают административные и экономические методы, находящиеся во взаимосвязи, и должны применяться в органическом сочетании.

Административные методы — способы непосредственного юридического властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей, подлежащих обязательному исполнению и подкрепляемых возможностью юридического обеспечения исполнения.

Административные методывыражаются в установлении общеобязательных правил, администрировании (непосредственном одностороннем распорядительстве), запретах, в необходимости получения разрешений, применения мер административного принуждения и т. д.

Административные методы органично присущи управленческой деятельности.

Экономические методы — это способы косвенного воздействия на поведение людей и деятельность организаций через их экономические интересы. Экономические методы основаны на использовании таких категорий, как денежно-товарные отношения, прибыль, цена, тарифы, кредит, налоги. Они выражаются как в удовлетворении того или иного экономического интереса, так и в материальной ответственности за невыполнение обязанностей.

По форме экономические методы также являются административно-правовыми постольку, поскольку они декретируются в административном порядке, опосредуются нормами административного либо финансового права.

Экономические методы обладают значительным как позитивным, так и разрушительным потенциалом, например, высокие налоги, проценты кредита негативно влияют на развитие предпринимательства. Необходимо не конъюнктурное использование, а научно обоснованное сочетание административных и экономических методов как условие эффективности управленческой деятельности.

В методах управления выражаются связи, характерные для взаимоотношениймежду различными видами субъектов (объектов).

В методах воздействия на органы исполнительной власти субъектов РФ со стороны ФОГВ прямое юридически-властное воздействие уступает оказанию помощи, методам согласований и контроля исполнения федеральных правовых актов общего значения.

Однако надо иметь в виду, что государственное управление — юридически-властная деятельность, которой в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов РФ, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов исполнительной власти РФ и ее субъектов (государственная власть есть власть, она едина, и об этом забывать не следует).

В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приемы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями ОИВ в обеспечении их реализации.

Вместе с тем органами государственного управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах предоставленной им компетенции. Более широко они применяются, в отношении государственных организаций и в сфере административно-политической деятельности.

Методы управления связаны с компетенциейего субъектов и диктуются необходимостью ее реализации. При наличии общности методов органы государственного управления действуют также свойственными им специфическими методами в зависимости от их сферы деятельности, задач и содержания функций. В числе таких методов выделяются широко распространенные методырегистрации, лицензирования, а также программирования, государственных заказов. По существу они различны, но для них характерно то, что применять их могут лишь специально уполномоченные субъекты

Регистрация может быть:

Ø уведомительной, или заявительной.Она обязательна; субъект, уполномоченный ее производить, не вправе отказать в регистрации. Ее функция учетная, не требующая получения предварительного разрешения на совершение регистрируемого действия. Но отказ от его регистрации может повлечь юридические последствия, предусмотренные нормативными правовыми актами.

Ø обязательная, выступающая в качестве юридического факта, с которым законодатель связывает: легитимность функционирования той или иной организации; возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений; признание определенных обязанностей; удостоверение предусмотренных правовыми актами фактических обстоятельств.

Обязательная регистрация может быть двух видов:

Ø правообразующей, которая влечет признание права, его возникновение, переход и т. п.

Ø необходимой, обязательно предшествующей правомерному совершению какого-либо действия или осуществлению деятельности.

Регистрация прав на недвижимость возложена на специальные регистрирующие органы, юридических лиц — на определенные налоговые органы и т. п.

Регистрация, влекущая юридические последствия, применяется во многих других случаях и сферах деятельности. Порядок ее осуществления определяется в зависимости от цели регистрации и регламентируется многими правовыми актами.

Разрешения частоиспользуются в целях упорядочения определенных видов осуществления государственного контроля за обеспечением безопасности определенных видов деятельности либо совершения действий.

Разновидностью разрешений является лицензирование осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. Оно регламентируется ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими законами, а также подзаконными актами. Данный Закон определяет перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии и виды отношений, связанные с осуществлением лицензирования, к которым его положения не применяются.

Особенности лицензирования могут устанавливаться ФЗ, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: оказание услуг связи, телевизионное вещание и радиовещание; частная детективная деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность.

К лицензируемым относятся виды деятельности юр лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан; окружающей среде; объектам культурного наследия народов РФ; обороне и безопасности гос-ва. При этом их регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензированиекак метод деятельности лицензирующих органов - это мероприятия, связанные с предоставлением, переоформлением лицензий, продлением срока действия лицензий, осуществлением лицензионного контроля, приостановлением, возобновлением, прекращением действия и аннулированием лицензий, формированием и ведением реестра лицензий, формированием государственного информационного ресурса, а также по представлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия— специальное разрешение на право осуществления юр лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Наши рекомендации