Государственная граница, её защита и охрана.

Основным законодательным актом, непосредственно закрепляющим и регулирующим вопросы защиты и охраны границы, ее режима, пограничного режима и т. д., является закон РФ «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г.

Он определяет государственную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Государственной границей на море является линия внешней границы территориального моря РФ.

К территориальным морям относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль. Они отсчитываются от линии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг островов, принадлежащих РФ. Если береговая линия глубоко изрезана, имеет много извилин, то линия границы определяется от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Защита и охрана государственной границы является одним из условий обеспечения безопасности РФ.

Защита государственной границы заключается в согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Она предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории.

Охрана государственной границы является составной частью защиты и осуществляется пограничными органами в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими органами обеспечения безопасности РФ.

Охрана осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Перечисленные меры рассматриваются как пограничные меры. Они входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности РФ.

Охрана государственной границы предполагает установление соответствующих правовых режимов:

• режим государственной границы;

• пограничный режим;

• режим в пунктах пропуска через государственную границу.

Режим государственной границыпредставляет собой совокупность правил, устанавливающих порядок:

•содержания, пересечения ее лицами и транспортными средствами;

•перемещения через нее грузов, товаров и животных;

•пропуска лиц, транспортных средств;

•ведения не ней либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

•разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением перечисленных правил.

Пограничный режим представляет собой совокупность правил:

•въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

•осуществления хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно- политических, культурных и других мероприятий в пределах полосы местности вдоль государственной границы (пограничной полосы);

•учета и содержания российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания в российской части вод пограничных рек, других водоемов.

Пограничный режим направлен и на создание условий охраны государственной границы.

Пограничная зона устанавливается в пределах территорий поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе. По предложению органов местного самоуправления в нее могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений.

В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечение осуществляется через пункты пропуска, под которыми понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, а также иной специально выделенной в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где осуществляется пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров, животных.

Он устанавливается в целях созданиях необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Порядок их организации, функционирования закреплен в Правилах установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденные Правительством РФ 26 июня 2008 г. (ред. 2014 г.).

Организация и обеспечение охраны государственной границы возложены на ФСБ России, а непосредственную ее охрану осуществляют пограничные органы, входящие в систему ФСБ России.

Они составляют основу системы обеспечения охраны государственной границы. В этих целях они:

обеспечивают недопущение изменения государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением правил ее режима, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, режимно-пропускную и иные виды деятельности.

Для решения стоящих перед ними задач пограничные органы наделены полномочиями, позволяющими им:

· находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей;

· осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, нарушающих установленные режимы, доставление их в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения;

· останавливать, осматривать и задерживать российские и иностранные суда, допустившие нарушение указанных режимов, доставлять их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и т. д.

Им предоставлено право:

• входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в нарушении режима государственной границы;

• вносить в государственные органы, а предприятия, в организации и учреждения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, производство по делам о которых отнесено к их компетенции;

• применять оружие, боевую технику, специальные средства в случаях, установленных законодательством, и т. д.

В системе ФСБ России имеются пограничные представители, назначаемые на определенные участки государственной границы в соответствии с международными договорами. Их основное назначение заключается в осуществлении контроля за соблюдением режима государственной границы РФ, принятия мер для недопущения нарушений порядка ее содержания, пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через нее грузов, товаров, животных, ведения на ней хозяйственной и иной деятельности.

На них возложена разработка и осуществление мер по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов, а также проведение в одностороннем порядке или совместно с пограничными представителями сопредельных с РФ государства их расследования.

В определенных законодательством случаях в охране государственной границы участвуют органы внешней разведки, внутренние войска МВД России, другие войска и воинские формирования.

Активная роль в рассматриваемой сфере деятельности принадлежит Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ (Росграница), Положение о котором утверждено Правительством РФ 1 ноября 2007 г. (в ред. 2014).

На агентство возложены функции по:

• выработке и реализации государственной политики;

• нормативно-правовому регулированию;

• управлению государственным имуществом;

• оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы, создания, развития, обеспечения деятельности пунктов пропуска через нее.

Руководство его деятельностью осуществляет Правительство РФ.

По вопросам своей компетенции Росграница принимает правовые акты об открытии, о проведении реконструкции пунктов пропуска чрез границу, об утверждении правил режима в них. Оно готовит предложения о целесообразности их установления, закрытия, организации работ по определению их пределов и т.д.

Закон РФ «О государственной границе РФ» предусматривает возможность граждан участвовать на добровольной основе в ее защите. Эту деятельность они осуществляют в пределах приграничной территории в составе добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов. Их задачи и полномочия определены нормативным правовым актом «Порядок привлечения граждан к защите государственной границы РФ»,утвержденным Правительством РФ 15 апреля 1995 г.

Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, деятельность которых в большей или меньшей мере связана с защитой и охраной государственной границы, учитывают положения Концепции приграничного сотрудничества РФ, утвержденной Правительством РФ 9 февраля 2001 г.

Наши рекомендации