Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

рассмотрение дела об административном правонарушении;

пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование.

Поводы для возбуждения дела: общие и специальные.

Общие: поводы к возбуждению дел в отношении ФЛ и ЮЛ за любые административные правонарушения.

Важнейший процессуальный документ, оформляющий возбуждение дела: протокол об административном правонарушении. Протокол не составляется,если при совершении ФЛ административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследование.По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.

Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел.

В некоторых случаях дело может быть отложено (самоотвод или отвод субъекта административной юрисдикции; отвод переводчика, эксперта, специалиста, если это препятствует рассмотрению дела по существу; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела).

Рассмотрение дела завершается вынесением постановления либо определение в зависимости от их основания.

Постановления:

- о назначении административного наказания

- о прекращении производства по делу.

3. Пересмотр постановлений и решений.

Понятие «пересмотр» включает обжалование и опротестование постановлений и решений по делу.

Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители ФЛ или ЮЛ, защитник и представитель.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных КОАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, предусмотренные КОАП.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке надзора, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в КОАП.

4. Исполнение постановлений.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных КОАП;

5) отмены постановления;

6) вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Наши рекомендации