Органы управления в области социальной защиты граждан.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
1. Общее руководство в этой области осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Он издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
2. Правительство РФ:
· обеспечивает проведение единой государственной социальной политики,
· обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения,
· способствует развитию социального обеспечения;
· принимает меры по реализации трудовых прав граждан; их прав на охрану здоровья
· разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
· содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства,
· принимает меры по реализации молодежной политики
· проводит единую государственную миграционную политику
· обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения,
· реализует социальные гарантии граждан
· принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан,
· совершенствует систему социального обеспечения;
· принимает меры по укреплению социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей и другим категориям граждан,
· разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения,
· осуществляет правовое регулирование отдельных вопросов в рассматриваемой области.
Важное значение имеют федеральные законы:
· «О занятости населения РФ» 1991 г.
· «О ветеранах» 1995 г.
· «О государственной социальной помощи» 1999 г.
· «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 2001 г.,
· «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» 2013 г., и др.
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд РФ), а также подведомственная ему Федеральная служба по труду и занятости, другие ФОИВ.
3. Министерство труда и социальной защиты РФ. Действует на основании Положения о нем, утвержденным Постановлением Правительства 2012 года (ред. 2015).
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
· по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы,
· по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях,
· по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы,
· по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
o вносит в Правительство проекты ФЗ, НПА Президента Российской Федерации и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
o на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты
o осуществляет в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
o обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
o осуществляет:
- функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций;
- полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций ФОИВ, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;
- организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи и технической помощи при Правительстве Российской Федерации в части международной гуманитарной помощи и т.д.
o организует:
- деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф;
- создание федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, а также осуществление контроля за их деятельностью;
- установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и ведение на этой основе системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом и т.д.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
- учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и подведомственной ему федеральной службы, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, а также ученых и специалистов и т.д.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
4.Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) выполняет важные функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В своей деятельности Роструд руководствуется: ФЗ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ», Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ 2012 г. «О федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права», а также Положением о ней, утвержденным Правительством РФ в 2004 г.
Полномочия:
1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями:
- трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
А также осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам.
2. осуществляет контроль за:
- прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
- расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
- обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
- деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
3. регистрирует в уведомительном порядке:
- отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения;
- коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
4. осуществляет:
- рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
- реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;
- государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;
5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.Важную роль в области социальной защиты населения играет Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, правовой статус которой закреплен в ФЗ 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». Она состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
Ее основными задачами являются: обеспечение равноправного сотрудничества федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей при выработке принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне; ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между указанными сторонами; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне и др.
ОМСУ также отводят определенное место вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.
Например, они образуют муниципальные учреждения социального обеспечения, осуществляют их финансирование и управление ими. Также на них возложены, например, функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка, осуществляемая за счет средств местного бюджета.
В области государственного контроля (надзора) за социальной защитой граждан значительным кругом контрольно-надзорных полномочий обладает Роструд. При обнаружении нарушений она выявляет причины и обстоятельства их совершения, дает обязательные для исполнения предписания об устранении правонарушений, причин и условий, способствовавших их совершению.