Правовые акты управления могут быть классифицированы по различным критериям.
I. По юридическим свойствам:
· Нормативные
· Индивидуальные (административные)
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:
· Издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;
· Наличие в нем норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на регулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Нормативным правом актом кратко называют акт, содержащий юридические нормы. Следовательно, его сущность предопределяется юридическими свойствами правовой нормы, ее особыми регулятивными свойствами. Отсюда вытекает особое значение нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в различных сферах, ибо они могут содержать нормы различных, а не только административного, отраслей права.
С помощью нормативных правовых актов:
· конкретизируются или устанавливаются административно-правовое положение субъектов управленческих отношений;
· регламентируются взаимоотношения между ними;
Нормативные правовые акты выступают основой для возникновения, изменения или прекращения административно – правовых отношений.
Индивидуальные административные акты являются актами применения правовых норм. Сами они не содержат таких норм, представляют собой персонифицированные, принимаемые по конкретным вопросам, правовые предписания. Такие акты принимаются на основе общих правил, содержащихся в нормативных актах, и влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений. В этом смысле они – разновидность юридических фактов.
Примером нормативных правовых актов являются правила приема в вузы, а индивидуального акта – приказ о зачислении конкретного лица в вуз.
II. По форме:
· Устные
· Письменные
По общему правилу правовые акты управления имеют письменную форму. Устную форму могут иметь индивидуальные правовые акты в редких, предусмотренных нормами права, особых случаях, нуждающихся в немедленной реакции на ситуацию, на поведение гражданина, деятельность организации (устные приказы военачальников, других должностных лиц подчиненным, действующим в чрезвычайных ситуациях). Но такие случаи должны быть специально оговорены в нормативных правовых актах. Правовые акты коллегиальных органов могут быть только письменными.
Письменный акт – это служебный документ, признаваемый правовым актом управления. Под письменной формой акта понимается, прежде всего, его наименование, а также реквизиты, указывающие, по какому вопросу, кем, когда принят акт, место его принятия.
Наименования правовых актов с точки зрения их форм установлены нормативными правовыми актами.
Актами Правительства РФявляются постановления и распоряжения:
· Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ
· А по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющего нормативного характера, - в форме распоряжений.
Высшие должностные лица субъектов РФ издают указы, постановления, распоряжения, высший орган исполнительной власти субъектов РФ - постановления и распоряжения, а иные его органы - обычные приказы, иногда, инструкции.
Особой разновидностью правовых актов управления являются совместные акты, которые принимаются как федеральными органами исполнительной власти, так и органами субъектов РФ. Это легитимная форма взаимодействия таких органов. Формами совместных актов обычно являются приказы или инструкции.
Специфические формы ПАУ представляют собой учредительные документы – уставы государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
Также в системе правовых актов важное место занимают локальные правовые акты (акты, издаваемые органами, ДЛ предприятий, учреждений, организаций и регулирующие внутренние общественные отношения).