Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ и ФЗ «об основах охраны здоровья граждан» 2011 г.
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5)ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Выделяются 3 системы здравоохранения:
· государственная,
· муниципальная
· частная
Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Законе об охране здоровья.
К государственной системе относятся: федеральные ОИВ в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук, исполнительные ОГВ субъектов РФ в сфере охраны здоровья и т.д.
К муниципальной системе относятся: ОМСУ муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, подведомственные ОМСУ медицинские организации и фармацевтические организации.
К частной системе здравоохранения: медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья
Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.
Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Правительство РФ обеспечивает:
· проведение в РФ государственной политики в области здравоохранения.
· утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения;
· координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций;
· принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Министерство здравоохранения(Минздрав России)является федеральным органом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стране.
В указе Президента РФ от 21 мая 2012, в котором обозначены функции министерства здравоохранения РФ, оно не названо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере здравоохранения. В связи с эти важно определиться с тем, являются ли идентичными понятия Министерство Здравоохранения РФ и федеральный орган, уполномоченный в сфере здравоохранения
В рамках концепции Закона РФ об охране здоровья в Указе Президента РФ от 21 мая 2012 года сформулированы функции Министерства Здравоохранения РФ:
Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
· здравоохранения
· обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности
· медицинской помощи и медицинской реабилитации,
· санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
· медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда,
· медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физической и химической природы,
· управления государственным имуществом в сфере здравоохранению, оказанию государственных услуг
1) Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных организаций и федеральных государственных унитарных предприятий,а также координацию деятельности ФедеральногоФонда обязательного медицинского страхования
2) В порядке нормативно-правового регулирования Министерство принимает акты двух видов: акты, самостоятельно принимаемые Министерством, их перечень дан в положении о нем, и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень.
К актам первой группы относятся, например, положения о территориальных органах федеральных служб, квалификационные требования к работникам и т.д.
С помощью НПА второй группы реализуются многие и разнообразные полномочия Минздрава РФ, например, осуществляется утверждение и введение в действие государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, государственная регистрация лекарственных препаратов для медицинского применения.
Функции государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения возложены наФедеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Правовые основы:
-ФЗ 1999 (ред. 2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
-ФЗ 1992 (ред. 2014) «О защите прав потребителей
Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено Постановлением Правительства 2004 (ред.2014))