Исполнение возложенных нормами административного права обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность –признаваемая законом за гражданином возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает с момента рождения, прекращается со смертью гражданина. Объем и содержание определяется нормами административного права. Не может быть отчуждаема или передаваема. Может быть времена ограничена, например, в связи с совершением уголовного преступления или административного правонарушения. Например, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).

Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:

1. С системой исполнительной власти;

2. С системой местного самоуправления;

3. С государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

4. С негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и их представителями. Например, при участии в осуществлении общественного контроля.

Административная дееспособность гражданина — при­знанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правово­го характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включа­ет также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действую­щими правовыми актами.

Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством:

1. Полная дееспособность с 18 лет (Конституция РФ);

2. Субъект административного правонарушения с 16 лет;

3. Возможно исключение из школы ещё до достижения 16 лет.

Возможно ограничение дееспособности. Например, гражданина можно признать полностью недееспособным, частично недееспособным.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд (Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании).

Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

1. Реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.)

2. Выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество)

3. Нарушением ОИВ, ОМСУ и их ДЛ прав и законных интересов граждан

4. Нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административные правонарушения).

Права и обязанности граждан в сфере государственного управленияможно подразделить на две категории:

1. Статутные, которые указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку граждани­на РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.

2. Адекватные тем сферам, в которых они могут реализовываться: личные, социально-экономические, социальные, социально-культурные, политические.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права, свободы и обязанности:

1. Право гражданучаствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Право гражданна объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

3. Право гражданпроводить собрания, митинги, демонст­рации, шествия и пикетирование, т. е. публичное мероприятие (акцию).

4. Право гражданобращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и органы местного самоуправления

5. Право гражданна свободу и личную неприкосновен­ность.

6. Право нанеприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

7. Правона передвижение. Каждый, кто законно находит­ся на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, вы­бирать место пребывания и жительства.

8. Право каждогосвободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государ­ственную тайну.

9. Право гражданна возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) орга­нов государственной власти или их должностных лиц.

Существует такое право как право на проведение публичных мероприятий

Гарантии прав, свобод и обязанностей – система политических, социально-экономических, правовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражданина.

Политические гарантии: признание источником власти народа, его возможность осуществлять свою власть как непосредственно, так и через представителей.

Юридические гарантии: система правовых норм, закрепляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае нарушения.

Организационные гарантии: система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите. Они могут быть судебными и несудебными.

Ограничение прав возможно: 1. феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2. ограничение некоторых прав возможно на ос­новании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных и иных сообщений и т. д.); но такие решения, в свою оче­редь, должны быть основаны на законе.

Список прав, который перечислен Конституцией, не исключает наличие других прав и свобод у человека и гражданина. Например, есть права на изменение фамилии, имени и отчества, право на донорство крови и её компонентов, право на приобретение оружия.

Граждане также выполняют ряд обязанностей: обязанностьплатить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богат­ствам; защищать Отечество, заботиться о сохранении культурно-исторических ценностей.

Требования к структуре регламента ФОИВ.

Требования к структуре регламента ФОИВ даны в Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"

Наименование регламента определяется федеральным органом исполнительной власти.

В регламент включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) требования к порядку исполнения государственной функции;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.

Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов:

а) наименование государственной функции;

б) наименование федерального органа исполнительной власти.

в) перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;

г) предмет государственного контроля (надзора);

д) права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора);

е) права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору);

ж) описание результата исполнения государственной функции.

Раздел, касающийся требований к порядку исполнения государственной функции, состоит из следующих подразделов:

а) порядок информирования об исполнении государственной функции;

б) сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору). Раздел включается в случае, если в исполнении государственной функции участвуют иные организации;

в) срок исполнения государственной функции.

Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме - состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при исполнении государственной функции, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции.

В начале указанного раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в этом разделе.

Раздел, касающийся порядка и формы контроля за исполнением государственной функции, состоит из следующих подразделов:

а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами федерального органа исполнительной власти положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений;

б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции;

в) ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции;

г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.

В разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц, указываются:

а) информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции;

б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;

в) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;

г) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;

д) права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;

е) органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;

ж) сроки рассмотрения жалобы;

з) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.

15. Система органов исполнительной власти в области образования

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Кон­ституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной по­литической организации.

Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государственное управление в сфере образования осуществ­ляют в пределах своих полномочий федеральные государствен­ные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправ­ления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

Управление образованием осуществляют различные госу­дарственные и муниципальные органы. К ним относятся:

· федеральные органы исполнительной власти, осуществ­ляющие функции управления в сфере образования как основного вида своей деятельности:Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования

· федеральные государственные органы, имеющие в сво­ем ведении образовательные организацииведомственного про­филя (Минобороны России, МИД России, МВД России, Минздрав России, ФСБ России);

· органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществ­ляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);

· органы местного самоуправлениясоответствующих му­ниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ 3 июня 2013 г. Оно осуществляет функции по выработке и реализации го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обу­чающихся и воспитанников образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования

На Минобрнауки России возложены координация и конт­роль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства по делам молодежи и Федеральной службы по надзору в сфе­ре образования и науки.

Министерство наделено широкими полномочиями в сфере образования. Они принимают огромное количество нормативных правовых актов.

Примеры:

-перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям

-порядок и основания предоставления учащимся академического отпуска

-порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования

-перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня и т.д

Функции и полномочия министерства:

-координация деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов образования, организация мониторинга системы образования

-обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне РФ в сфере образования

- принятие НПА по вопросам осуществления ОГВ субъектов РФ переданных полномочий РФ в сфере образования

- внесение в Правительство РФ по представлению ОИВ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, предложения об изъятия полномочия РФ в сфере образования, переданных для осуществления ОГВ субъекта РФ, у ОГВ субъектов РФ

-подготовка предложений по совершенствованию законодательства

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Действует на основании Положения о ней, утвержденным Правительством РФ от 15 июля 2013 года.

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

На неё возложен не только надзор, но и контроль в сфере образования

В Положении определены организации и органы, в отношении которых Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в соответствующих образовательных организациях, то есть тех же, в отношении которых предусмотрен надзор.

На службу возложен федеральный контроль качества образования в тех же организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Рособрнадзору принадлежит в сфере его деятельности ряд полномочий в отношении ОИВ субъектов РФ.

Важные полномочия Рособрнадзора:

-лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в положении о Службе.

-государственная аккредитация образовательной деятельности не только тех же организаций, но и иностранных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в РФ федеральных государственных стандартов и осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.

Рособрнадзор вправе:
- пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера

-приостанавливать действие выданной Службой лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным государственным программам

-приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки

-лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации

-запрещать прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Органы управления образованием субъектов РФ также имеют свою компетенцию, например, разработка и реализация республиканских и региональных программ развития; создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций соответствующего подчинение, лицензирование их деятельности и т.д.

В ФЗ «об образовании» также предусмотрены полномочия высшего ДЛ субъекта РФ, связанные с реализацией полномочий, переданных РФ на осуществление субъектов РФ.

Законодательство об образовании относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Также есть полномочия в области образования у органов местного самоуправления.

Наши рекомендации