Исполнение возложенных нормами административного права обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.
Административная правоспособность –признаваемая законом за гражданином возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает с момента рождения, прекращается со смертью гражданина. Объем и содержание определяется нормами административного права. Не может быть отчуждаема или передаваема. Может быть времена ограничена, например, в связи с совершением уголовного преступления или административного правонарушения. Например, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).
Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:
1. С системой исполнительной власти;
2. С системой местного самоуправления;
3. С государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
4. С негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и их представителями. Например, при участии в осуществлении общественного контроля.
Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.
Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством:
1. Полная дееспособность с 18 лет (Конституция РФ);
2. Субъект административного правонарушения с 16 лет;
3. Возможно исключение из школы ещё до достижения 16 лет.
Возможно ограничение дееспособности. Например, гражданина можно признать полностью недееспособным, частично недееспособным.
Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд (Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании).
Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:
1. Реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.)
2. Выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество)
3. Нарушением ОИВ, ОМСУ и их ДЛ прав и законных интересов граждан
4. Нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административные правонарушения).
Права и обязанности граждан в сфере государственного управленияможно подразделить на две категории:
1. Статутные, которые указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.
2. Адекватные тем сферам, в которых они могут реализовываться: личные, социально-экономические, социальные, социально-культурные, политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права, свободы и обязанности:
1. Право гражданучаствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Право гражданна объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
3. Право гражданпроводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т. е. публичное мероприятие (акцию).
4. Право гражданобращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
5. Право гражданна свободу и личную неприкосновенность.
6. Право нанеприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
7. Правона передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
8. Право каждогосвободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
9. Право гражданна возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Существует такое право как право на проведение публичных мероприятий
Гарантии прав, свобод и обязанностей – система политических, социально-экономических, правовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражданина.
Политические гарантии: признание источником власти народа, его возможность осуществлять свою власть как непосредственно, так и через представителей.
Юридические гарантии: система правовых норм, закрепляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае нарушения.
Организационные гарантии: система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите. Они могут быть судебными и несудебными.
Ограничение прав возможно: 1. федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2. ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.); но такие решения, в свою очередь, должны быть основаны на законе.
Список прав, который перечислен Конституцией, не исключает наличие других прав и свобод у человека и гражданина. Например, есть права на изменение фамилии, имени и отчества, право на донорство крови и её компонентов, право на приобретение оружия.
Граждане также выполняют ряд обязанностей: обязанностьплатить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество, заботиться о сохранении культурно-исторических ценностей.
Требования к структуре регламента ФОИВ.
Требования к структуре регламента ФОИВ даны в Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"
Наименование регламента определяется федеральным органом исполнительной власти.
В регламент включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной функции;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.
Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов:
а) наименование государственной функции;
б) наименование федерального органа исполнительной власти.
в) перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
г) предмет государственного контроля (надзора);
д) права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора);
е) права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору);
ж) описание результата исполнения государственной функции.
Раздел, касающийся требований к порядку исполнения государственной функции, состоит из следующих подразделов:
а) порядок информирования об исполнении государственной функции;
б) сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору). Раздел включается в случае, если в исполнении государственной функции участвуют иные организации;
в) срок исполнения государственной функции.
Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме - состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при исполнении государственной функции, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции.
В начале указанного раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в этом разделе.
Раздел, касающийся порядка и формы контроля за исполнением государственной функции, состоит из следующих подразделов:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами федерального органа исполнительной власти положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции;
в) ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
В разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц, указываются:
а) информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции;
б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
в) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;
г) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
д) права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
е) органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;
ж) сроки рассмотрения жалобы;
з) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.
15. Система органов исполнительной власти в области образования
В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной политической организации.
Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).
Управление образованием осуществляют различные государственные и муниципальные органы. К ним относятся:
· федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции управления в сфере образования как основного вида своей деятельности:Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования
· федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организацииведомственного профиля (Минобороны России, МИД России, МВД России, Минздрав России, ФСБ России);
· органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);
· органы местного самоуправлениясоответствующих муниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ 3 июня 2013 г. Оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования
На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Министерство наделено широкими полномочиями в сфере образования. Они принимают огромное количество нормативных правовых актов.
Примеры:
-перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям
-порядок и основания предоставления учащимся академического отпуска
-порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования
-перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня и т.д
Функции и полномочия министерства:
-координация деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов образования, организация мониторинга системы образования
-обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне РФ в сфере образования
- принятие НПА по вопросам осуществления ОГВ субъектов РФ переданных полномочий РФ в сфере образования
- внесение в Правительство РФ по представлению ОИВ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, предложения об изъятия полномочия РФ в сфере образования, переданных для осуществления ОГВ субъекта РФ, у ОГВ субъектов РФ
-подготовка предложений по совершенствованию законодательства
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Действует на основании Положения о ней, утвержденным Правительством РФ от 15 июля 2013 года.
Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
На неё возложен не только надзор, но и контроль в сфере образования
В Положении определены организации и органы, в отношении которых Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в соответствующих образовательных организациях, то есть тех же, в отношении которых предусмотрен надзор.
На службу возложен федеральный контроль качества образования в тех же организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Рособрнадзору принадлежит в сфере его деятельности ряд полномочий в отношении ОИВ субъектов РФ.
Важные полномочия Рособрнадзора:
-лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в положении о Службе.
-государственная аккредитация образовательной деятельности не только тех же организаций, но и иностранных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в РФ федеральных государственных стандартов и осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.
Рособрнадзор вправе:
- пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера
-приостанавливать действие выданной Службой лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным государственным программам
-приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки
-лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации
-запрещать прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Органы управления образованием субъектов РФ также имеют свою компетенцию, например, разработка и реализация республиканских и региональных программ развития; создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций соответствующего подчинение, лицензирование их деятельности и т.д.
В ФЗ «об образовании» также предусмотрены полномочия высшего ДЛ субъекта РФ, связанные с реализацией полномочий, переданных РФ на осуществление субъектов РФ.
Законодательство об образовании относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Также есть полномочия в области образования у органов местного самоуправления.