Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.

Правовая норма – это общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся, как правило, на персонально неопределенный круг его исполнителей.

Принципиальный признак – возможность применения за ее нарушение мер государственно-правового воздействия.

Обладая всеми качествами правовой нормы, административно-правовая норма выделяется тем, что предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи с формированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления.

Нормами административного права, прежде всего, устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношения между ними с учетом того, что одна из сторон обладает юридически властными полномочиями. Одновременно закрепляются права другой стороны и их организационно-правовые гарантии, в частности, на их судебную и внесудебную защиту.

Принципиальная особенность административно-правовых норм - большинство из них являются императивными нормами, содержащими обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных ими границах; их регулирующее воздействие всегда связано с проявлением власти одной из сторон.

Императивность может выражаться:

а) в прямом предписании, обязывающем субъекта правоотношения поступить определенным образом;

б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;

в) в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, однако в пределах, определенных нормой.

Иногда такую форму императивности административно-правовой нормы называют диспозитивно-разрешительной, реализуемой только субъектами, на которых распространяется ее действие (норма, закрепляющая право гражданина РФ выезда за пределы территории РФ).

Структура административно-правовых норм:

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования нормальных управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а устанавливающих ответственность по административному праву — слитной гипотезы с диспозицией и санкции (!).

Особенности этих элементов:

1) Гипотеза — элемент административно-правовой нормы, выражающий условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой.

Может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы либо относительно определенной и общей для нескольких норм.

Последний вид гипотезы особенно характерен для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц; может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях, определяющих назначение данного органа. В этих случаях, орган управления или должностное лицо сами решают вопрос о применении или неприменении обусловленных общей гипотезой правовых норм в зависимости от конкретных обстоятельств.

2) Диспозиция - это само правило поведения, выраженное в правовой норме. Может быть

определенной (найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел) и относительно определенной (при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ).

3) Санкция – это мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение установленных нормой правил поведения. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).

Могут быть определенными и относительно определенными. Иногда за нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве, определенном нормативными актами.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» за должностной проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строго выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения. Но за конкретный дисциплинарный проступок к нарушителю может быть применено лишь одно из указанных взысканий.

При применении административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с ее предписанием.

При их относительной определенности субъекты могут выбирать вариант поведения в зависимости от обстоятельств, обозначенных, хотя и не исчерпывающим образом, в данной правовой норме.

Наши рекомендации