Тема 14. Теория общественного выбора
Тема 14. Теория общественного выбора
Цели изучения темы:
- рассмотреть исходные положения концепции общественного выбора;
- изучит особенности голосования в условиях представительной демократии;
- определить роль бюрократии в теории общественного выбора;
- рассмотреть проблемы, связанные с несовершенством (фиаско) государства.
План:
1. Методология общественного выбора
2. Политика как обмен
3. Общественный выбор при прямой демократии
4. Группы специальных интересов
5. Фиаско государства
Литература
1. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.
3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.
Вопрос 1. Методология общественного выбора
Теория общественного выбора - составная часть экономической теории (новая политическая экономия), изучает политический механизм формирования экономических решений. Экономика и политика взаимодействуют друг с другом. Если рынок выявляет индивидуальные предпочтения относительно частных благ, то государство выявляет предпочтения относительно производства общественных благ. ТОВ объясняет 1) взаимосвязь между политикой и экономикой, 2) специфику принятия политических решений и 3) методы вмешательства в рыночную экономику.
Общественный выбор - это процесс нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ. ОВ осуществляется через систему политических институтов (гос-во; партии; общественные организации, преследующие политические цели).
Общественный выбор основан на следующих концепциях (концепция – определенный способ понимания явления, точка зрения, основная идея):
1) концепция экономического человека
В ходе общественного выбора поведение человека является рациональным. Он представляет свои предпочтения как товары и стремиться принять решения, которые максимизируют полезность выбора. В политике граждане преследуют личные выгоды. В роли избирателя они оценивают все предложения и останавливаются на наилучшем для себя варианте. В роли политика люди создают свои программы с целью максимизации голосов. В отличие от товарного рынка потребители общественных благ не обладают полной информацией о политической деятельности. Получение такой информации связано с большими затратами (время, изучение состояния проблем, законов и т.д.). Издержки на получение дополнительной информации меньше предельных выгод. Как и на товарном рынке возможности избирателей (покупателей) и политиков (продавцов) ограничены.
2) – индивидуализм
Отрицается коллективная рациональность. Политики и избиратели преследуют индивидуальные цели. Политик стремится к успеху, чтобы добиться популярности быть избранным на новый срок. Коллективные действия – это действия отдельных людей в составе коллектива. Поиск общественного интереса вне интересов отдельных людей считается несбыточным.
- политика как обмен:политика рассматривается как взаимовыгодный обмен; рынок товаров представляется как аналог политического рынка.
Сравнительные характеристики политики и рынка
Область сравнения | Рынок | Политика |
Покупатели | Домашние хозяйства | Фирмы |
Продавцы | Фирмы | Политики |
Товар | Потребительские блага | Общественные блага |
Цена | Индивидуальная цена товара | Размер налога |
Деятельность продавцов | Формирование спроса | Борьба за голоса |
Деятельность покупателей | Предлагают товары | Разрабатывают политические программы |
Необходимое условие | Самоокупаемость затрат | Обязательность переизбрания |
Цель | Максимизация прибыли | Максимизация голосов |
Тема 14. Теория общественного выбора
Цели изучения темы:
- рассмотреть исходные положения концепции общественного выбора;
- изучит особенности голосования в условиях представительной демократии;
- определить роль бюрократии в теории общественного выбора;
- рассмотреть проблемы, связанные с несовершенством (фиаско) государства.
План:
1. Методология общественного выбора
2. Политика как обмен
3. Общественный выбор при прямой демократии
4. Группы специальных интересов
5. Фиаско государства
Литература
1. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.
3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.