Тема 14. Теория общественного выбора

Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Парадокс голосования. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Политико-экономический цикл. Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику.

Как было показано ранее рынок в ряде случаев дает сбои, что позволяет говорить о фиаско рынка и необходимости корректировки рыночного механизма государством. Однако вмешательство государства порождает новые проблемы в экономике. Изучением этих проблем занимается теория общественного выбора, которая исследует взаимозависимости политических и экономических явлений.

Основным моментом теории является положение о том, что принцип рационального экономического поведения применим при исследовании политических процессов. Сама политическая деятельность рассматривается как разновидность рынка, рынка политического. Частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в бизнесе, повседневной жизни любого человека, но и в политике, общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических оценок участников голосования своих затрат и выгод в связи с его реализацией. Политическая система, в условиях которой принимаются решения, может быть организована в виде прямой или представительской демократии. Прямая демократия означает, что каждый налогоплательщик имеет право голосовать по любому конкретному вопросу. Представительская демократия предполагает избирать своих представителей в законодательные органы, которые принимают решения относительно финансирования общественных благ.

Теория утверждает, а практика подтверждает, что в условиях демократических процедур возможны неэффективные с точки зрения общества результаты выбора, так как люди в общественной жизни исходят исключительно из личных интересов, что и приводит в ряде случаев к результатам, не отвечающим интересам общества.

Большую роль в принятии решений играет практика лоббирования. Лобби – хорошо организованные группы давления, влияющие через разные каналы на правительство и законодательные органы с целью принятия определенного решения. Лоббисты получают политическую ренту в том случае, когда правительство принимает решения в их интересах (введение импортных пошлин, от которых выигрывают национальные производители, но проигрывают многочисленные покупатели; размещения заказа на поставку товаров государству в определенных фирмах и т.д.)

Широко распространена практика логроллинга – торговли голосами, когда один субъект обещает поддержку другому субъекту в голосовании по определенному вопросу в обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросам, интересующим первого субъекта.

В рамках данной теории сформулирован парадоксголосования Эрроу, суть которого заключается в том, что выбор среди всех возможных групп вариантов невозможен без нарушения принципов совместимости и демократичности, так как может возникать ситуация при которой ни один вариант не будет иметь предпочтения.

Данная проблема преодолевается через:

1) механизм создания групп особых интересов и использования различных методов убеждения и воздействия (реклама, пропаганда, лоббирование и т.д.)

2) практику взаимной поддержки, т.е. объединение голосов для того чтобы обеспечить благоприятный результат при принятии решений (логроллинг).

Но оба метода могут ухудшить эффективность функционирования экономики.

Одной из проблем теории общественного выбора является вопрос о поведении избирателя. С точки зрения рационального выбора субъекты будут участвовать в голосовании в том случае, если ожидаемые выгоды превысят ожидаемые издержки. Размер ожидаемой выгоды определяется приростом благосостояния субъекта в результате победы партии, за которую он отдал свой голос в силу обещаний данной партии, на вероятность того, что именно голос данного избирателя окажет решающее воздействие на результат выборов. В силу этого величина ожидаемой выгоды оказывается незначительной, что приводит к абсентеизму (отказу от участия в выборах).

Дж. Бьюкенен, один из основателей теории общественного выбора, доказал, что государство является несостоятельным, так как:

· существуют особые интересы правительства;

· учитываются ближайшие выгоды без учета отдаленных отрицательных последствий;

· отсутствует выбор ввиду того, что достаточно узок круг кандидатов и программы кандидаты не отражают в полной мере интересы избирателей;

· государственная система не создает стимулов к повышению эффективности.

Наши рекомендации