Список торговых палат и других органов, препровожденный Генеральному секретарю в соответствии с пунктом 6 статьи X.
1. Австрия, Президент "Bundeskammer der Gewerblichen Wirtschaft", Wien l., Stubenring 12.
2. Белорусская Советская Социалистическая Республика, Торгово-промышленная палата СССР - в настоящее время Республика Беларусь, Президент Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь.
3. Болгария, Президент Торговой палаты Народной Республики Болгарии, 11-А Бульвар Стамболийского, София.
4. Венгрия, Председатель Венгерской торговой палаты.
5. Верхняя Вольта, Торговая палата Верхней Вольты в Уагадугу.
6. Испания, Conseja Superior de Cameras de Comercio, Industria y Navigacion (Верховный совет палат торговли, промышленности и судоходства). Avda de Jose Antonio, 15, Madrid, 14.
7. Италия, Associazione Italiana per l'Arbitrato (Итальянский арбитражный союз).
8. Куба, Торговая палата Республики Куба и ее президент.
9. Польша, Председатель Польской палаты внешней торговли. Polska Izba Handlu Zagranicznego (Польская палата внешней торговли). Ul. Trebacka 4, Warszawa.
10. Румыния, Торговая палата Румынской Народной Республики через посредство ее председателя.
11. Союз Советских Социалистических Республик, Торгово-промышленная палата СССР - в настоящее время Российская Федерация, Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
12. Турция, Объединение турецких торгово-промышленных палат и товарных бирж. Генеральный секретарь Объединения г-н Берин Бейдаг примет участие в заседании, на котором будут избраны члены Специального комитета.
13. Украинская Советская Социалистическая Республика, Торгово-промышленная палата СССР - в настоящее время Республика Украина, Торгово-промышленная палата Украины.
14. Федеративная Республика Германии, Deutsche Ausschuss fur Schiedsgerichtswesen (Германская арбитражная комиссия), через посредство ее председателя, Bonn, Markt 26-32.
15. Франция, Председатель собрания президентов торговых и промышленных палат, который будет также участвовать в выборах в Специальный комитет. Первый заместитель Председателя этого Собрания будет выступать в качестве его заместителя. Канцелярия Председателя Собрания находится по адресу: 27, Avenue de Friedland, Paris (8e).
16. Чехословакия, Торговая палата Чехословацкой Социалистической Республики, через посредство ее президента - в настоящее время Республика Чехия, Торговая палата Республики Чехия.
17. Югославия, Председатель внешнеторгового арбитражного суда при Федеральной экономической палате, Knez Mihajlova 10, Beograd.
Статус Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже
1961 г. (на 1 декабря 2008 г.)
Государство | Подписание | Ратификация, присоединение (a), правопреемство (d) |
Албания | 27 июня 2001 г. a | |
Австрия | 21 апреля 1961 г. | 6 марта 1964 г. |
Азербайджан | 17 января 2005 г. a | |
Беларусь | 21 апреля 1961 г. | 14 октября 1963 г. |
Бельгия | 21 апреля 1961 г. | 9 октября 1975 г. |
Босния и Герцеговина | 1 сентября 1993 г. d | |
Болгария | 21 апреля 1961 г. | 13 мая 1964 г. |
Буркина-Фасо | 26 января 1965 г. a | |
Хорватия | 26 июля 1993 г. d | |
Куба | 1 сентября 1965 г. a | |
Чешская Республика | 30 сентября 1993 г. d | |
Дания | 21 апреля 1961 г. | 22 декабря 1972 г. |
Финляндия | 21 декабря 1961 г. | |
Франция | 21 апреля 1961 г. | 16 декабря 1966 г. |
Германия | 21 апреля 1961 г. | 27 октября 1964 г. |
Венгрия | 21 апреля 1961 г. | 9 октября 1963 г. |
Италия | 21 апреля 1961 г. | 3 августа 1970 г. |
Казахстан | 20 ноября 1995 г. a | |
Латвия | 20 марта 2003 г. a | |
Люксембург | 26 марта 1982 г. a | |
Молдова | 5 марта 1998 г. a | |
Черногория | 23 октября 2006 г. d | |
Польша | 21 апреля 1961 г. | 15 сентября 1964 г. |
Румыния | 21 апреля 1961 г. | 16 августа 1963 г. |
Российская Федерация | 21 апреля 1961 г. | 27 июня 1962 г. |
Сербия | 12 марта 2001 г. d | |
Словакия | 28 мая 1993 г. d | |
Словения | 6 июля 1992 г. d | |
Испания | 14 декабря 1961 г. | 12 мая 1975 г. |
Бывшая югославская Респ. Македония | 10 марта 1994 г. d | |
Турция | 21 апреля 1961 г. | 24 января 1992 г. |
Украина | 21 апреля 1961 г. | 18 марта 1963 г. |
Участники: 31.
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 года).
Соглашение (статья 1) регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним.
В отличие от Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и Европейской конвенции 1961 г. данная Конвенция более широкую сферу регулирования, вопросы исполнения арбитражных решений составляют один из вопросов правового регулирования.
Применительно к исполнению иностранных арбитражных решений необходимо выделить статьи 1 - 3 и 7 - 10 Соглашения.
Как предусмотрено в статье 1, Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним. Как отмечается в комментарии <67> к Соглашению, этим Соглашением охватываются две категории споров: споры о праве гражданском (экономические споры) и споры, вытекающие из административных отношений (споры в сфере управления). Из текста Соглашения можно сделать вывод о том, что его правила не применяются к внешнеэкономическим сделкам и возникающим из них экономическим спорам, если одним из участников такого спора является орган государства или само государство (что допускается статьями 124 - 126 Гражданского кодекса РФ и соответствующими кодексами стран - участниц Соглашения). Поэтому Соглашение не применимо к исполнению решений международного коммерческого арбитража по таким спорам между органом одного из государств СНГ и хозяйствующим субъектом другого государства СНГ. В подобном случае исполнение такого решения будет осуществляться по правилам Нью-Йоркской конвенции.
--------------------------------
<67> Клейн Н.И., Марышева Н.И. Комментарий к Соглашению стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности". М.: Российский правовед, 1993. С. 11.
Согласно статье 2 Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и их объединения.
Как предусмотрено в статье 3, им предоставлен национальный режим в соответствующих странах СНГ. В части второй данной статьи закреплено право хозяйствующих субъектов каждого государства - участника СНГ беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в статье 1 настоящего Соглашения (в дальнейшем - компетентные суды), выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.
Так как международный коммерческий арбитраж представляет собой международный третейский суд, поэтому приведенное правило статьи 3 в полной мере относится и к беспрепятственному обращению хозяйствующих субъектов в международные третейские суды, действующих на территории государства - участника СНГ.
Правила о признании и исполнении вступивших в законную силу решений компетентных судов (включая решения международных третейских судов или международного коммерческого арбитража) определены в статьях 7 - 10 Соглашения. Важно подчеркнуть, что правила этих статей не полностью соответствуют правилами Нью-Йоркской конвенции (в которой участвуют все государства - участники СНГ, за исключением Таджикистана и Туркменистана). Поэтому на основании статьи VII Нью-Йоркской конвенции при исполнении решения, например, МКАС при ТПП РФ в Украине или в Узбекистане, также решение будет исполняться не по правилам Нью-Йоркской конвенции, а по правилам данного Соглашения.
В статье 7 Соглашения зафиксировано общее правило, согласно которому Государства - участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств - участников СНГ.
Решения, вынесенные компетентным судом одного государства - участника СНГ в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства - участника СНГ.
Порядок обращения за приведением в исполнение решения определен в статье 8 Соглашения. Основные правила состоят в следующем: заинтересованная сторона подает ходатайство, к которому прилагаются предусмотренные в этой статье документы:
- должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;
- официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;
- доказательства извещения другой стороны о процессе;
- исполнительный документ.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках статьи 8 требуется документ, представление которого не предусмотрено Нью-Йоркской конвенцией, а именно исполнительный документ.
Вопрос о том, какой суд является компетентным, определяется законодательством страны места исполнения решения.
В статье 9 Соглашения установлены основания для отказа в приведении в исполнение решения. Во-первых, такой отказ может быть осуществлен только на основании просьбы стороны, против которой оно направлено. Во-вторых, для отказа в приведении в исполнение решения такая Сторона обязана представить компетентному суду по месту, где испрашивается приведение его в исполнение, доказательства того, что:
а) судом запрашиваемого государства - участника СНГ ранее вынесено вступившее в силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом;
г) другая Сторона не была извещена о процессе;
д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.
Как видно из изложенного, перечень оснований для отказа в признании решения является замкнутым и значительно отличается от правил Нью-Йоркской конвенции.
Учитывая характер взаимоотношений между государствами - участниками СНГ, в статье 10 Соглашения предусматривается, что высшие судебные органы этих государств регулируют спорные вопросы, возникающие в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов.