Международные инвестиционные споры

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ЧАСТНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СПОРЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МПФ

М.П. БАРДИНА, Н.Г. ВИЛКОВА, Я.В. ЗЕМЛЯЧЕНКО, А.С. КОМАРОВ

Под общей редакцией доктора юрид. наук, профессора

А.С. КОМАРОВА

Рекомендовано кафедрой

Протокол заседания от 30 ноября 2009 года N 4

Одобрено Редакционно-издательским советом

Рецензенты

Шумилов В.М., заведующий кафедрой публичного права ВАВТ, доктор юридических наук, профессор;

Зименкова О.Н., профессор кафедры международного частного и гражданского права Московского государственного института международных отношений МГИМО (У) МИД России, кандидат юридических наук, доцент.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках международного коммерческого оборота помимо общеизвестных и наиболее распространенных споров, возникающих из внешнеэкономических сделок между их участниками, существует группа инвестиционных отношений. В российской юридической науке регулирование инвестиций по сложившейся традиции относят к публичному праву. Во многом данный концептуальный подход является оправданным. Но при этом даже сторонники классического подхода соглашаются с наличием в инвестиционном праве особой группы отношений "по диагонали", то есть чего-то среднего между предметом регулирования частного и публичного права. Это отношения, возникающие в процессе защиты иностранных инвестиций. "Диагональность" юридической структуры определена особой значимостью иностранных финансовых вложений для принимающего государства. Сама сделка, на основании которой происходит передача активов, носит частноправовой характер. При этом государство участника сделки, принимающее иностранные инвестиции, может производить незаконную экспроприацию иностранных инвестиций при наличии заинтересованности, обусловленной объемом финансовых вложений либо отраслью, в которую направляются иностранные инвестиции. Такой диспаритет участников инвестиционного контракта требует особого подхода в защите иностранного инвестора от нарушений его прав со стороны принимающего государства. При этом нельзя не отметить, что недобросовестный иностранный инвестор также может использовать предоставленный инструмент для злоупотреблений. Основной целью правового регулирования процедуры разрешения инвестиционных споров, как и любого процедурного юридического механизма, является обеспечение баланса интересов спорящих сторон.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой целостный информационный массив, позволяющий изучить современную систему регулирования процедуры разрешения инвестиционных споров. В нем содержится общая характеристика действующих международно-правовых документов, регулирующих процедуру разрешения инвестиционных споров. Представлена организационная структура организаций, занимающихся разрешением данной категории дел. Описываются существующие механизмы разрешения инвестиционных споров, а также проводится анализ судебных решений по данной категории дел.

Пособие может быть использовано при изучении студентами международно-правового факультета курса "Международное частное право", спецкурса "Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации".

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ОСОБЕННОСТИ АРБИТРАЖНЫХ ПРОЦЕДУР РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ

2.1. Международный центр по урегулированию

инвестиционных споров - МЦУИС (ICSID)

Как уже было отмечено выше, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, или Центр) учрежден в соответствии с Вашингтонской конвенцией "Об урегулировании инвестиционных споров между государствами, физическими или юридическими лицами других государств" для обеспечения разрешения инвестиционных споров в соответствии с Конвенцией. При передаче спора в МЦУИС следует руководствоваться соответствующими положениями Вашингтонской конвенции, а также Правилами процедуры арбитражного разбирательства.

Возбуждение арбитражного разбирательства. Компетенция МЦУИС.

Сторона, которая намерена прибегнуть к арбитражной процедуре МЦУИС, обращается с соответствующим заявлением в письменной форме к Генеральному секретарю, который направляет копию заявления другой стороне. Заявление должно содержать сведения о вопросах, послуживших основанием для возникновения спора, сведения о сторонах и их согласии относительно арбитражной процедуры в соответствии с правилами арбитража.

Генеральный секретарь регистрирует заявление, за исключением случаев, если, как уже было отмечено выше, на основании информации, содержащейся в заявлении, он придет к выводу о том, что данный спор не находится явно вне компетенции Центра. В этом случае он уведомляет стороны об отказе в регистрации.

Вопрос о наличии компетенции рассматривать конкретный спор решает сам Центр. В компетенцию МЦУИС, как предусмотрено ст. 25 Конвенции, входит разрешение правовых споров, возникающих непосредственно из связанных с инвестициями отношений, между Договаривающимся государством (или любым уполномоченным органом Договаривающегося государства, о котором им сообщено Центру) и лицом другого Договаривающегося государства, при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру.

Из содержания ст. 25 следует, что решение вопроса о компетенции МЦУИС в отношении каждого спора определяется с учетом целого ряда факторов.

1. Во-первых, спор должен соответствовать предметной подсудности, которая ограничена правовыми спорами, возникающими непосредственно из отношений, связанных с инвестициями. Статья 25 не раскрывает понятия инвестиций. Ее определение связано с определением инвестиций в национальном законодательстве.

В зависимости от того, насколько широко или узко будет определено понятие "иностранная инвестиция" в национальном законодательстве, так же широко или узко будет определена сфера действия Вашингтонской конвенции. Понимание инвестиций есть в двусторонних международных договорах о защите капиталовложений. При этом известно, что в практике Центра возникали трудности в связи с разным понимание термина "инвестиции" в национальном законодательстве, что приводило к разному пониманию инвестиционных отношений. Трудности могут возникнуть в связи с различными критериями в определении понятия "иностранный инвестор" в одновременно действующих соглашениях о защите инвестиций, что может привести к параллельным разбирательствам.

В компетенцию МЦУИС входит рассмотрение различных инвестиционных споров, в том числе выплата компенсации в случае национализации, экспроприации.

Вашингтонская конвенция предоставляет государству при ратификации, одобрении или присоединении к ней, а также в любое время впоследствии право заявить о том, что определенные категории споров не подпадают под компетенцию Центра. Так, например, Китай исключил споры относительно экспроприации и национализации, Ямайка - споры, связанные с минеральными и иными природными ресурсами. Государство самостоятельно определяет, какие категории инвестиционных споров оно согласно передать в МЦУИС.

Анализируя предметную компетенцию МЦУИС, нельзя не отметить, что проблемы возникают в связи с условием, что в компетенцию входят "правовые споры" (то есть не политические, не коммерческие), но споры могут включать правовые споры и требования, связанные с интересами стороны, для которых нет правовой базы и которые строго не основаны на праве. Чтобы облегчить решение, Центр рекомендует сторонам вносить в арбитражную оговорку фразу, что всякий спор является правовым спором.

В 1978 г. к Вашингтонской конвенции был принят Дополнительный протокол, который, как уже было отмечено выше, расширил предметную компетенцию Центра и отнес к его ведению споры, которые не могут быть квалифицированы как инвестиционные.

2. Необходимым условием обращения в МЦУИС является письменное согласие на передачу споров на его разрешение. При этом ст. 25 требует, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, нуждается в подтверждении последнего в момент передачи спора на разрешение Центра, если государство заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется.

Следует отметить, что стороны в различной форме могут выразить свое согласие на подчинение спора МЦУИС. Это может быть соглашение государства с инвестором, двустороннее международное соглашение о взаимном поощрении и защите капиталовложений, основанное на типовом соглашении. Однако наличие соглашения еще не решает вопрос о подсудности. Центр может признать как по заявлению одной из сторон, так и по своей инициативе, что спор находится вне рамок его юрисдикции, если не соблюдены условия относительно субъектного состава спора и предмета спора.

3. Специальные требования предусмотрены для субъектного состава: только споры между государством и лицом другого государства подлежат рассмотрению в МЦУИС. В мировой практике сложилось отношение к понятию инвестиционные споры как к спорам между государством (органами государства) и иностранным инвестором (физическим или юридическим лицом).

Под лицами Договаривающегося государства понимаются любое физическое лицо или любое юридическое лицо, которое является гражданином или, соответственно, юридическим лицом Договаривающегося государства, отличного от государства, выступающего в качестве стороны в споре.

При этом не является обязательным, чтобы это юридическое лицо было частной компанией. Указанным термином охватываются также и принадлежащие государству юридические лица. Исключением могут быть лишь те государственные компании, которые выполняют государственные функции. Таким образом, Конвенция относит споры по вопросам инвестиций к особой категории инвестиционных споров, для которых, помимо их связи с инвестициями, характерным является еще и то, что одной из сторон споре, как правило, является государство.

4. При обращении в МЦУИС важно учитывать, что Конвенция предусматривает, что согласие сторон о передаче Центру спора для разрешения посредством арбитража означает, если не предусмотрено иного, обязательность такого согласия и отказ от использования других средств разрешения спора. Следовательно, отказ от использования других средств разрешения спора является одним из условий определения компетенции Центра.

Любое Договаривающееся государство вправе требовать первоначального обращения к национальным административным или судебным средствам разрешения споров в качестве согласия о передаче спора для арбитражного рассмотрения согласно Конвенции.

5. Договаривающееся государство отказывается обеспечивать дипломатическую защиту или обращаться с исками международно-правового характера, если речь идет о спорах между его лицами и другим Договаривающимся государством, по поводу которых имеется согласие о передаче их в будущем для разрешения посредством арбитража согласно Конвенции. Традиционно обращается внимание на то, что, обращаясь в ИКСИД, государство отказывается от своего права, основанного на нормах международного права (ч. 1 ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях), которые предусматривает такую защиту как функцию дипломатической миссии. При этом дипломатической защитой не будет считаться проведение неофициальных дипломатических консультаций для достижения единственной цели - облегчения разрешения спора.

Формирование состава арбитража. Формирование состава арбитража в принципе не имеет существенных отличий от формирования состава арбитража международного коммерческого арбитража. Учреждение арбитража предусматривается в кратчайший срок после регистрации заявления. Стороны могут договориться о количестве арбитров, соблюдая требование об их нечетном количестве. Если стороны не договорились о количестве и порядке назначения арбитров, арбитраж формируется из трех арбитров, по одному из которых назначает каждая сторона, а председатель назначается по соглашению сторон. Если в течение согласованного сторонами срока (при отсутствии такого согласования - в течение 90 дней после отправки Генеральным секретарем уведомления о регистрации заявления) арбитраж не был учрежден, председатель Административного совета по требованию любой из сторон и после консультаций с обеими сторонами назначает еще не назначенного арбитра или арбитров. В отношении назначаемых в таком порядке арбитров имеется ограничение, согласно которому они не могут быть гражданами Договаривающегося государства - стороны спора или государства, лицо которого является стороной в споре.

Согласно общему правилу большинство арбитров не должны быть гражданами выступающего в качестве стороны государства, лицо которого является стороной в споре. Это положение не применяется, если арбитраж состоит из одного арбитра или если каждый член арбитража был назначен по соглашению сторон.

Стороны могут назначить арбитра из списка, который ведет МЦУИС, однако арбитром может быть назначено лицо и не включенное в список. Такое назначение возможно, за исключением тех случаев, когда назначение производит председатель Административного совета.

Каждая из Договаривающихся сторон вправе назначить по четыре лица в каждый из списков (для арбитражного рассмотрения и примирительной процедуры), причем они могут быть гражданами и другого государства. Председатель Административного совета вправе назначить в каждый из списков 10 лиц, причем они должны быть гражданами различных государств. Председатель должен учитывать важность того, чтобы обеспечить представительство в списках основных правовых систем, существующих в мире, а также основных форм экономической деятельности.

К лицам, включенным в списки арбитров, предъявляются высокие требования. Они должны обладать высокими моральными качествами, достаточной компетентностью в области права, коммерции, экономики или финансов, для того чтобы быть в состоянии выносить независимые решения. При включении лица в списки арбитров особое значение придается компетентности такого лица в области права.

Конвенция исходит из неизменности состава арбитража после его учреждения, но допускает в необходимых случаях возможность замены арбитра, а также заявления отвода. Решение относительно отвода принимается другими членами арбитража. Если их мнения разделились поровну либо отвод заявлен единоличному арбитру или большинству составу, решение принимается председателем Административного совета.

Ведение арбитражного разбирательства. Арбитражное разбирательство ведется в соответствии с положениями Конвенции и, если стороны не договорились об ином, правилами арбитражного рассмотрения споров, которые действуют на дату, когда стороны согласились о разрешении спора в арбитраже. В случае возникновения процедурного вопроса, не урегулированного Конвенцией и иными согласованными сторонами правилами, арбитраж, сформированный для разрешения конкретного спора, сам разрешает такой процедурный вопрос.

В целом процедура МЦУИС может быть охарактеризована как позволяющая необходимую гибкость и оперативность. Если стороны не договорились об ином, арбитраж вправе, если это является необходимым, в любой момент рассмотрения спора требовать от сторон предъявления документов и иных доказательств и выезжать на места, связанные со спором, и проводить расследования, если того требуют обстоятельства.

Арбитражная процедура рассмотрения спора проводится в месте нахождения Центра, если в дальнейшем не будет предусмотрено иное. Если иное не согласовано сторонами, арбитражная процедура может проводиться в месте нахождения постоянно действующего арбитражного суда, иного органа публично- или частноправового характера, с которым Центр заключит соглашение в этих целях, а также в любом другом месте, в отношении которого арбитраж примет решение после консультаций с Генеральным секретарем.

Арбитраж рассматривает спор согласно нормам права в соответствии с соглашением сторон. Определение применимого права может быть согласовано сторонами в двустороннем соглашении о защите инвестиций.

При отсутствии соглашения сторон о применимом праве арбитраж применяет право государства, участвующего в споре, а также те нормы международного права, которые могут быть применимы. Отметим, что в отличие от определения применимого права международным коммерческим арбитражем Центр в первую очередь применяет национальное право принимающего государства. В доктрине ранее считалось, что международное право имеет субсидиарное значение, восполняет пробелы и корректирует нормы. Постепенно стал преобладать другой подход. Арбитраж проверяет, соответствует ли национальное законодательство принимающего государства принципам и нормам международного права. Если будет установлено противоречие, то подлежит применению международное право. В рекомендуемой оговорке МЦУИС предлагается, чтобы арбитражная оговорка требовала применение правовой системы государства на дату подписания соглашения.

В отличие от большой свободы выбора применимого права международным коммерческим арбитражем, арбитры, при отсутствии выбора сторонами, обязаны применять право государства, являющегося стороной спора.

Следует обратить внимание на особое положение, свойственное только разбирательству споров в МЦУИС, согласно которому арбитраж не вправе выносить неопределенные решения (решения non liquet), ссылаясь на отсутствие или неясность правовых норм. Это положение принято толковать как задачу для арбитров восполнить пробелы применимого права.

Арбитраж вправе выносить решения, основываясь на справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом. Нередко отмечается, что фактически положение о том, что арбитраж не вправе выносить неопределенные по содержанию решения, может рассматриваться как его право выносить решения ex aequo et bono, потому что при пробелах в применимом праве арбитрам придется исходить из принципов добра и справедливости.

Следует отметить правила, относящиеся к участию сторон в разбирательстве, которые в такой формулировке и с таким содержанием не повторяются в других регламентах международных коммерческих арбитражей. Во-первых, это положение о том, что неявка одной из сторон или неучастие в рассмотрении дела не обязывают признавать утверждение другой стороны. Во-вторых, это положение, устанавливающее, что неявка одной из сторон или ее неучастие в рассмотрении дела не препятствуют рассмотрению дела арбитражем по требованию противоположной стороны и вынесению решения. Перед вынесением решения арбитраж уведомляет отсутствующую сторону и предоставляет ей определенный срок, за исключением случаев, когда он убежден в том, что отсутствующая сторона не воспользуется этим.

В процессе допускается рассмотрение дополнительных или встречных требований, связанных непосредственно с предметом спора, при условии что это соответствует соглашению сторон и порядку разрешения споров и компетенции Центра.

Если арбитраж сочтет это необходимым в силу обстоятельств дела, арбитраж вправе, если иное не согласовано сторонами, рекомендовать сторонам дополнительные меры, направленные на обеспечение прав каждой из сторон. Международный коммерческий арбитраж, как будет показано в ходе дальнейшего изложения, по своей инициативе не выносит рекомендаций о применении обеспечительных мер.

Процедура принятия решения. В результате арбитражного разбирательства арбитры выносят решение. Арбитраж принимает решение большинством голосов арбитров. Решение выносится в письменной форме и подписывается арбитрами, голосовавшими за это решение.

Специально оговорено, что каждый из арбитров вправе приложить свое личное мнение по поводу вынесенного решения, независимо от того, совпадает ли оно с мнением большинства, а также заявление о своем несогласии с вынесенным решением. Требуется вынесения решения по каждому из вопросов, ставших предметом арбитражного рассмотрения, при этом решение должно содержать основания, на которых оно вынесено.

По заявлению одной из сторон арбитраж в течение 45 дней после вынесения решения вправе, предварительно уведомив другую сторону, принять дополнительное решение, которое не было включено в решение арбитража. Допускается исправление арифметических ошибок и опечаток.

Большее внимание уделено вопросу о возможности толкования решений и о том, принятие каких мер может для этого потребоваться. В случае если между сторонами возник спор относительно содержания и предмета решения, любая из сторон вправе потребовать толкования решения посредством представления письменного заявления Генеральному секретарю. Это заявление, по возможности, представляется арбитражу, который вынес решение, однако если это невозможно, должен быть учрежден новый арбитраж. Арбитраж вправе, если сочтет это необходимым, приостановить исполнение решения до вынесения дополнительного решения.

Центр не вправе публиковать вынесенные арбитражные решения без согласия сторон. Генеральный секретарь направляет сторонам заверенные копии решений. В настоящее время большое количество принятых МЦУИС арбитражных решений доступны в электронном виде <46>.

--------------------------------

<46> В частности, информацию о публикациях вынесенных решений можно найти по адресу http://icsid.worldbank.org.

Отличительной особенностью процедуры в рамках МЦУИС является возможность изменения решения после его вынесения арбитражем. Каждая сторона может потребовать изменить решение, направив Генеральному секретарю письменное заявление, если ей стало известно о новых фактах, которые могли бы оказать существенное влияние на решение арбитража. При условии что эти факты не были известны арбитражу и заявителю в момент вынесения решения, а также если незнание заявителя о таких фактах не являлось результатом его небрежности.

Такое заявление должно быть сделано в течение 90 дней после обнаружения таких фактов, однако в любом случае не позднее чем в течение 3 лет со дня вынесения решения. Заявление, по возможности, должно быть представлено арбитражу, вынесшему решение. В случае если это невозможно, должен быть сформирован новый состав арбитража. Арбитраж вправе, если сочтет необходимым, приостановить исполнение решения до вынесения дополнительного решения.

Отличительной особенностью рассмотрения споров в МЦУИС является положение о возможности внутреннего пересмотра арбитражного решения. По сравнению с международным коммерческим арбитражем, где отмены решения проигравшая сторона может добиваться только в национальных судах, в рамках МЦУИС предусмотрена возможность отмены в соответствии с внутренней процедурой. Центр осуществляет функции контроля в отношении вынесенных решений. Он обладает исключительной компетенцией по вопросам аннулирования и обжалования решений арбитража.

Каждая из сторон вправе требовать отмены решения арбитража путем подачи письменного заявления Генеральному секретарю по перечисленным в ч. 1 ст. 52 основаниям:

а) если арбитраж был учрежден ненадлежащим образом;

б) если арбитраж превысил свои полномочия;

в) если имел место подкуп одного из арбитров;

г) если имело место существенное отступление от процедуры;

д) если решение не было надлежащим образом обосновано.

Заявление должно быть сделано в течение 120 дней со дня вынесения решения арбитражем. Если требование отмены основано на обнаруженном факте подкупа, то заявление должно быть сделано в течение 120 дней после обнаружения такого факта, однако в любом случае не позднее 3 лет со дня вынесения решения.

После получения такого заявления председатель Административного совета назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет ad hoc в составе трех человек. Членом комитета не может быть лицо, входившее в состав арбитража, вынесшего решение, а также гражданин государства - стороны спора, государства, участвующего в споре, или лицо, участвующее в споре. Комитет ad hoc уполномочивается отменить решение арбитража в целом или в части по указанным основаниям. Комитет ad hoc вправе, если сочтет это необходимым, приостановить исполнение решения до вынесения дополнительного решения. В случае отмены решения спор может по заявлению одной из сторон быть передан для разрешения новому составу арбитража.

Поскольку право на заявление с требованием отмены решения ничем не обусловлено и не ограничено, возможность такого заявления может быть в порядке вещей, получать большее распространение. Выказывается мнение о том, что процедура МЦУИС все больше включает две стадии: первую - рассмотрение арбитражем и вторую - рассмотрение комитетом ad hoc. Это, безусловно, не только приводит к увеличению срока принятия окончательного решения, но и само решение также нельзя безоговорочно назвать окончательным, поскольку существуют возможности подать заявление об его отмене.

Решение МЦУИС является обязательным для сторон и не подлежит обжалованию, за исключением случаев, которые предусмотрены Конвенцией. Каждая из сторон обязана подчиниться и совершать действия, соответствующие требованиям арбитража. Согласно Конвенции каждое государство признает решение арбитража, вынесенное в соответствии с Конвенцией в качестве обязывающего, и обеспечивает исполнение денежных обязательств, налагаемых решением арбитража, в пределах своей территории таким же образом, как если это было бы окончательное решение судебного органа этого государства.

Сторона, заинтересованная в исполнении решения, должна представить в соответствующий судебный орган государства-участника копию решения арбитража, заверенную Генеральным секретарем. Исполнение решения арбитража должно осуществляться в соответствии с законодательством об исполнении вступивших в силу судебных решений.

Особенность Вашингтонской конвенции состоит в том, что она налагает на государства-участников обязательство рассматривать решения, вынесенные арбитражем МЦУИС, в качестве обязательных, признавая за ними юридическую силу решений, вынесенных судами этого государства.

С другой стороны, решения международного коммерческого арбитража признаются и приводятся в исполнение в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Порядок их признания и исполнения определяется национальным законодательством.

Дополнительный протокол к Вашингтонской конвенции 1978 г. Данный документ, как было упомянуто ранее, который также называют "Дополнительные средства разрешения инвестиционных споров" (Additional Facility Rules), включает в себя правила процедуры, которые применяются в том случае, когда невозможно применять процедуры разрешения инвестиционных споров, предусмотренные Вашингтонской конвенцией. Такая ситуация имеет место, когда либо государство, участвующее в споре, либо государство происхождения инвестора не являются участниками Вашингтонской конвенции.

В соответствии со ст. 2 указанных Дополнительных правил секретариат МЦУИС может принимать решение о подчинении спора между государством и лицом другого государства юрисдикции МЦУИС, если спор решается на основе правил дополнительных процедур, относящихся к одной из следующих категорий:

- примирительная и арбитражная процедура разрешения правовых споров, возникающих непосредственно из инвестиций, не попадающая в сферу компетенции Центра в силу того, что или государство, участвующее в споре, или государство, чей гражданин или юридическое лицо, участвующее в споре, не являются Договаривающейся стороной в Вашингтонской конвенции;

- примирительная и арбитражная процедура разрешения споров, не попадающих в сферу компетенции МЦУИС в силу того, что отношения, являющиеся предметом спора, не связаны напрямую с инвестициями. При этом одна из сторон в споре участвует в Вашингтонской конвенции.

Для того чтобы уточнить сферу применения Дополнительных правил и чтобы они не использовались при разрешении споров, для которых эти правила не предназначены, Административный совет МЦУИС дал по этому вопросу официальное разъяснение. В данном случае было указано на экономические сделки, которые в зависимости от их условий могут рассматриваться сторонами как инвестиционные для целей Конвенции. Это сделки, которые влекут за собой установление долгосрочных отношений или выделение значительных материальных ресурсов с каждой стороны и представляют особую важность для экономики государства - участника спора, что указывает на их явное отличие от обычных коммерческих сделок. Примерами таких сделок могут быть договоры о промышленном сотрудничестве, крупные контракты гражданского строительства.

Категории процессов, которые могут вестись секретариатом Центра, определяют границы действия дополнительной процедуры. Таким образом, Дополнительный протокол к Вашингтонской конвенции расширяет сферу действия Конвенции и создает механизм рассмотрения диагональных споров с участием государства в тех случаях, когда Конвенция распространяется лишь на одного участника спора.

Любой договор, предусматривающий ведение арбитражных процессов в рамках дополнительной процедуры в отношении настоящих или будущих споров, требует одобрения Генерального секретаря, к которому стороны могут обратиться в любой момент до начала процесса, предоставив в секретариат копии договора или его проекта.

Генеральный секретарь незамедлительно уведомляет стороны о своем одобрении или неодобрении договора между ними. Генеральный секретарь регистрирует свое одобрение договора с именами и адресами сторон в реестре, который ведет секретариат специально для этой цели, что подтверждает, что предусмотренный договором процесс находится в сфере этих правил. Подтверждение препятствует возникновению споров о компетенции после начала процесса.

Положения Конвенции не применяются в отношении процессов, проводимых в рамках дополнительных процедур.

2.2 Международный арбитражный суд

Международной торговой палаты (МТП - ICC)

Предварительные замечания. Основанный в 1923 г. Международный арбитражный суд МТП (далее - Суд) считается ведущим мировым институтом для разрешения международных коммерческих споров, признанный авторитет которого и особенности регулирования арбитражного разбирательства обеспечивают высокую степень исполнения принимаемых решений.

В отличие от других институционных арбитражных судов, которые традиционно создаются при национальных торговых палатах, Суд МТП создан при Международной торговой палате и по своему составу является подлинно международным, в состав Суда входит около 65 членов от более чем 70 стран. Международный состав суда обеспечивает большую нейтральность при рассмотрении входящих в его компетенцию вопросов.

Суд осуществляет свою деятельность согласно Уставу Международного арбитражного суда МТП и Внутреннему регламенту Международного арбитражного суда МТП, которые являются соответственно Приложением I и Приложением II Арбитражного регламента МТП. В качестве самостоятельного учреждения Суд осуществляет свои функции независимо от МТП и ее органов.

Следует отметить, что непосредственно Суд не разрешает споры, не является судом в обычном смысле слова, его задачей является обеспечение применения Арбитражного регламента и Примирительного регламента МТП. Суд располагает в этих целях всеми необходимыми полномочиями. При этом каждое арбитражное разбирательство осуществляется составом арбитража, который отвечает за рассмотрение дела по существу и вынесение окончательного решения. Ежегодно арбитражное разбирательство по Регламенту МТП проводится более чем в 40 странах на различных языках и арбитрами различного гражданства.

Суд состоит из председателя, заместителей председателя, членов и заместителей членов. Члены суда назначаются Советом МТП по предложению национальных комитетов МТП, созданных в более чем ста странах. Председатель Суда выбирается Советом МТП по рекомендации Правления МТП. Совет МТП назначает заместителей председателя Суда из числа членов суда или других лиц.

На пленарных сессиях Суда решения принимаются большинством голосов. Голос председателя является решающим при равенстве голосов. Все заседания Суда проходят при закрытых дверях (конфиденциально). На них не могут присутствовать ни спорящие стороны, ни арбитры, рассматривающие спор. Конфиденциальный характер должен соблюдаться любым лицом, участвующим в его работе в каком бы то ни было качестве.

Суд может создавать комитеты и определять их полномочия. Роль Суда, как будет показано далее, весьма активна на всех стадиях процесса, в частности, при решении вопроса об очевидном (primae facie) наличии арбитражного соглашения, при определении места арбитража и количества арбитров, если это не предусмотрели стороны при назначении арбитров, при подтверждении в случае необходимости полномочий избранных сторонами арбитров, при принятии решений по отводам арбитров, при анализе и утверждении всех арбитражных решений, определении вознаграждения арбитров. Техническую помощь Суду осуществляет секретариат, который занимается текущим управлением делами под руководством Генерального секретаря.

Арбитражное разбирательство, которое осуществляется составом арбитража по рассмотрению спора по существу, регулируется Регламентом МТП, который в настоящей редакции действует с 1 января 1998 г.

Если стороны договорились обратиться в арбитраж в соответствии с Арбитражным регламентом МТП, они подчиняются Регламенту, действующему на дату начала арбитражного разбирательства, если только они не договорились подчиниться Регламенту, действующему на дату их арбитражного соглашения.

Начало арбитражного процесса. Сторона, решившая обратиться в арбитраж, в соответствии с Регламентом МТП направляет свое исковое заявление (заявление об арбитражном разбирательстве) в секретариат. При этом следует обратить внимание на общее требование, предусмотренное в Регламенте для всех письменных уведомлений или сообщений. Согласно ст. 3 все состязательные бумаги и другие письменные документы, предъявляемые любой стороной, а также все прилагаемые документы должны быть представлены в достаточном количестве экземпляров с тем, чтобы было предусмотрено по одному экземпляру для каждой стороны, каждого арбитра и для секретариата. Регламент также содержит общее положение о порядке исчисления сроков, которые начинают исчисляться со дня, следующего за датой, когда уведомления или сообщения считаются предъявленными.

Секретариат уведомляет истца и ответчика о получении заявления и дате его получения. Подтверждая получение заявления, секретариат указывает истцу имена и координаты советника и иных лиц, ответственных за ведение дела. Дата получения заявления секретариатом считается для всех целей датой начала разбирательства.

Исковое заявление должно содержать следующую информацию:

- полное наименование и адрес каждой стороны;

- изложение характера и обстоятельств спора, явившихся основанием иска;

- предмет требования и по возможности размер требуемой суммы или сумм;

- договоры, связанные с делом, в первую очередь арбитражное соглашение;

- все указания относительно числа арбитров и их выбора, а также назначение арбитра;

- любые комм<

Наши рекомендации