Политическое отношение, их носители, формы правления
Политические отношения– взаимодействие субъектов политической жизни в процессе, завоевания, перераспределения и реализации политической власти. Субъекты: политические институты(включая государство) и различно социально-политические силы(классы, этносы, массы, электорат, мафия, партия и др.). Сущность и формы П.о. определяются социальными, экономическими, этнонациональными, конфессиональными и иными факторами. Специфика П.о. в том, что П.о. выражают взаимосвязи между субъектами через отношения власти, в той или иной форме определяют характер всех других общественных отношений. Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает осуществляться при активном участии государства. Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания - идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне). Сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения. Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками: смысл политических отношений - установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики; деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования; специфическим инструментом политических отношений выступает власть. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения. Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям: по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.; по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.; по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные; по механизму своего проявления: стихийные и сознательные. Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
Содержание и тенденции развития политической системы постсоветской России
Современная российская П.с., возникшая в 1991 г., в историческом измерении находится в стадии “младенчества”. Но уже сейчас можно выделить три этапа ее становления. Первый (1991-1993) показал, что реформы, начатые М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным, оказали на качество жизни большинства россиян весьма неблагоприятное воздействие. Это нашло свое отражение в негативной динамике многих социально-экономических показателей: снижение уровня и продолжительности жизни, рост самоубийств, количества беспризорных детей, распространение наркомании, вопиющее имущественное расслоение, большая часть которого совершенно не связана с личными трудовыми усилиями. В политической сфере противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в противоречиях между законодательной и исполнительной властью при бездействии еще не сформировавшейся судебной системы, при “параличе” силовых и правоохранительных структур. Возникла ситуация двоевластия и безвластия. Выход из этой ситуации наиболее прогрессивная и активная часть граждан видела в принятии новой Конституции. К концу 1993 года был положен конец безвластию в стране, а 12 декабря 1993 года, по итогам всероссийского референдума была принята новая Конституция РФ , которая означала создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса, определения легитимных рамок и направлений развития российской государственности и политического процесса в целом. Второй период(1994-1999) характеризовался весьма сумбурными и противоречивыми политическими акциями. Сначала было огромное желание части населения, в основном интеллигенции, поверившей в демократические лозунги младореформаторов, кардинальным образом перестроить политическую систему, отринуть все старое и создать новое демократическое государство и общество. Продолжали возникать новые политические партии и движения, предпринимались активные, хотя и хаотичные попытки создания ряда законов, конкретизирующих положения Конституции РФ, расширялись международные контакты на государственном и общественном уровнях. Однако отсутствие концептуальной основы декларированных реформ, волюнтаризм и грубые ошибки в управлении экономическими и политическими процессами, ставка на внешнюю материальную и даже интеллектуальную поддержку, недооценка и растрата собственных внутренних ресурсов, игнорирование социального положительного опыта привели страну к системному кризису. Законы многих субъектов РФ противоречили Конституции РФ, государственная власть ослабла, криминализация политических и экономических структур достигла предельной черты, за которой уже был хаос и уничтожение суверенной государственности. В рамках третьего периода(2000-2008) началась консолидация прогрессивных сил общества, пришло понимание необходимости конструктивного диалога государственной власти с общественными структурами, с легальным бизнесом, обозначились реальные перспективы вывода страны из кризисного состояния. Был наведен конституционный порядок, восстановлены элементарные социальные гарантии граждан, укреплены политические институты, был остановлен распад страны и прекращена война на северном Кавказе. Было восстановлено единство правового пространства, проведено разграничение полномочия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, укрепилась материальная база и реальная независимость судов. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство. На базе достигнутого определены стратегическая цель, способ и средства ее реализации – инновационное развитие страны, опирающееся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – человеческий потенциал. Для этого необходимо решить три ключевые проблемы. 1). Создать равные возможности для людей. 2). Сформировать мотивацию к инновационному поведению. 3). Повысить эффективность экономики, прежде всего за счет роста производительности труда. Наметилась положительная тенденция по формированию среднего класса как социальной основы политической системы, к 2020 г. доля среднего класса в общей структуре населения должна составить 60-70%. Совершенствуется федеративные отношения, взаимодействие между ветвями государственной власти, снижается степень конфронтации между политическим группировками. Активизируется деятельность общественно-политических институтов(уполномоченных по правам человека, общественных палат и др.). Российская политическая система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, последовательно интегрируется в мировую систему политических отношений и оказывает все возрастающее влияние на международные дела. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, вступление в Совет Европы, взаимодействие с ЕС, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами(ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).