Политическая идеология: ее основные современные виды

Политическая идеология– специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения(социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов П.и.(либеральной, консервативной, радикальной и т.п.) и представлению о противоположности, борьбе идеологий. П.и. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный «вес» П.и. зависит от степени ее влияния на общественное сознание. П.и. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, П.и. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, П.и. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; П.и. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, П.и. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. Выделяются несколько уровней П.и.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня — быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности П.и., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества.

Политические идеологии(П.и.) многообразно и многочисленны. Поэтому в учебных и в практических целях они подвергаются классификации. Применяемые критерии классификации различны. Наиболее объективным критерием является общественная значимость(влиятельность) данной идеологии. Она выражается через влиятельность в общественных отношениях ее главного носителя – социального субъекта. Т.е. класса, социального слоя, социальной общности, политической элиты и др. Степень влиятельности формализуется и рассчитывается по конкретным измеряемым показателям: численность людей и организаций, поддерживающих данную идеологию, объем ресурсов носителя(материальных, организационных, духовных), представленность в органах власти, владение или соучастие во владении политической власти. Другие критерии классификации менее значимы: по прогрессивности или реакционности целей и направленности, по степени научности, по мобилизующей роли в обществе, по доступности для массового сознания. По критерию общественной влиятельности к основным политическим идеологиям современности следует отнести неолиберализм, неоконсерватизм и социал-демократию. Во втором эшелоне по этому критерию располагаются такие идеологии: коммунистическая, фашистская, глобализм и антиглобализм. Неолиберализм является современной(двадцатого века) модификацией либерализма, основы которого были заложены во второй половине 17 века во времена бурного развития капитализма в Англии великим английским мыслителем Дж. Локком. Либерализм стал наступательной мобилизующей доктриной молодой агрессивной английской буржуазии, а затем широко распространился и в других государствах. По Дж. Локку, политическая власть в обществе должна принадлежать всему классу буржуазии, которая сама, своими силами регулирует экономические отношения между предпринимателями и между предпринимателями и потребителями. Государству отводится охранительная функция, функция “ночного сторожа”, т.е. обеспечение такого порядка, при котором “не мешают действовать” предпринимателям. Получается, что базой для политической власти служит частная собственность, которая является неприкосновенной. Главной задачей государства является обеспечение предпринимателям свободы в их деятельности и всех прочих гражданских свобод. Для этого необходимо разделение властей и их динамический баланс, благодаря которому создается достаточно высокий уровень защиты свобод граждан. Устанавливается государственная власть путем общественного договора, поддерживается и сохраняется демократическим парламентским путем. В XX веке обнаружилось серьезное расхождение либеральной доктрины с практикой жизни капиталистического общества. Разрастающиеся национальные и транснациональные монополии стали блокировать механизмы саморегуляции свободного рынка и конкуренции. Соответственно, гражданские свободы начали превращаться в формальные и декларативные лозунги. Пришлось и на практике и в теории существенно усилить роль государства как регулятора всей экономической и политической сферы. Так либерализм трансформировался в неолиберализм, приобретший следующие характерные черты: признание главной регулирующей(не управляющей!) роли государства; ограничение планированием свободной стихии рынка, правовое регулирование рынка, ориентация на социальное государство, т.е. на государственную помощь социальным слоям и группам, не выдерживающим слепого могущества рыночных отношений. Консерватизм возник позже, в XIX веке как реакция на Великую Французскую революцию, которая разрушила “старый порядок”, по выражению А. Токвиля, с его традиционными ценностями, но не создала обещанное царство свободы, равенства и братства. Основная идея К. – сохранение устойчивого привычного порядка важнее рискованных романтических преобразований с ненадежным результатом. Поэтому власть, согласно идеологии консерватизма, должна принадлежать потомственным собственникам, которые своим образом жизни доказали приверженность идеалам правящего класса. Власть имущего класса необходима, поскольку только она обеспечивает сохранение изначального и непреодолимого неравенства между людьми. Публичная власть должна опираться на религию и церковь из-за ограниченных возможностей человеческого разума, который по определению непригоден для монопольного руководства человеческой жизнью. Частная собственность является основой устойчивого порядка в обществе и потому священна и неприкосновенна. Ее охрана и поддержка – главная обязанность государства. П.в. устанавливается естественным путем как закрепление неравенства между людьми и несовместимости свободы и равенства. Публичная Власть освящается религией и моральными традициями. Сохранение и укрепление власти обеспечивается институтами семьи и местного самоуправления. Консерватизм, так же, как и либерализм, вынужден был видоизмениться под напором новой реальности в веке. Его современная форма – неоконсерватизм – характеризуется следующими чертами: ограничение влияния государства и власти на экономическую жизнь, разделение общественной и личной жизни граждан и невмешательство в личную сферу бытия человека, терпимости в области культуры во имя обеспечения широкой легитимации власти. Идеология социал-демократии выступает главным конкурентом и консерватизму и либерализму. Она сложилась много позже, во второй половине XIX века, а в XX веке разделилась на эволюционное, реформаторское крыло(социал-демократия) и революционное(коммунизм). Для обоих направлений социал-демократии обязательно признание необходимости П.в. трудящихся классов, которую они получают либо мирным путем через выбор, либо посредством революции, когда устанавливается диктатура пролетариата, затем – рабочего класса. Частная собственность на средства производства рассматривается как источник неравенства и социальной несправедливости и поэтому подлежит ограничению или отмене. Сохранение и укрепление П.в. реализуется через всенародную демократию под руководством, высокоорганизованной П.в.(социал-демократии, коммунизма). П.и. сохраняют свое влияние на внутреннюю и внешнюю политику каждой страны в XXI веке, несмотря на все попытки умалить или отрицать роль идеологий. П.и. задают главную мотивацию политической деятельности как социальным общностям и организациям, так и отдельным индивидам. Политические идеологии выступают эффективной организующей силой в формировании и разложении любой политической власти.



Наши рекомендации