Накануне мировой катастрофы
Луи Блерио в полете.
Как было показано в предыдущем уроке, с точки зрения географии распространения, развитие самолетостроения шло по пути увеличения числа стран, занимающихся авиационными разработками.
В сфере совершенствования общей конструкции летательных средств намечалась прямо противоположная тенденция: сокращение вариантов самолетов.
Так в период с 1905 по 1908 года основными типами аэропланов являлись:
Моноплан с самобалансирующимся крылом румынского конструктора Т.Вуйя.
"Флайер" относится к типу биплана с коробчатым крылом.
Расчалки, ухудшавшие аэродинамические свойства монопланов.
I. моноплан "нормальной" схемы с тянущим винтом (к этому типу, например, можно отнести самолеты Луи Блерио);
II. моноплан с самобалансирующимся крылом без стабилизирующегося хвостового оперения;
III. моноплантандем;
IV. биплан с коробчатым крылом, передним рулем высоты и толкающим пропеллером толкающим пропеллером (примером таких машин являются аппараты Анри Фармана);
V. полиплан (т.е. биплан без перегородок на крыле с тянущим винтом и расположенным позади оперением).
А уже к 1910 году стали доминирующими два варианта самолета:
1) одноместный моноплан с фюзеляжем, хвостовым оперением и тянущим винтом;
2) двухместный безфюзеляжный биплан с находящимся перед крылом рулем высоты и толкающим винтом;
Конструкция по схеме моноплана имела серьезный недостаток: крыло было непрочным и чтобы его усилить, требовались мощные расчалки, прикрепляемые к крепежным стойкам, расположенным над и под фюзеляжем.
Но такие самолеты имели и ряд достоинств. Одно крыло обладало меньшим аэродинамическим сопротивлением и позволяло достичь большей скорости. К тому же монопланы были более маневренными, т.к. одно крыло было легче изогнуть, (а именно таким образом на заре авиации пилоты управляли креном).
Моноплан и биплан.
В отличие от однокрылых самолетов, коробчатая конструкция бипланов значительно увеличивала его прочность. Поэтому главным преимуществом бипланов была их надежность и относительно высокая грузоподъемность.
С другой стороны, большая поверхность усиливала сопротивление воздуха, поэтому аппарат такого типа, не мог развивать высокие скорости.
Предвоенный период замечателен также и совершенствованием всех основных частей аэропланов.
Были унифицированы кабины самолетов: появились педали, соединенные с рулем управления, и рычаг, управляющий рулем высоты и элеронами. Отныне пилот мог вести самолет одной рукой. Пропеллеры в то время представляли собой винты с цельнодеревянными лопастями, а элероны стали единственным средством поперечного управления.
И.Сикорский в кабине аэроплана.
Конструкторы этого периода не обошли своим вниманием шасси. Получили распространение колесные и колеснополосные шасси. А в 1909 году увидел свет самолет с лыжными шасси, предназначенными для взлета в зимних условиях. Их родиной является Россия.
Очень результативными оказались разработки авиационных двигателей: за счет увеличения числа цилиндров двигатель водяного охлаждения стал более мощным.
Расположение шасси и двигателя на "Фармане MF-11".
Медленно, но все же намечалась тенденция к изменениям в области конструкционных материалов. В фюзеляже, крыльях и пропеллере в основном продолжали использовать дерево и полотно. Металл использовался крайне редко: в конструкциях шасси, соединительных узлах крыла и корпуса, в проводке управления.
Таким образом, предвоенное десятилетие стало временем унификации типов самолетов. В авиастроении наметилось два главных направления: монопланы и бипланы. Каждый тип самолета обладал набором положительных и отрицательных качеств. Это обстоятельство создало предпосылки для последующей специализации летательных средств. Вторая особенность этого периода - накопление качественных изменений в конструкции самолетов. Аппараты стали более надежными, управляемыми, маневренными, а руки пилота освободились, во многом благодаря этому аэропланы смогли сыграть важную роль в предстоящей войне.
"Разделение труда" конструктора и пилота.