Проблемы становления правового государства в России
Формирование демократического правового государства в Российской Федерации началось с провозглашения ее суверенитета, осуществления реформ в различных сферах жизни. Это сложный и трудный процесс, который идет очень болезненно. Построение правового государства должно быть научно обосновано и осуществлено с учетом основных направлений этого процесса. Среди них наиболее важными являются:
- формирование правового законодательства, в котором самое главное значение придается интересам человека и общества. Оно закрепляет справедливость, гуманизм, идеи свободы и равенства;
- строительство государственного аппарата в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- подбор и расстановка кадров должностных лиц в государстве исключительно с учетом их профессиональной и нравственной пригодности;
- создание подлинной многопартийности;
- формирование рыночной экономики;
- формирование у членов общества высокой правовой и политической культуры и др.
Правовое государство - тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства должно быть органически связано с его правовыми установками. Только при соблюдении этих условий создается возможность формирования правового государства.
7.5. Становление теории гражданского общества
Понятие “гражданское общество” восходит своими корнями к идее “полиса” Аристотеля, “societas civilis” (гражданского общества) Цицерона и так называемого естественного права. Гражданское общество и политическое государство представляли собой, по сути дела, взаимозаменяемые термины. У древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы общественной жизни: семью, религию, образование, культуру и т.д. Быть членом общества означало быть гражданином - членом государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер. Эти сферы, в свою очередь, составляли неразрывное целое с государством, с политической системой. Важнейшие институты человеческой жизни, такие как собственность, семья, организация труда, феодальное владение землей, сословия и корпорации, приобрели статус элементов государственной жизни.
Такой подход сохранился вплоть до XVIII в., когда сложилась так называемая теория общественного договора. Ж.-Ж. Руссо - выдающийся французский философ и политический мыслитель, внес большой вклад в разработку теории гражданского общества. Он понимал гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Следует подчеркнуть, что Ж-Ж. Руссо, Д.Локк, И.Кант, много сделавшие для развития идеи личной свободы и гражданского общества, использовали понятия “гражданское общество” и “государство” как синонимы. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и, соответственно, выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами.
Концепция индивидуализма, разрабатывавшаяся Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье ставила на повестку дня вопрос о свободе личности как члена, гражданина общества, независимого от государства. Эта традиция исходила из признания факта существования общества еще в естественном, догосударственном состоянии. В основе общества, по Локку, лежит частная собственность. Она является гарантией свободы личности и политической самостоятельности.
Другую традицию представляет подход немецкого философа Г. Гегеля (1770-1831гг.), внесшего большой вклад в разработку теории гражданского общества. Гегель рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Государство защищало человека от случайностей, обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гегель рассматривал гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество - необходимый, но подчиненный элемент государства, в котором представлена всеобщая воля граждан, в то время как гражданское общество - это сфера реализации частных интересов граждан.
К. Маркс (1818-1881гг.) разработал собственную концепцию гражданского общества. По его мнению, гражданское общество - это среда материальной, экономической жизни людей, совокупность материальных отношений между людьми, образующих базис государства. На этом базисе формируются социальные отношения.
Гражданское общество является, таким образом, первичным по отношению к государству, а отношения между гражданским обществом и государством проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью, при этом государство входит в структуру и жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, а в гражданское общество оно не входит.
Следуя тезису о первичности базиса, К. Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего средствами производства. Следовательно, в буржуазном государстве, где реализуются и защищаются интересы экономически господствующего класса, гражданами оказываются лишь имущие классы и социальные группы.
Возможность преодоления разрыва между гражданским обществом и государством в условиях капитализма Маркс видел в создании нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностные начала полностью растворятся в коллективном. Надежды Маркса не оправдались, на практике социалистическое государство подчинило себе общественную собственность и лишило гражданское общество его экономической основы. На базе государственной собственности возник новый политический класс - партийная номенклатура, который не был заинтересован в формировании автономной и свободной личности, а, следовательно, и зрелого гражданского общества.