Б. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия
1. Правление Екатерины продолжалось 34 года (1762—1796). Современники называли этот период «золотым веком Екатерины Великой», «эпохой просвещенного абсолютизма». Екатерина хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», который был весьма распространен во второй половине XVIII в. и который предполагал обеспечение блага народа с помощью мудрых законов, изданных монархом. Политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане. Она предполагала создание абсолютистского государства с сословной структурой и прочной правовой основой в виде системы законов. Эта политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений, прав дворянства как особо привилегированного сословия — регулирование взаимоотношений между подчиненными государству сословиями.
2. Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (наподобие кондиций 1730 г.). Екатерина отвергла проект создания Совета, увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть, но при этом понимала, что реформа государственного управления необходима. Был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Ивановной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел Определенные полномочия. Тем самым Екатерина ослабила Сенат, превратив его из законодательного в простой административный орган. За департаментами наблюдал генерал-прокурор князь А. А. Вяземский, известный своей неподкупностью.
3. Было ликвидировано гетманство на Левобережной Украине, которой стал управлять генерал-губернатор Малороссии полководец П. А. Румянцев. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель, забрав их в казну. Духовенство теряло экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд чиновничества.
4. Близкое знакомство Екатерины II с трудами знаменитых философов (Вольтера, Дидро) привели царицу к мысли о необходимости создания нового свода законов. Соборное уложение 1649 г. давно устарело, накопилось много царских указов, манифестов. Екатерина решила создать Комиссию для составления нового Уложения; возникли проекты Посошкова, Голицына, Татищева. В Уложенную комиссию избрали по всей России 564 делегата (дворяне, горожане, казаки, инородцы, государственные крестьяне и др.) для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона.
5. В течение двух лет (1764—1765) Екатерина II работала над составлением «Наказа», своего рода руководства для депутатов, в основу которого были положены трактаты Монтескье и других западноевропейских философов-просветителей. «Наказ» провозглашал, что цель власти — содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. В «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше человеческой личности, что права каждого человека вытекают из его сословной принадлежности и в соответствии с этим определяются законами монарха. В этом документе отвергались пытки, казни (лишь в особых случаях), говорилось о предупреждении преступлений. «Наказ» раздали депутатам Уложенной комиссии, которую созвали в 1767 г.
6. В составе Комиссии преобладали представители дворян, и неудивительно, что в начале своей работы Комиссия преподнесла Екатерине титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», титул стал законом. Члены Комиссии читали наказы с мест и обсуждали статьи будущего Уложения. Но в среде депутатов возникли серьезные разногласия, какие возникают между представителями разных сословий. Работа Комиссии ярко свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).
В. Местные реформы.
«Жалованная грамота дворянству»
1. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) показала необходимость дальнейших реформ, прежде всего местного управления, направленных на укрепление государственного аппарата. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь, что свидетельствовало о наступлении деспотической власти самодержавия. В том же году были изданы «Учреждения для управления губерний Российской империи». Вся империя была разделена на 50 губерний, по 200— 300 тысяч душ мужского пола в каждой, провинции упразднялись, а губернии делились на 10—12 уездов. Власть в губерниях принадлежала губернатору, назначаемому Сенатом. Всеми финансовыми делами губернии заведовала Казенная палата. Кроме того, в каждом губернском городе находился Приказ общественного призрения, который ведал школами, больницами, богадельнями и приютами.
2. Во главе уезда стоял капитан-исправник из местного дворянства. В уездных городах вместо воевод были поставлены городничий, назначавшиеся правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. В Петербурге и Москве во главе администрации стояли обер-полицмейстеры.
3. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Дворян судили земский и уездный суды: горожан — губернский и городской магистраты, государственных крестьян — верхняя и нижняя судебные расправы. Все сословные суды были выборными. Высшим судебным органом империи был Сенат. Но российские чиновники никогда не соблюдали независимости судов (до правового государства было далеко). Губернаторы назначали и отстраняли судей, отменяли приговоры. В России сила общественного мнения мало что значила, а сила государства была чрезвычайно велика.
4. Таким образом, было проведено разделение административных, финансовых и судебных дел. Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, в губернии выбирался губернский предводитель дворянства.
5. В середине 80-х годов в России окончательно оформляется сословный строй. В 1785 г. была опубликована «Жалованная грамота дворянству», которая подтвердила сословные права и привилегии дворян — освобождение от подушной подати, телесных наказаний, обязательной службы. Они могли быть осуждены только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Примечательно, что о монопольном праве иметь крепостных — главном, что отличало дворян от других сословий, — в «Грамоте» не говорилось ни слова. Императрица как бы давала понять, что владение крестьянами не входит в число вечных прав. Лишь Сенат мог лишить дворянства.
6. В том же 1785 г. была издана «Жалованная грамота городам», которая закрепляла сословную структуру населения города. Все население города делилось на шесть сословных категорий — разрядов. Расширялись права лишь одной категории — гильдейского купечества. Богатые купцы были освобождены от подушной подати и стали платить налог с капитала (1%). Купцы первой и второй гильдий, именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Органы городского самоуправления были представлены общей городской думой и шестигласной думой (в которую общей думой выбирались шесть представителей, по одному из каждого разряда городского общества). Это была исполнительная власть. Жители города раз в три года избирали городского голову и гласных общей и городской думы. Крестьян, проживавших в городах, в число горожан не включали, хотя подати с них брали в двойном размере — и в городе, и в деревне.
7. Екатерина II заботилась об укреплении государства, основой которого должны стать сильные сословия. Но все ее реформы остались незавершенными. Крепостное право сдерживало возникновение «третьего сословия», исключало крестьян из сословной структуры. Век Екатерины II — «век просвещенного абсолютизма», «золотой век» дворянства. Именно дворяне, занимая исключительное положение в государстве, препятствовали отмене крепостного права, изменению социального статуса крестьянства.